Ежедневный мониторинг законодательства


Подпишитесь на рассылку сайта

Малый бизнес услышали, но не прислушались

Муниципальные сборы для бизнеса с существенными поправками, но все-таки будут введены. Об этом сообщил помощник Президента РФ Андрей Белоусов на втором «Форуме действий» ОНФ, который проходит в эти дни в Москве.

По итогам совещания у Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева, прошедшего на минувшей неделе, было принято решение сократить число видов деятельности, подпадающих под сборы, с 22 до 6 (фактически под сборы попадает только торговый сектор и его разновидности).

Ставки муниципальных сборов будут снижены и приравнены к стоимости патентов. Кроме этого, в законе сохранится зачетная система, то есть субъекту, оплатившему патент, будет производиться  возмещение по уплате налога. Таким образом, оплачивая патент, предприниматель освобождается от уплаты муниципального сбора.

Также отменяется авансовая система платежа. Предполагается, что муниципальные сборы должны будут уплачиваться по факту деятельности.

«ОПОРА РОССИИ» выступает против поспешного введения местных сборов, существенно повышающих фискальную нагрузку на малый, средний и крупный бизнес с 2015 г., поскольку разработать и принять качественный законопроект за 2 недели невозможно. Если все-таки законопроект о введении местных сборов будет приниматься, то его парадигмой должно стать неувеличение фискальной нагрузки на бизнес:

1. В законе должен быть детально прописан механизм вычета сборов из сумм налогов, которые сейчас бизнес платит во все бюджеты.

2. Ставки сбора должен быть адекватными доходности бизнеса. Размеры ставок в текущей редакции законопроекта - это годовые ставки, но все равно они запредельные. Ставки предварительно должны быть обсуждены с предпринимательским сообществом.

3. Субъект РФ должен иметь право снижать сборы до нуля, но не должен иметь право увеличивать их.  

4. Попадание в реестр объектов предпринимательской деятельности, с которых взимается сбор, должно быть максимально простым и минимально формализованным (только на основании декларации самого предпринимателя).

5. Сбор не должен уплачиваться авансом, а только по окончании налогового периода.

6. Необходимо существенно сократить перечень видов деятельности, на которые распространятся местные сборы: однозначно необходимо исключить обложение народных промыслов, ветеринарных услуг, перевозок, бытовых услуг.

7. Должны быть точно определены физические показатели для расчета сборов, исключающие возможность неоднозначного толкования (например, определения размера торгового зала для АЗС).

8. Сбор может быть введен только в городах федерального значения, причем Севастополь должен быть исключен. Введение сбора в иных субъектах РФ должно осуществляться только на основании федерального закона после широкого общественного обсуждения.

9. Сборы не могут быть введены ранее 2016 г., а лучше отложить решение данного вопроса до 2018 г., согласно концепции неувеличения налоговой нагрузки на бизнес, ранее озвученной Правительством РФ.

10. Сборы не должны распространяться на субъекты предпринимательской деятельности, применяющих патентную систему налогообложения.

С 2015 г. сборы смогут ввести только города федерального значения: Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. Но сделает это только Москва, говорил Макаров.

«Добросовестный бизнес может выдохнуть», — доволен руководитель столичного департамента экономической политики Максим Решетников. Из-за сложной экономической ситуации у торгового бизнеса увеличивается соблазн уклониться от налогов, признает он: «Обязательные сборы позволят конкурировать не в оптимизации, а в эффективности».

Госдума ужесточает ответственность для руководителей организаций, выполняющих госзаказы

Законопроект о внесении изменений в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях, который Дума рассмотрит завтра, был внесен правительством еще в 2013 г. Как рассказал первый зампред комитета Госдумы по уголовному законодательству Виктор Пинский, поправки направлены на усиление ответственности руководителей организаций, которые учреждены или контролируются государством и срывают выполнение госзаказов. Для этого расширяется перечень должностных лиц, которые будут нести уголовную ответственность за невыполнение обязанностей и причинение вреда государству наравне с чиновниками, пояснил Пинский. Кроме того, добавляется отдельная ответственность за халатность, повлекшую особо крупный ущерб — более 7,5 млн руб. (сейчас в статье оговорен только крупный ущерб — 1,5 млн руб.).

«Закон требует доработки, есть ряд замечаний, но есть положительный отзыв Верховного суда, поэтому предлагаем рассмотреть его в первом чтении», — сказал председатель комитета Павел Крашенинников. На вопрос, почему правительственный проект пролежал в комитете год, депутат ответил, что все это время не было необходимого отзыва Верховного суда.

«Всегда была четкая доктрина, что у нас относится к преступлениям против госслужбы, и граница была — коммерческое предприятие, а этими поправками мы ее размываем», — говорит член комитета Константин Лазарев (КПРФ). По его словам, законопроект затрагивает фундаментальные представления о злоупотреблении должностными полномочиями и «неизвестно, насколько это правильно»: ранее всегда говорилось, что преступления против государства — это только преступления, связанные с госслужбой. «Руководителя “Роснефти” нельзя было привлечь за злоупотребление должностными полномочиями, так как деятельность компании является коммерческой. Теперь понятие коммерции переносится в госуправление», — объясняет Лазарев. «Там, где есть публичный интерес, лица не должны избегать ответственности», — возражает Пинский.

Есть штрафы по неустойкам и организации в любом случае платят деньги за неисполнение госконтрактов, а теперь сверх этого можно будет наложить еще и штраф, говорит источник «Ведомостей» в комитете: «Мысль простая — надо иметь возможность всех посадить, а актуальность возникла в связи с тем, что жизнь усложняется и деньги государства должны быть под особо четким контролем».

Инициаторами поправок скорее всего стали силовые ведомства: закончились бизнесмены, в отношении которых можно расследовать дела, не каждый раз посадишь Евтушенкова и с малым бизнесом уже тоже разобрались, полагает руководитель движения «Бизнес-солидарность» Яна Яковлева: «Проект написан специально расплывчато, чтобы подпадало как можно больше людей — пострадают предприятия даже с 1% госучастия и вообще любые предприятия, работающие с государственными деньгами». Это неуклюжая реакция на расхищение бюджетных средств, потому что изменить правила игры и покончить с распилами и откатами сложно, гораздо проще посадить людей, заключает Яковлева.

Поправки о сборах с малого бизнеса во вторник будут рассмотрены во втором и третьем чтении

Законопроект о муниципальных сборах за право вести бизнес будет рассмотрен завтра во втором и третьем чтении, сообщил после совета Госдумы Иван Мельников. Проект, подготовленный ко второму чтению, опубликован на сайте комитета.

Председатель комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров в начале заседания напомнил, что поправки вносились в закон о налоговом маневре, но «мы захотели их внимательнее обсудить, поэтому внесли их отдельно». «Между внесением и доработкой состоялось их обсуждение со всеми бизнес-объединениями на площадке Министерства финансов, в том числе на площадке Общественной палаты, с бизнесом встречался и город Москва», — рассказал Макаров. У председателя правительства также было проведено два освещения на эту тему. «Первое заблуждение — эти поправки не распространяются на всю страну, данный законопроект предполагает введение сборов только в городах федерального значения, в 2015 г. это касается только города Москвы», — отметил он. Кроме того, изначальная норма о том, что любой субъект, который захочет это сделать у себя, сможет только через федеральный закон, сохранена в законопроекте.

По сравнению с первоначальными поправками изменилось также и то, что данный сбор могут ввести не ранее 1 июля 2015 г. «Еще один момент — виды деятельности: первоначально их было пять. Предметом обсуждения стало, что в законопроекте было указано 22 вида сбора, но речь шла о расшифровке по классификатору. На сегодняшний день из всех сборов сохранили торговый, все остальные сборы исключены, в том числе и туристический сбор», — объяснил Макаров. «Является ли этот сбор дополнительной нагрузкой? Нет, мы хотим с помощью его поймать тех, кто не платит никаких налогов», — отметил Макаров.

«Размер сбора устанавливается не более размера патента. Мы отказались от авансовых платежей, в течение 25 дней после квартала. Никакой дополнительной налоговой нагрузки они носить не будут». Взаимоотношения налогоплательщика по этим сборам будут самыми простыми, ему просто нужно будет уведомить об открытии торговой площадки налоговую службу, отметил председатель комитета.

Разглашение банковской и коммерческой тайны приравняют к мошенничеству

Любители использовать инсайдерскую информацию для нечестной игры теперь будут рисковать значительно сильнее.

Штрафы за незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, резко увеличиваются до уровня, установленного статьей УК РФ "Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности". Законопроект с такими поправками в статью 183 УК РФ правительство внесло в Государственную Думу.

Законопроект увеличивает предельный размер штрафа за незаконный сбор сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, с 80 тысяч рублей до 500 тысяч рублей или же в размере зарплаты или дохода за период до одного года вместо нынешних шести месяцев.

А за незаконное разглашение или использование таких сведений теперь можно будет поплатиться миллионом рублей или доходом за два года. Сейчас максимальный штраф за это преступление составляет 120 тысяч рублей или доход за год.

Наконец, если разглашение коммерческой, налоговой или банковской тайны причинило крупный ущерб или будет доказано, что оно совершено из корыстной заинтересованности, то штраф составит до 1,5 миллиона рублей или будет наложен в размере дохода виновного за три года. Сейчас это, соответственно, 200 тысяч рублей и доход за период до 1,5 года.

Институт банковской и коммерческой тайны вообще священная корова, и здесь лучше переборщить с ответственностью, но не допустить роста операционных рисков, считает профессор кафедры "Финансы, денежное обращение и кредит" Российской академии народного хозяйства и государственной службы Юрий Юденков.

Нужно всячески подчеркивать, что государство считает эту тему важной и не намерено отходить от основополагающего принципа защиты частной собственности, полагает эксперт.

Он напоминает, что это особенно актуально в связи с постоянным расширением перечня структур, которые в установленных законом случаях имеют доступ к коммерческой тайне. Это суды, налоговая служба, следственные и таможенные органы, Пенсионный фонд, Фонд социального страхования. Иногда их сотрудники злоупотребляют своим положением, торгуют информацией.

Работники некоторых банков тоже этим грешат, наводя бандитов на состоятельных клиентов и сливая конкурентам информацию о готовящихся слияниях и поглощениях. Именно незначительность действующих штрафов для работников кредитных учреждений и вызвала поправки в УК, указывало подготовившее их министерство финансов.

Впрочем, судебная статистика говорит о том, что в российских условиях очень трудно доказать факты нарушений, связанных со сбором и использованием информации, составляющей коммерческую, налоговую и банковскую тайну. По данным Судебного департамента при Верховном суде РФ, в 2013 году зарегистрировано 317 преступлений, квалифицируемых по статье 183 УК РФ. А осуждены только 12 лиц, из них двое - к лишению свободы, а пятеро - к штрафам от 5 до 50 тысяч рублей.

Значительное повышение штрафов, конечно, может остудить горячее желание заработать на тайнах своей фирмы. Но вряд ли повлияют на "профессиональных промышленных шпионов", считают эксперты. Просто их услуги станут дороже, учитывая возросший риск. Так что самой надежной защитой от инсайда остается грамотный и очень осторожный подбор персонала.

Инфляция по итогам года может достичь 9 процентов

Инфляция в России по итогам 2014 года может оказаться на уровне 9 процентов. Такой прогноз озвучил в прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев.

По его словам, сегодня мы уже имеем инфляцию в 8,5 процента. И ожидать, что в этом году она будет ниже, чем в прошлом, нет оснований. Более того, министр на исключил, что уже в первом квартале 2015 года в годовом  выражении инфляция может достичь и 10 процентов.

Улюкаев считает "равновесным" (справедливым) курс на уровне 41-42 рубля за доллар. И советует гражданам хранить свои сбережения в трех валютах. Правда, если при этом есть избыточные сбережения. А если человек 100 процентов зарплаты тратит на потребление, то бежать в обменник нет необходимости, заметил министр.

Он также предупредил, что в следующем году в России начнется повышение процентных ставок. А доллар продолжит укрепляться. Поэтому "трехвалютная корзинка", по его мнению, должна быть на 40 процентов наполнена долларами, а на треть рублями и евро. Кстати, представители крупнейших банковских учреждений страны рекомендуют вкладываться и в китайские юани. И если одна из валют резко снизится, то другая, скорей всего, повысится. Вкладчик же в итоге ничего не потеряет.

Прокомментировал министр и ситуацию с падающими нефтяными ценами. По его словам, в ближайшее время на ежегодной встрече стран ОПЕК, вряд ли будет принято решение, которое поспособствует их росту.

"Сейчас страны ОПЕК разобщены, не имеют единой стратегии, думают о сохранении доли на рынке, а не о цене, поэтому я не ожидаю в ближайшее время сокращения нефтяных квот, которые бы влияли напрямую на рост цен", - сказал Улюкаев.

Стоимость нефти снижается уже несколько месяцев подряд. Страны ОПЕК должны решить, пойдут ли они на сокращение добычи на фоне значительного снижения цен на нефть и других факторов.

В Госдуме не ожидают введения запрета алкоголя на прилавках

В профильном комитете Госдумы по охране здоровья считают, что пока сложно говорить о реализации идеи запрета размещения алкоголя на прилавках магазинов. В отличие от табака, таких ограничений для алкоголя международные соглашения, подписанные нашей страной, не предусматривают.

Об идее депутатов от ЛДПР убрать алкоголь с прилавков ранее сообщила газета "Известия" со ссылкой на одного из авторов будущего законопроекта, вице-спикера Госдумы Игоря Лебедева.

Первый зампред комитета Госдумы по охране здоровья Николай Герасименко ("Единая Россия") считает, что пока сложно говорить о перспективах реализации этой идеи. По словам Герасименко, при введении ограничений по продаже табака в России были предприняты меры, регламентированные конвенцией Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Но таких предписаний пока нет в отношении алкогольной и спиртосодержащей продукции, напомнил он.

"Если в отношении табака подписана рамочная конвенция ВОЗ и мы были обязаны выполнять нормы международного соглашения, касающиеся, в том числе и продаж сигарет, то в отношении алкогольной продукции такого нет", - пояснил замглавы комитета в интервью ТАСС. В этой связи он добавил, что "сейчас говорить о судьбе законопроекта сложно и сомнительно".

Без алкоголя на прилавках все будут покупать водку, считают, в свою очередь, в Минздраве РФ.

"Сама по себе это хорошая идея, но лучше тогда вывести весь алкоголь в специализированные магазины. А если просто убрать с прилавков, тогда понятно, что люди будут покупать - все будут покупать водку", - сказал "Интерфаксу" главный нарколог Минздрава Евгений Брюн.

ЗАО никак не закроется

С началом осени кардинально изменился Гражданский кодекс РФ - закрытые акционерные общества как форма юридического лица перестали существовать.

Теперь в России существуют только две формы коммерческих организаций - акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью. Аналогом ЗАО стало непубличное акционерное общество.

На 1 октября 2014 года в базе ЕГРЮЛ числилось более 120 тысяч закрытых акционерных обществ в России. В контексте нового законодательства ЗАО не должны были проходить никакой обязательной перерегистрации - закон потребовал от них только привести свои учредительные документы в соответствие с законом в любое время, когда они захотят внести изменения. При этом их учредительные документы до приведения в соответствие будут действовать частично - в той части, в которой они не противоречат обновленному ГК РФ.

В связи с тем, что изменений в Закон "Об акционерных обществах", детализирующих и позволяющих на практике применять новые нормы ГК РФ, принято не было, то и приводить свои уставы в соответствие ЗАО не спешили. Был у ЗАО и еще один вариант: пройти процедуру реорганизации в виде преобразования и стать ООО. Однако в связи с отсутствием в законе понятного порядка проведения такой процедуры и у налоговых органов внутренних регламентов на практике до 1 сентября 2014 осуществить эту процедуру было невозможно.

Кроме этого, все акционерные общества с 1 октября должны были передать ведение своих реестров акционеров профессиональному реестродержателю, что означало увеличение операционных расходов в среднем на 30 тыс. рублей в год, не считая оплаты реестродержателю при проведении сделок с акциями, за предоставление выписок из реестра и т.п.

Таким образом, для ЗАО прежняя жизнь закончилась. Они оказались перед выбором - или преобразоваться в ООО, избежать дополнительных расходов на ведение бизнеса и непонятной ситуации с тем, как будет дальше регулироваться деятельность АО, или успеть до 1 октября передать свой реестр реестродержателю (при неисполнении обязанности по передаче реестра законодательством предусмотрены штрафы в размере от 700 тыс. до 1 млн руб. (часть 2 статьи 15.22 КоАП РФ). Внести соответствующую информацию в ЕГРЮЛ и ожидать принятия изменений в специальный закон, а также оплачивать услуги реестродержателя и аудиторов (теперь аудит обязателен для всех АО) и не забывать сдавать обязательную ежегодную отчетность в Банк России, который теперь является регулятором этих отношений.

Какой бы путь ни выбрали ЗАО, они должны были обратиться в налоговую инспекцию, отвечающую за регистрационные действия, и внести изменения в ЕГРЮЛ. На практике негативный опыт прошлых нововведений повторился: не были подготовлены новые регистрационные формы, никто толком не знал, как правильно их заполнять, нужно ли проводить реорганизацию в порядке, который применялся ранее, или преобразование будет проводиться в ином порядке и другие организационные вопросы превратились в сложности. Сроки, установленные государством, приближались, и в итоге многие ЗАО решали вопросы перерегистрации в самый последний момент.

В результате из поданных в сентябре заявлений на реорганизацию ЗАО 60-70% компаний получили отказы не только в налоговой инспекции N 46 по г. Москве, но и в других инспекциях нашей страны. Причем причины отказов в реорганизации ЗАО или других видах изменений в законе перечислены: неполный пакет документов, отсутствие публикаций в официальных изданиях, отсутствие нотариального заверения документов, предоставление несоответствующих действительности сведений и др.

Однако это не помешало налоговикам отказывать ЗАО в реорганизации даже по тем причинам, которые не основаны на законах и на требовании логики. Предпринимателю, который работает на рынке недвижимости, отказали, потому что у него обнаружилась нестыковка с классификатором адресов РФ (КЛАДР) и сведениями из Государственного реестра адресов ФНС России. Адрес, где находится офис предпринимателя, не существует по данным налоговой, поэтому в реорганизации ЗАО ему было отказано. В ситуации, когда предприниматель совершенно не виноват в этих административных нестыковках, ему придется или ждать неизвестно сколько, когда его адрес внесут, или переезжать в другой офис. Любой из этих вариантов не входил в планы предпринимателя, который хотел в соответствии с законом реорганизовать свое ЗАО.

Другой компании, которая занимается транспортными перевозками, в налоговой инспекции отказали в реорганизации ЗАО, потому что обнаружился долг в 160 руб. перед Пенсионным фондом России. При этом организация не исчезает, не отказывается от своих обязательств - она хочет продолжить свой бизнес, только в иной организационной форме, потому что государство считает такую организационную форму сегодня лучше.

При этом руководитель компании-должника, который позабыл о свой обязанности сдавать ежегодную отчетность, уже получил вызов в Банк России на комиссию для пояснений по этому вопросу. А штраф за несдачу ни много ни мало от 500 тыс. до 1 млн руб. на юридическое лицо. Эти и иные штрафы за нарушение законодательства о ценных бумагах ранее взимали в исключительно редких случаях, однако сегодня такие огромные штрафы стали применяться очень часто.

В сложившейся ситуации ЗАО могут серьезно пострадать от процесса изменения законодательства и даже потерять свой бизнес. Если ЗАО не смогли перерегистрироваться, то государство не запрещает им попытаться сделать это со второй, третьей попытки. Чтобы "отказники" прошли реорганизацию в форме преобразования в ООО, им необходимо устранить причины отказа и попытаться снова. Если же ЗАО не захотят или не смогут в ближайшее время пройти реорганизацию, то им необходимо выполнить требование закона и срочно передать необходимые документы реестродержателю. Кроме этого, необходимо соблюсти свои обязанности по сдаче отчетов по ценным бумагам, пусть и задним числом, но обязательно отправить в ЦБ отчет за 2013 год.

С практической точки зрения, вся процедура регистрации в налоговой инспекции должна быть простой. Бизнес должен иметь нормальный, рабочий контакт со специалистами налоговой инспекции. Очень важно, чтобы принимающие документы действовали не формально, а по существу, согласованно с теми, кто ответственен за решение о регистрации или ее отказе. Крайне необходимо заранее объявлять требования к документам и процедуре различных изменений, выявлять несоответствие документов перед тем, как принять их на регистрацию у заявителя. Такие шаги добавят согласованности во взаимодействии бизнеса и налоговых органов, сделают процедуры более прозрачными и устранят большинство отказов.

Для контролирующих органов в России введены новые правила надзора

Алексей Каневский, председатель Комитета по экономике Московского отделения "ОПОРЫ России"

Федеральный закон N 307-ФЗ вступил в силу 15 ноября. Он вводит некоторые ограничения для контролирующих органов, которые осуществляют надзор в соответствии с законом N 294-ФЗ.

К сожалению, важные моменты так расплывчато в нем прописаны, что не несут бизнесу облегчения от чрезмерного контроля.

Бизнесмены в последнее время жаловались, что кроме плановых проверок государственные и муниципальные органы проводят огромное количество внеплановых. О таких контрольных мероприятиях невозможно узнать заранее. Сокращение числа внеплановых проверок в документе не прописано. Но вот повод визита контролеров должен быть теперь четко обозначен. Кроме того, о проведении внеплановой проверки должна быть заблаговременно уведомлена компания.

Также закон вводит запрет на требование документов, не относящихся к предмету проверки. Эта поправка носит довольно расплывчатый характер. То есть можно смело привязать всю деятельность организации к проверкам с участием налоговых органов. В законе не хватает четкого перечня, что относится к предмету проверки, а что нет. Несомненно, связь повода для проверки и перечня запрашиваемых документов должна прослеживаться. Но как разграничить то, что относится к предмету проверки, и то, что налоговые органы запрашивать уже не имеют права? Вот этого ограничения закон не содержит.

Еще одна норма закона гласит, что если основанием для проведения внеплановой проверки является истечение предписания об устранении выявленного в компании нарушения, предметом такой проверки может являться только исполнение этого предписания. Проверяющие должны проконтролировать, что нарушение устранено, и не углубляться в деятельность организации. На практике эта норма вряд ли оградит компанию от лишнего внимания проверяющих. Так как устранение нарушения - это лишь один из поводов проведения внеплановой проверки. Но нет ограничения, что внеплановые проверки могут проводиться только по этому поводу. То есть проверяющие могут проверить деятельность организации в том объеме, который им покажется необходимым.

В России с бизнеса будут взимать налоги за прибыль в офшорах

Госдума приняла в первом чтении законопроект о налогообложении прибыли контролируемых иностранных компаний (КИК).

Предлагается установить механизм налогообложения в России доходов контролируемых иностранных компаний, если они не распределяют полученные доходы в пользу российских лиц, контролирующих такие компании. Как отмечается в отзыве правительства на законопроект, эти меры будут способствовать пресечению использования низконалоговых юрисдикций для получения необоснованной налоговой выгоды, а также позволят обложить налогом нераспределенную прибыль КИК.

Суть изменений в том, что налогоплательщиков обяжут включить в свою налоговую базу по соответствующему налогу (НДФЛ - для физлиц, налог на прибыль организаций - для юрлиц) прибыль такой иностранной компании и, следовательно, уплатить с нее налог. Несмотря на то, что эта прибыль находится на счете иностранной компании и не поступала в личное распоряжение российского налогоплательщика. Новые правила затронут тех, кто владеет долями в иностранных компаниях в размере 25% и более - по общему правилу, или в размере хотя бы 10% - если более половины долей в иностранной компании будет принадлежать российским налоговым резидентам.

Предприниматели опасаются негативных последствий, если закон будет принят. "Этот законопроект разработан минфином в рамках плана по деофшоризации российской экономики. Внесенный проект сохраняет риски, которые ранее отмечались Торгово-промышленной палатой РФ (ТПП РФ) и бизнесом. Из-под действия закона не выведены российские публичные компании, кроме того, контролируемыми признаются компании, зарегистрированные в государстве, где ставка налога на прибыль меньше 15%", - сказал вице-президент ТПП РФ Вадим Чубаров на заседании Экспертного совета ТПП РФ по совершенствованию налогового законодательства и правоприменительной практики.

С этим согласны и другие эксперты. "Законопроект поддерживает четко обозначенный курс на деофшоризацию. При обсуждении было много споров вокруг определения контролирующего лица, в частности, недовольство представителей бизнеса вызывал обозначенный порог в 25%, в результате в поступившем на рассмотрение законопроекте предусмотрен переходный период. В первые два года действия закона (а закон должен вступить в силу с 1 января 2015 года) это будет 50-процентный порог. Контролирующим лицам предлагается самостоятельно признать себя таковыми до 1 апреля 2015 года и уведомить об этом фискальные органы. Иначе грозит штраф 100 тыс. руб., если налоговая получит эту информацию от компетентных органов иностранных государств", - рассказала Ирина Парулева, консультант по бухгалтерскому учету и налогообложению АКГ "Градиент Альфа".

Напомним, недавно была ратифицирована конвенция о взаимной помощи по налоговым делам, которая позволит обмениваться информацией со многими странами (к ней присоединились около 70 государств), в том числе с офшорными юрисдикциями. "Но пока нет налаженного эффективного механизма реализации этой конвенции, примеров из практики, оценить, каковы будут конкретные последствия для бизнеса, сложно. Маловероятно, что в налоговую пойдет организованная толпа желающих признать себя контролирующими лицами в надежде сэкономить 100 тыс. руб.", - полагает Ирина Парулева.

Грузовики старше 15 лет отправят в утиль

Минпромторг выступил с инициативой по ограничению срока эксплуатации транспортных средств. Подробности "РГБ" рассказал директор департамента транспортного и специального машиностроения минпромторга Александр Морозов.

- Александр Николаевич, чем вызвана необходимость ограничивать возраст автомобилей?

- Подавляющее большинство автомобилей в России вышли за пределы ресурса службы. По мере роста пробега усталостные напряжения в конструкциях возрастают в 1,4-2,5 раза, растет несоответствие современным требованиям экологической безопасности, высока вероятность внезапного выхода из строя во время движения узлов и агрегатов. При этом обновление качественного состава транспорта, особенно грузовиков и автобусов, идет очень медленно. "Выбытие" старых грузовиков составляет всего 5,3% в год, автобусов - около 5,7%. Такие машины - источник угрозы безопасности на дорогах. Помимо повышенной аварийности они приводят и к повышению цен на перевозки.

В целом же средние и тяжелые коммерческие автомобили, с момента выпуска которых прошло более 5 лет, составляют около 85% от объема парка. Со сроком эксплуатации более 15 лет - 70%, более 20 лет - 51%.

- Коснутся ли поправки в Закон "О безопасности дорожного движения" личных авто граждан или только коммерческого пассажирского и грузового транспорта? Будет ли этот срок разным для личных и корпоративных ТС?

- В первую очередь предельные сроки эксплуатации должны быть введены в отношении автобусов и грузовиков, именно эти старые автомобили больше всего угрожают безопасности людей на дорогах. Окончательное определение видов и категорий транспортных средств и предельных сроков их эксплуатации будет принимать правительство. Минпромторг предлагает в утиль все грузовые автомобили и автобусы старше 15 лет, используемые в коммерческой деятельности. Для этого должен быть установлен переходный период.

- Какие еще есть пути обновления автопарков предприятий?

- Замена транспортного налога на экологический. Мы смещаем центр ответственности с лошадиных сил на кубические сантиметры, экологический класс и возраст автомобиля. Математическая модель нового налога, который сменит транспортный, уже согласована с минфином. Этот нормативный акт находится в процессе подготовки.

- Предыдущая программа утилизации стимулировала продажи новых авто отечественного производства. А насколько она оказалась эффективной в сегменте коммерческого транспорта?

- Предыдущая программа утилизации действовала ограниченно - распространялась только на легковые автомобили, принять участие в ней могли только физлица. Новая Программа обновления имеет принципиально важные отличия: в ней участвуют как физлица, так и юрлица, то есть предприниматели. Программа распространяется на коммерческие легковые и грузовые машины, а также на автобусы. Задействован механизм "трейд-ин". Рекомендуемый размер скидки не зависит от стоимости старой машины и варьируется по типам приобретаемых автомобилей. Максимальную скидку смогут получить покупатели грузовиков и автобусов.

- Из каких источников финансируется программа утилизации, которая продлится до конца года?

- Компенсация затрат автопроизводителям, участвующим в программе, будет выдана из бюджета через субсидии в конце 2014 года. Потраченные на выплату компенсаций автодилерам 10 млрд рублей вернутся в бюджет в размере 15 млрд в виде налогов с проданных автомобилей. Это хороший эффект.

- Сколько рассчитываете продать новых автомобилей?

- До конца года автоконцерны планируют реализовать до 170 тыс. единиц машин. Уже сейчас ясно, что программа может быть выполнена раньше срока. Продано уже 70 тыс. машин. Динамика продаж показывает рост - до 20 тыс. машин в неделю. Не исключено, программа буде

18 ноября 2014