Ежедневный мониторинг законодательства


Подпишитесь на рассылку сайта

Бизнес не убедил власти отказаться от муниципальных сборов с предпринимателей

Сборы за право заниматься отдельными видами бизнеса обсуждались вчера на слушаниях в Общественной палате. Ввести их первоначально предлагал премьер Дмитрий Медведев, а Макаров подготовил поправки в Налоговый кодекс.

Диапазон ставок по проекту — от 6000 до 600 000 руб. в зависимости от видов деятельности (их в проекте 22). Муниципалитеты смогут как обнулить, так и увеличить их в 10 раз. Поддержать проект в предложенном Макаровым виде правительство не готово и обсуждает перенос введения сборов на 2018 г., рассказывали «Ведомостям» федеральные чиновники.

Сбор нужен для того, чтобы заставить выйти из тени недобросовестных налогоплательщиков, объяснял Макаров: «Сейчас мы их поймать не можем». А по законопроекту, чтобы открыть бизнес, придется заплатить сбор авансом, рассказывал он. Муниципалитетам нужны не трансферты и отчисления от федеральных налогов, а собственные источники доходов, соглашался директор департамента Минфина Илья Трунин. Крупный бизнес быть доходной базой не может, отмечал он: это налогоплательщики «общенационального уровня». К тому же за ними пристально следит ФНС, а вот за малым и средним бизнесом «эффективного налогового контроля не существует», признавал Трунин. На взимание вмененных налогов (зависят от заранее определенных параметров — например, численность персонала и площадь объекта) «вполне можно пойти», резюмировал он, а их администрирование можно частично передать местным властям.

Нелегальный предприниматель все равно не станет регистрировать бизнес, недоумевал предправления корпорации по развитию Ульяновской области Руслан Гайнетдинов, а законопослушный — получает повод уйти в тень из-за роста налоговой нагрузки. В чем тогда смысл вводить налоговые каникулы (два года для вновь зарегистрировавшихся индивидуальных предпринимателей), удивлялся он.

Увеличение нагрузки не было целью проекта, заверял Макаров: сбор должен быть засчитан в уплату существующих налогов. Сборы могут заменить патенты и ЕНВД, а НДФЛ, налог на прибыль и платежи при упрощенной системе налогообложения уменьшаются на сумму сбора. Воспользоваться сборами смогут только города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь), успокаивал Макаров, а с 2015 г. механизм будет введен только в Москве в качестве эксперимента.

Странный выбор для эксперимента, удивлялся председатель московского отделения «Опоры России» Александр Жарков: в Москве сосредоточено наибольшее количество предпринимателей. Это удар и по крупному бизнесу, говорил представитель Ассоциации компаний розничной торговли Тагир Калимуллин: нагрузка для некоторых сетей удвоится. Он предложил освободить федеральные сети от сборов.

Сетей АЗС в явном виде в проекте нет, но три вида их деятельности попадают под сборы — розничная и оптовая торговля и перевозка, перечислял президент Российского топливного союза Евгений Аркуша: каждый платеж увеличит цену литра топлива от 1 до 3 руб. Крупные московские АЗС, которые продают по 80 000 л в день, незначительно уменьшат маржу, отмечал он, а заправкам в спальных районах и промзонах, продающим по 5000 л, придется закрыться: повысить цены на конкурентном рынке они не смогут. Ставки «космические», соглашался президент российской коалиции киоскеров Владлен Максимов: для торгового павильона до 50 кв. м нагрузка вырастет в 5 раз.

Ставки и облагаемые сборами виды деятельности предложила Москва, отмечал Макаров, депутаты лишь вынесли их на обсуждение. «Ставки нужно существенно сократить», — признавал он, а возможность увеличивать их ограничить двукратным размером. Обсуждение параметров продолжится в пятницу на заседании комитета, сказал он. К этому времени Общественная палата направит в комитет все предложения бизнеса, заверил секретарь организации Александр Бречалов.

Штампы отменяются

В следующем году в России отменят применение круглых печатей в деятельности компаний. При регистрации предприятий не надо будет тратиться на изготовление каких-либо штампов. Но это только одна из новаций, которые ожидают бизнес в скором времени.

Правительство внесло в Госдуму очередной законопроект, призванный упростить создание и ведение бизнеса по дорожной карте "Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Координирует карту ФНС России. Авторы законопроекта прямо утверждают, что с развитием современной техники и технологий присутствие на документе печати никак не гарантирует подлинность фирмы.

По словам заместителя руководителя Федеральной налоговой службы Сергея Аракелова этот формальный атрибут сегодня дает лишь видимость защищенности, которая часто используется злоумышленниками. К тому же печати все реже используются в международной практике, особенно с развитием электронного документооборота. Гарантией благонадежности компании, по словам замруководителя ФНС, сегодня становятся другие критерии.

Убедиться в них помогают сервисы доступа к реестрам юридических лиц и другим данным налогового ведомства.

Эти сервисы, предоставляет ФНС на своем официальном сайте nalog.ru. Они позволят узнать не только дату рождения фирмы, ее адрес, имена руководителей и учредителей, но и признаки ведения ею реальной деятельности, например, такие как наличие налоговой задолженности, сдача финансовой отчетности.

К слову, если предприниматели считают, что печать им нужна, препятствий для использования не вводится.

11 дней в среднем уходит сегодня на открытие своего дела: от задумки до первой бизнес-операции

Это и другие уже принятые законодательные новшества позволяют России продвигаться вверх в знаменитом рейтинге Doing Business, который ведет Всемирный банк. Согласно свежему отчету, наша страна к 2015 году поднимается на 62-е место в этом мировом рейтинге, определяющем уровень инвестиционной привлекательности государств. Скачок как раз обеспечил индикатор "регистрация предприятий". По нему Россия выросла сразу на 24 пункта, с 58-го переместилась на 34-е место. По словам Аракелова, в движении вверх помогли и принятые весной этого года законы, благодаря которым бизнес может быстрее и дешевле начать собственное дело.

Например, создавая компанию, можно предварительно не оплачивать уставной капитал, не удостоверять заявление о рождении фирм у нотариусов, не уведомлять налоговиков и внебюджетные фонды об открытии счетов в банках. Минуя эти процедуры, новоиспеченные бизнесмены получают свидетельство о регистрации через пять дней после сдачи документов. В этом еще помогают специализированные регистрационные центры, которые сегодня создаются по всей стране Федеральной налоговой службой. В них документы на регистрацию посетители сдают в основном не более чем за 15 минут. "Если раньше каждая налоговая регистрировала предприятия, то сейчас этим занимаются центры. Это единая практика, стандарты, наиболее удобные взаимоотношения с налогоплательщиками и с организациями, - поясняет Сергей Аракелов. Центры действуют уже в 30 регионах. В 2015-2016 годах они будут работать во всех субъектах", - подтверждает он.

Побывавшие этим летом в России международные эксперты Doing Business оценили ситуацию с регистрацией в стране на 92,17 процента из ста. Выше только у мировых лидеров рейтинга. Кроме того это самый высокий показатель России из 10 направлений, по которым Всемирный банк оценивает страны на благоприятную предпринимательскую среду и прочные правовые институты государства. "Рейтинг Doing Business рассчитан на то, чтобы максимально упростить людям ведение бизнеса на определенной территории, мобилизовать на эту задачу в первую очередь государственные органы", - продолжает Сергей Аракелов.

По его словам, работа над упрощением процедур регистрации продолжается. В России в следующем году появятся типовые уставы юридических лиц. Документ разработан в минэкономразвития с участием ФНС. Головная боль искать проекты уставов, обращаться и платить юристам при создании нового юридического лица у бизнесменов отпадет. Внутренние отношения совладельцев будут регулироваться единым документом. Кроме того планируется уменьшить и сам срок на первичную регистрацию - в течение трех дней.

Одновременно принят и уже заработал закон о досудебном обжаловании решений регистрирующих органов. Любой, кто не согласен с отказом в госрегистрации, может за 15 дней получить решение по своей жалобе в вышестоящем налоговом органе. Для сравнения: судебные тяжбы занимают до полугода . "Бизнес получил дополнительный, бесплатный и наиболее быстрый способ защиты своих прав без длительных судов", - поясняет Сергей Аракелов. Эту удобную процедуру, ранее уже устоявшуюся в России по налоговым спорам, Всемирный банк также учел при оценке.

По данным ФНС, количество исков к регистраторам в суды за год снизилось на 20 процентов.

Движение России к лидерству в рейтинге Всемирного банка продолжается. "Мы намерены попасть в двадцатку лучших по показателю "регистрация предприятий", - говорит Аракелов. Однако, по его мнению, здесь есть и пределы, за которые выходить не стоит с учетом особенностей нашей страны. В Сингапуре или Новой Зеландии, заметим, предприятия регистрируют за один день. Бездумно гнаться за столь сжатыми сроками опасно. Во-первых, Сингапур в отличие от России - это страна с населением в пять миллионов. А во-вторых, в нашей стране еще много недобросовестных лиц, которые пытаются зарегистрировать подставные фирмы на чужие паспорта, по массовым адресам регистрации. И с ними ведется постоянная борьба, напоминают в ФНС. Кстати, по оценкам бизнес-сообщества, степень удовлетворенности бизнеса сроками регистрации в России и так очень высока. Пять дней регистрации не могут отбить желание открыть бизнес.

В ФНС отмечают рост зарегистрировавшихся с начала года индивидуальных предпринимателей - на 39 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Растет и число новых юрлиц, хотя не так значительно - на 2 процента. Налоговики рост объясняют , в том числе, упрощением регистрации. На все 4-5 процедур от задумки создать компанию до первой бизнес-операции тратится чуть более 11 дней. Помимо взаимодействия с налоговой службой, бизнес успевает уплатить госпошлину, открыть счет в банке. Индивидуалы все чаще регистрируется прямо на сайте ФНС. Начало бизнеса таким образом "отметили" уже более 70 тысяч предпринимателей. Стереотип о том, что в России сложно оформить компанию, что надо обращаться к посредникам, платить им большие деньги - развенчан. Регистрация становится удобным, быстрым и незатратным этапом вхождения в предпринимательство. Это движение и отражает рейтинг Всемирного банка.

Приоритеты отечественного производственного бизнеса

Законопроект «О промышленной политике в Российской Федерации», по мнению делового сообщества, призван всерьез реализовать политику импортозамещения в России.

Суть законопроекта состоит в нацеленности на стабильное и инновационное развитие экономики, достижение и поддержание ее высокой конкурентоспособности, импортозамещение по продукции большинства отраслей. В законопроекте, как известно, определяются меры стимулирования промышленной деятельности и соответствующие полномочия органов государственной власти и местного самоуправления. 

Так как законопроект впервые вводит такое понятие, как специальный инвестиционный контракт, который заключается между государством и инвесторами, принимающими на себя обязательства по созданию или освоению производства нужной стране промышленной продукции и иные обязательства социально-экономического характера, важно обозначить стимулы. То есть необходимо, чтобы для инвесторов устанавливались льготы по налогам, уплате арендной платы за пользование государственным и муниципальным имуществом и земельными участками, а также льготные тарифы на товары, работы и услуги и иные преференции на срок до 10 лет.

Важен также вопрос о законодательном расширении емкости внутрироссийского рынка, во многом занятого сегодня продукцией зарубежных производителей, и посредниками, нередко поставляющими по демпинговым ценам продукцию, которая не отвечает современным стандартам качества.

Наши эксперты считают, что в законопроекте необходимо закрепить меры, направленные на совершенствование систем таможенного регулирования и лицензирования, которые давали бы возможность отечественным производителям высококачественной продукции на равных конкурировать с иностранными компаниями на нашем, российском рынке.

При этом наши производственники хотят увидеть в законе не только общие слова о целях, задачах и направлениях развития промышленной политики, но и перечень конкретных видов и форм поддержки промышленных предприятий и критериев, по которым она будет распределяться.

Также важно установление и закрепление на федеральном законодательном уровне порядка формирования тарифов и цен на товары (услуги) естественных монополий и периодичности их изменения. В свою очередь федеральные, региональные и муниципальные органы власти, естественные монополии, предприятия с государственным участием и крупнейшие компании при осуществлении закупок продукции производственно-технического назначения и услуг обязаны, на наш взгляд, соблюдать приоритеты для отечественного производственного бизнеса и внутрирегиональных производителей и поставщиков.

Что касается региональных органов власти, то обеспечение реализации стратегий и программ социально-экономического развития и модернизации базовых отраслей и крупнейших предприятий отечественной промышленности возможно лишь при переходе на принципы проектного управления по экономическим целям и формирование межведомственных структур – технологических платформ и коридоров, региональных и межрегиональных кластеров.

Назрела и такая мера промышленной политики, как снижение ставки рефинансирования Центрального Банка России и привлечение ресурсов Фонда национального благосостояния России, Резервного фонда, золотовалютных резервов Центрального Банка, формирующегося Фонда развития промышленности Российской Федерации для финансового обеспечения модернизации базовых отраслей промышленности.

Оно же актуально и для обеспечения равного доступа к финансированию из средств Фонда для предприятий как крупного, так и малого и среднего производственного бизнеса.

Сегодня необходимо применение мер по налоговому стимулированию промышленного развития, в частности, установление дифференцированного подхода при налогообложении организаций, осуществляющих деятельность в обрабатывающей, производственной сфере и выпускающих наукоемкое оборудование. При этом к средствам целевого финансирования, не учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, необходимо отнести и средства, полученные организациями на осуществление научной и инновационной деятельности вне зависимости от источника финансирования.

Законопроект о промышленной политике должен содержать, на наш взгляд, конкретные механизмы стимулирования создания инжиниринговых и кластерных структур, ориентированных и обеспечивающих импортозамещение. Для общественного профессионального контроля за реализацией будущего Закона о промышленной политике предлагается создать «Палату профессиональных инженеров», объединяющую всех участников инжинирингового рынка.

Развитие практико-ориентированного образования инженерных кадров, адаптация к этим задачам образовательных стандартов может и должно опираться на «Уральскую инженерную школу», идеология которой поддержана президентом России и губернатором Свердловской области.

В условиях глобализации мировой экономики и обострения конкурентной борьбы за обладание сырьевыми ресурсами, особенно в Арктическом регионе, стратегия развития отечественного минерально-сырьевого комплекса должна быть ориентирована на максимально возможное удовлетворение внутренних потребностей страны в природных ресурсах, обеспечивающих энергетическую и национальную безопасность российского государства.

Для этого перед научно-техническим сообществом региона на государственном уровне могут и должны быть поставлены базовые задачи, направленные на создание прорывных технологий, важных для экономического развития страны и снижения влияния внешних факторов, таких как ведение бизнеса в рамках ВТО, санкции Евросоюза, разрыв экономических отношений с Украиной и многих других рисков сегодняшнего дня.

Отвечая на вызовы современности, машиностроительный комплекс Уральского региона и страны в целом должен продемонстрировать существенный потенциал импортозамещения, роста внутреннего потребления в результате осуществления масштабных инфраструктурных проектов. Однако для повышения конкурентоспособности отечественной машиностроительной продукции требуется соответствие важнейшим критериям потребительских предпочтений: надежности продукции, высокому уровню сервиса и адекватной стоимости владения, для чего необходимо проведение глобальной модернизации производства и обновления парка технологического оборудования, в том числе и на базе создания современных компактных производств.

Письмо ФНС России от 22.10.2014 N ЕД-4-2/21933 "О регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники"

Перерегистрация ККТ юрлица, изменившего наименование в связи с реформой ГК РФ, не нужна

ФНС России разъяснила, что в случае изменения организационно-правовой формы юрлица в связи с приведением ее в соответствие с нормами гл. 4 ГК РФ в редакции Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ перерегистрация контрольно-кассовой техники (ККТ) в налоговом органе не требуется.

Это связано с тем, что согласно ч. 7 ст. 3 данного Закона изменение наименования юрлица, вызванное принятием поправок к гл. 4 ГК РФ, не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование.

В п. 1 ст. 54 ГК РФ предусмотрено, что наименование юрлица включает указание на организационно-правовую форму. Следовательно, изменение организационно-правовой формы отражается на наименовании юрлица.

Случаи, когда необходима перерегистрация ККТ, определены п. 76 Регламента, утвержденного Приказом Минфина России от 29.06.2012 N 94н. К таким случаям относится, в частности, изменение наименования организации (пп. "в" п. 76 упомянутого Регламента).

 

13 ноября 2014