Сбербанк открывает центры роста для малого бизнеса

24 июля 2007
В России зарегистрировано более миллиона предприятий малого и среднего сектора, более 2,5 миллиона частных предпринимателей. Но результаты их деятельности скромны: доля в ВВП не превышает 14%. В странах же с развитой экономикой - от 40% и выше. Немудрено: Россия занимает лишь 148-е место в мире по объемам кредитования малого бизнеса - основного ресурса для его развития.
Российские банки удовлетворяют не более 15% потребностей малого бизнеса в кредитах. Но, как показали опросы, в кредитах заинтересована большая часть бизнесменов. Выкручиваются по-разному: занимают у ростовщиков, у фирм-партнеров, небольшие кредиты в банках оформляют как потребительские. Объем потребительского кредитования уже превысил 1 трлн рублей и будет расти дальше. Но в несколько раз выше специалисты оценивают потенциал потребностей среднего и малого бизнеса. Ведь процент просроченных ссуд у предпринимателей значительно ниже, чем у физических лиц. Неудивительно, что банки уже стараются активнее работать с такими клиентами, и даже есть конкуренция.
В южных регионах России, например, в борьбе за клиента банки за полтора года снизили ставки по кредитам на 2- 3%, а суммы беззалогового и максимального кредита выросли в 2-2,5 раза. В ЮФО наиболее активно работают Юго-Западный банк Сбербанка России, \"ВТБ 24\", \"Центринвест\", КБМ-банк, МДМ-банк, Росбанк, Банк Москвы.
В других регионах тоже видны изменения. В среднем по стране процентная ставка кредитования для малых предприятий неуклонно уменьшается: в 2002 году она составляла 26,6%, в 2004-м - 19,3%, в 2006-м - 16,2%. Сегодня Сбербанк и еще более двухсот банков страны заявили, что кредитование \"маленьких\" и \"средних\" стало для них вопросом приоритетным.
До благополучия, правда, еще далеко. Заемщики сетуют на сложности при получении кредита: длительное оформление документов и рассмотрение заявок, банки - на непрозрачность бизнеса и на недостаточную активность предпринимателей, объясняя это их финансовой безграмотностью. Претензии взаимны, тем не менее стороны идут на сближение.
Например, Западно-Уральский банк Сбербанка России открыл несколько центров роста малого бизнеса. До конца года их будет больше 20. Здесь можно поучаствовать в обучающих семинарах, посетить бизнес-класс, получить помощь в оформлении документов. Крупнейший российский банк кредитует малый бизнес давно: с 1998-го - в рамках совместной программы с ЕБРР, с 2003-го разработана собственная программа. По итогам 2006 года объем кредитов Сбербанка среднему и малому бизнесу приблизился к 900 млрд рублей. Как отметила первый зампредседателя правления банка Алла Алешкина, Сбербанк решил взращивать клиентов из малого бизнеса, чтобы этот бизнес вырос в средний, а средний - в крупный.
Важно, что Сбербанк финансирует инвестиционные проекты на срок до семи лет. Выдавать небольшим предприятиям \"длинные\" деньги мелким банкам сложнее, а обладающие такими ресурсами крупные банки далеко не всегда имеют такую же, как у Сбербанка, развитую филиальную сеть, да и не спешат ею обзаводиться. Вот и предпринимаются попытки включить в процесс поддержки малого бизнеса все заинтересованные стороны: банковское сообщество, государство, общественные объединения предпринимателей, кредитно-потребительские кооперативы.
Начала работать общефедеральная программа помощи малому бизнесу. Банкиры ждут от ЦБ смягчения требований инструкции, которая автоматически заносит кредиты малому бизнесу в разряд ненадежных. Ждут и отмены требования по обязательному страхованию предмета залога, чтобы помочь приподняться на ноги важному сектору экономики, в котором работает четверть трудоспособного населения страны.

альянс - медиа

Подпишитесь на наши новости подписаться на рассылку
24
июля
2007
Учредители агентства