Ежедневный обзор законодательства


Подпишитесь на рассылку сайта

Губернаторы могут получить право лишать бизнес упрощенных систем налогообложения - СМИ

Речь идет о возможном уменьшении критериев отнесения к льготникам в десять раз: со 100 работников до 10, с 60 млн рублей годовой выручки до 6 млн

Большинство торговцев, рестораторов и риелторов с 2015 года могут лишиться возможности использовать упрощенные системы налогообложения. Как пишет РБК, соответствующий законопроект направил в правительство Минфин России. Минэкономразвития выступает против идеи, которая повысит налоговую и административную нагрузку на большую часть малого бизнеса.

Согласно уведомлению, размещенному на сайте regulation.gov.ru, проект закона дает регионам возможность ограничивать доходы, численность работников и стоимость основных средств компаний, которые вправе рассчитывать на льготы для малого бизнеса. Как пояснял министр финансов РФ Антон Силуанов, власти регионов смогут уменьшать «критерии отнесения» к льготникам в десять раз: со 100 работников до 10, с 60 млн руб. годовой выручки до 6 млн. «Губернаторы предлагают, и мы их поддерживаем», – говорил Силуанов в конце сентября.

«Эту возможность регионы хотят получить вместо налога с продаж, чтобы увеличить сбор платежей в бюджет, а заодно решить проблему дробления больших компаний на малые», – поясняет чиновник финансово-экономического блока правительства. Инициатива принадлежит одному из губернаторов, говорит другой. Насколько она «проходная», по его словам, непонятно. Два других источника сомневаются, что документ будет согласован.

По данным организации «ОПОРА России», на которые ссылается РБК, негативные последствия увеличения налоговой нагрузки коснутся около 45% юридических лиц (580 тыс. организаций) и 19% индивидуальных предпринимателей (220 тыс. субъектов).

Те компании и ИП, которые покинут круг льготников, вместо «упрощенки» должны будут уплачивать 20-процентный налог на прибыль или НДФЛ, налог на имущество (2%), земельный налог (от 0,3 до 1,5%) плюс полные страховые взносы (30%). Проблему дробления новые правила не отменят, считают в «ОПОРЕ»: недобросовестные налогоплательщики просто раздробятся на более мелкие компании.

Идея в том, что регионы сами будут принимать решение, как пересматривать критерии малого бизнеса, поясняет представитель Минфина. «Пока обсуждение законопроекта продолжается на площадке правительства», – говорит он. Минфин отправил текст проекта в правительство, а до этого разослал на согласование в министерства и ведомства, добавляет чиновник. Новые права регионам предлагается дать уже с 1 января 2015 года. У Минэкономразвития другая информация: по словам представителя министерства, законопроект в правительство пока не внесен.

Принципиальную позицию министерства озвучил на этой неделе министр Алексей Улюкаев, заявив о целесообразности полного моратория на увеличение налоговой нагрузки. Он выступил против прогрессивной шкалы подоходного налога, разного рода региональных сборов и заявил, что налоговую систему в целом не надо трогать и «пытаться докрутить», так как она работающая и одна из лучших в мире.

ФАС считает обоснованным присутствие на рынке рекламы представителей малого бизнеса

Замглавы службы заверил, что ведомство будет отстаивать интересы представителей МСП и включать их в аукционы, проводимые органами власти

ФАС России считает обоснованным присутствие на рынке рекламы представителей малого бизнеса, заверил участников Всемирного рекламного саммита сопредседатель оргкомитета саммита, заместитель руководителя ФАС России Андрей Кашеваров. "Поэтому продолжим вырабатывать понятные и прозрачные правила, по которым на рынке смогут быть представлены все форматы — как крупный, так и малый бизнес", - сказал он.

Федеральная антимонопольная служба, отметил А.Кашеваров в рамках своего обращения на церемонии открытия саммита, будет последовательно отстаивать интересы представителей малого бизнеса и включать их в аукционы, проводимые органами власти. «Мы приветствуем те аукционы, которые сегодня проводятся органами власти на различных уровнях, тем не менее, мы последовательно будем отстаивать интересы малого бизнеса и включать в этот процесс малых игроков. Мы неоднократно дискутировали с правительством Москвы о том, как проводить отбор, аукционы. Есть один критерий: если в ходе торгов то, что было предложено продано, значит обратного хода нет», - пояснил Андрей Кашеваров.

«Хотел бы обратить внимание на то, что те аукционы, которые проводятся на территории России, имеют отличия. И Москва в этом отношении - не исключение. Правительство Москвы стремится развивать современные форматы, привлекать крупных игроков и формировать новый облик города», — добавил он.

В заключение Андрей Кашеваров поблагодарил всех участников Саммита за проявленный интерес к мероприятию и сообщил: «Я полагаю, что площадка в Москве очень удобна для дискуссий. В дальнейшем этот саммит станет постоянным, и если не ежегодным, то будет проводиться с какой-то периодичностью. Я надеюсь, что мы все это поддержим».

Всемирный рекламный саммит, объединивший более 30 стран, открыл мэр Москвы Сергей Собянин. В приветствии к участникам мероприятия он отметил, что мероприятие такого масштаба в России проводится впервые. «Предстоит обсудить актуальные проблемы регулирования рынка, формирования стандартов размещения рекламы в городской среде, выстраивание системы социальных коммуникаций с гражданами. Надеюсь, что опыт Москвы вам будет интересен», — заявил он.

По словам Сергея Собянина, Москва может по праву считаться одним из глобальных центров рекламной индустрии. «По объёму рекламного рынка Москва входит в пятёрку крупнейших городов мира. И речь идёт не только о наружной рекламе, но и рекламе в традиционных средствах массовой информации и активно растущем интернет-рынке рекламы. И сегодня Москва по пользованию интернетом, по развитию интернета входит также в мировые лидеры этого сегмента», — подчеркнул Сергей Собянин.

Минэкономразвития: деньги на развитие малого бизнеса нужно давать успешным регионам

Минэкономразвития подготовило новые правила распределения субсидий малому и среднему бизнесу. Но предпринимателям нужны не госсредства, а умеренная налоговая нагрузка. А вот ее-то государство может повысить

Минэкономразвития предлагает изменить систему распределения субсидий из федерального бюджета регионам на поддержку малого и среднего бизнеса. Проект постановления правительства ведомство разместило на официальном портале regulation.gov.ru.

Сейчас регионы получают субсидии исходя из доли небольших предприятий, зарегистрированных в регионе, говорит вице-президент Института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев. Ежегодно федеральный бюджет выделяет около 20 млрд руб., приводит он данные.

Минэкономразвития хочет реформировать процедуру. По проекту постановления субсидия региону будет зависеть от доли городского населения и потенциала по развитию бизнеса. Под потенциалом ведомство понимает долю малого и среднего бизнеса в общем обороте и числе предприятий региона. Неиспользованные субсидии будут перераспределены в пользу регионов, наиболее эффективно поддерживающих небольшой бизнес. «В чем смысл поддерживать успешный регион?» — удивляется член президиума «Опоры России» Алексей Небольсин: субсидии нужны отстающим. Малому бизнесу, которому сложнее всего, помощь и не достанется, возмущается он.

Никакой статистически значимой связи между размером субсидий и развитием сектора выявить не удалось, говорит Буев, куда больше на состояние бизнеса влияют спрос и заградительные барьеры, например административные и налоговые. А налоговые издержки для предпринимателей как раз могут вырасти. Так, у регионов может появиться право вводить специальные сборы за право заниматься бизнесом, заявил на Сочинском форуме премьер Дмитрий Медведев. О том, что сборы могут появиться уже в следующем году, говорил министр финансов Антон Силуанов. Кроме того, Минфин предлагает разрешить регионам самостоятельно устанавливать условия использования налоговых специальных режимов. Для секторов недвижимости, торговли и общепита регионы смогут в 10 раз снижать численность и выручку, которые дают право на спецрежимы. Сейчас использовать упрощенную систему налогообложения может компания со штатом до 100 сотрудников, выручкой до 60 млн руб. (сумма индексируется) и стоимостью имущест­ва до 100 млн руб.

Инициативы направлены на поддержку региональных бюджетов, это идея самих регионов, говорит представитель Минфина. По данным Минфина, сборы принесут только Москве от 20 млрд до 30 млрд руб. в первые годы и до 40-45 млрд в последующие.

Больше всего пострадает малый бизнес, жалуется президент «Опоры России» Александр Бречалов в письмах Силуанову (копия есть у «Ведомостей»). Более 70% микропредприятий занимаются торговлей, работают в секторе общепита и недвижимости (по версии Минфина, именно они могут лишиться спецрежимов), приводит он данные: негативные последствия коснутся около 45% юрлиц и 19% индивидуальных предпринимателей, совокупно свыше 800 000 предпринимателей. Существенно увеличится и административная нагрузка, а введение сборов при сохранении действующих налогов фактически будет означать двойное налогообложение бизнеса. Пострадают и потребители: издержки будут заложены в цену товара, предупреждает Бречалов. Проблему несбалансированности региональных бюджетов и ухода от налогов через дробление бизнеса инициативы не решают, указывает он: поступления от сборов будут сконцентрированы в «экономически успешных регионах», а недобросовестные налогоплательщики станут еще больше дробиться.

Из-за двукратного увеличения страховых взносов в 2013 г. около 600 000 индивидуальных предпринимателей свернули бизнес, напоминает Буев. Предлагаемые изменения создают для предпринимателей определенные риски, признает представитель Минэкономразвития, а из-за роста нагрузки бизнес может уйти в тень. Субсидии регионам на развитие малого и среднего бизнеса не компенсируют издержки от роста налоговой нагрузки, признает он.

Соцобслуживание освободят от налога на прибыль

Налог на прибыль для всех организаций в сфере соцобслуживания будет обнулен. Соответствующий законопроект был сегодня одобрен на заседании правительства, сообщает пресс-служба Минтруда.

"Ожидаем, что благодаря этой и другим мерам к 2018 году доля негосударственного сектора в сфере социального обслуживания увеличится до 10 процентов", - рассказал глава ведомства Максим Топилин.

По его словам, сегодня в стране 98 процентов организаций, которые предоставляют эти услуги, государственные.

Минтруд предлагает установить льготный налоговый режим с 1 января 2015 года на пять лет. При этом чтобы получить преференции, компании должны соответствовать целому ряду требований.

Так, если в штате числятся более 15 работников, организация не имеет отношения к операциям с векселями и срочным сделкам, а также включена в реестр поставщиков соцуслуг, то она сможет перейти на льготный налоговый режим. Кроме того, компания обязана учесть, что ее доходы от профильной работы должны составлять более 90 процентов, а численность персонала, который по образованию относится к социально ориентированному, - не менее 30 процентов.

Законопроект разрабатывался Минтрудом РФ. В первую очередь, ведомство надеется привлечь в эту сферу бизнес и профильные некоммерческие организации. Сегодня ставка налога на прибыль - 20 процентов. Подобные условия не позволяют развиваться потенциальным игрокам в этой сфере.

"Когда бизнес понимает, что у него в перспективе налог на прибыль не 20 процентов, а ноль, он начинает вкладываться и в стройку тоже, понимая, что в дальнейшем сможет оказывать эти услуги, - рассказал ранее Максим Топилин в интервью "РГ". - Кроме того, компания может просто уже быть и оказывать услуги соцобслуживания".

Также на очереди стоит проект постановления правительства о субсидировании процентных ставок по кредитам для коммерческих организаций, занятых в этой сфере.

В России основная часть учреждений, предоставляющих социальные услуги, находится в ведении регионов, а это более 7 тысяч. Ежегодно госпредприятия обслуживают 26 миллионов граждан, из которых лишь 27 тысяч приходятся на частные.

Власти изменили правила предоставления субсидий на инвестпроекты

Правительство приняло постановление об изменениях в правилах предоставления субсидий на компенсацию части затрат по кредитам на реализацию новых комплексных инвестиционных проектов.

В частности, установлено ограничение доли заемных средств по инвестпроекту - она не должна превышать 80 процентов. Кроме этого, Минпромторгу дается возможность провести в этом году еще один конкурс.

Принятые решения позволят обеспечить более эффективную государственную поддержку промышленных предприятий, говорится в пояснительной записке к постановлению.

Госдума открыла вход на рынки

Депутаты Госдумы, проголосовавшие восемь лет назад за ужесточение работы сельскохозяйственных рынков, теперь готовы дать задний ход. Парламентарии, ссылаясь на то, что закрытие таких ярмарок влияет на увеличение стоимости продуктовой корзины россиян, готовы смягчить действующие требования к размещению рынков, совокупный оборот которых только в августе текущего года превысил 188 млрд руб. Правда, в Москве власти успели закрыть большую часть торговых мест.

Вчера комитет Госдумы по федеративному устройству и местному самоуправлению поддержал внесенные в конце августа депутатом Еленой Паниной поправки к закону "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс России". Этот документ, принятый в 2006 году, обязывал местные власти до января 2015 года перевести все сельскохозяйственные рынки в объекты капитального строительства. Закон вызвал скандал среди торговцев в Москве, где на момент принятия закона насчитывалось около 80 рынков, обеспечивавших работой более 5 тыс. человек. Такую оценку давала "Опора России": эта организация представляла интересы рыночников в споре со столичной мэрией, которая стала активно закрывать ярмарки в некапитальных строениях после критики Сергеем Собяниным работы рынка "Эмерал" на 25-м километре МКАД (см. "Ъ" от 24 февраля 2011 года). По итогам 2010 года только в Москве на долю рынков приходилось 428,8 млрд руб., или около 20% от всего объема розничной торговли в городе. К осени 2013 года в столице осталось 57 рынков, из них 27 сельскохозяйственных в некапитальных строениях и 30 — в капитальных. Городу принадлежит 11 рынков, часть которых мэрия по-прежнему пытается продать.

В администрации Санкт-Петербурга весной текущего года говорили, что хотели бы самостоятельно решать, на каких условиях договариваться с инвесторами рынков. Тогда в городе из 18 сельхозрынков в некапитальных строениях было три.

Аналогичная ситуация развивается и в других городах страны. Это отразилось и на объемах товарооборота по всей стране: по данным Росстата, только в августе нынешнего года ее размер достиг 2,231 трлн руб., из которых на розничные рынки пришлось 188,4 млрд руб., что на 6,9% ниже, чем в августе прошлого года. "За последние полтора года число сельскохозяйственных рынков уменьшилось втрое",— заявила вчера Елена Панина. При этом, добавила она, на месте рынков появляются сетевые магазины, которые становятся монополистами и в условиях санкций могут взвинчивать цены. Более того, как пишет депутат в пояснительной записке к своему законопроекту, из-за сноса рынков производители сельхозпродукции лишаются канала сбыта, а потребители — возможности покупать продукты по доступной цене. Учитывая эти обстоятельства, госпожа Панина предлагает смягчить действие требования и в части сроков, и по качеству строений. В законе может появиться пункт, позволяющий открывать сельскохозяйственные рынки не только в объектах капитального строительства, но и в легковозводимых сооружениях из сборно-разборных конструкций. По сути, Госдума предлагает вернуться к старой практике. Но в законопроекте четко оговаривается, что на этих рынках невозможна продажа непродовольственных товаров, что не позволит допустить появление аналогов снесенного в Москве со скандалом Черкизовского рынка. Елена Панина считает, что переходный период необходимо продлить до 1 января 2018 года. По предварительным планам, первое чтение законопроекта может состояться уже в этом месяце.

В апреле текущего года продлить переходный период до 1 января 2020 года для переноса сельскохозяйственных рынков в помещения капитального строительства предлагал Минпромторг. Тогда представитель министерства говорил "Ъ", что эту идею подержали власти 75 регионов. Но, как показывает опыт Москвы, власти на местах смогут привести все рынки в порядок за три года, поэтому не имеет смысла существенно продлевать переходный период, отмечает Елена Панина. Руководитель департамента торговли и услуг Москвы Алексей Немерюк убежден, что продление переходного периода не решит проблему — у администрации небольших городов никогда не будет средств на строительство рынка, а инвесторам это невыгодно.

МСП и государство: инструменты есть, механизмов нет

Основными направлениями новой экономической политики в сложившихся условиях, которые связаны с санкционным режимом, с замедлением спроса на многие товары российского экспорта, с высоким уровнем издержек и оттока капитала, являются импортозамещение и активное стимулирование внутреннего спроса и потребления.

К такому выводу пришли участники «круглого стола» на тему «Конкурентная промышленная политика для малых и средних инновационных и промышленных предприятий в условиях импортозамещения», состоявшегося в Торгово-промышленной палате РФ.

В своем выступлении директор Департамента предпринимательства и услуг ТПП РФ Анна Палагина отметила, что основными отраслями, в которых возможно развитие малого и среднего бизнеса для решения задачи импортозамещения, ТПП РФ считает сельское хозяйство, фармацевтику, производство медицинского оборудования и ОПК. Особое значение имеет привлечение небольших предприятий к госзакупкам.

По словам Анны Палагиной, Палата будет предлагать специальные, адресные и общие меры поддержки МСП. В том числе, актуализацию тех мер, которые зарекомендовали себя как эффективные, а также прямые формы поддержки, являющиеся сегодня довольно востребованными.

Среди предложенных мер было названо налоговое стимулирование промышленного развития, заключающееся в расширении льгот для малых и средних инновационных предприятий, развитие государственно-частного партнерства, расширения доступа к финансовым ресурсам.

Директор Департамента предпринимательства и услуг также проинформировала, что в ТПП России поступил проект бюджета РФ на 2015-2017 гг.. Проект предусматривает снижение объемов средств федерального бюджета, выделяемых на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства на плановый период 2016 и 2017 годов по сравнению с объемом средств, утвержденным Государственной программой Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» (на 2% и на 28,9% соответственно), а также по сравнению с 2015 годом (на 25% ежегодно). Поддержка проекта бюджета станет возможной только в случае его доработки в части сохранения объема финансирования на государственную поддержку МСП на уровне 2015 года, отметила Анна Палагина.

Олег Бочаров, руководитель Департамента науки, промышленности политики и предпринимательства г. Москвы отметил, что задача государственной политики состоит в том, чтобы не столько поддерживать, сколько стимулировать МСП. И, кроме того, установить равный доступ к мерам государственной поддержки.

Он проинформировал, что мэром Москвы Сергеем Собяниным создан штаб по импортозамещению.

В сложившихся условиях правительство Москвы ищет разумный баланс и точки соприкосновения между крупными корпорациями и представителями малого бизнеса. В настоящее время в городе функционирует более 300 высокотехнологичных предприятий, на которых трудится более 5 тысяч человек. Эти компании принесли в бюджет города порядка 1 млрд налогов за 2013 год. Москва видит в них реальную движущую силу экономики, поэтому развивает инфраструктуру города, создавая территориальные кластеры, которые должны дать толчок развитию МСП, создать высокую плотность интеллектуального труда.

Глава департамента г.Москвы по конкурентной политике Геннадий Дегтев озабочен поиском драйверов, выпускающих инновационный продукт. В 2014 году доля такой продукции составляет 5 %, задача увеличить ее до 15 % к 2018 году.

Но инициаторами производства подобной продукции должны быть заказчики. Он привел в качестве удачного примера такой продукт, как асфальтобетон, который используется в дорожном строительстве.

По его данным, ежегодно инновационной продукции закупается на 30 млрд рублей в год. И это сумма будет увеличиваться.

Г. Дегтев рассказал, что в этих целях был создан и функционирует особый инструмент – портал поставщиков г. Москвы, который является витриной городского заказа, и в частности инновационных закупок.

Он отметил, что государство нуждается в обратной связи от бизнеса, ждет предложений.

Отдельно Г.Дегтев поднял вопрос, кто будет платить за НИОКР? Город не может, поэтому в дело должны вступать фонды и другие инструменты.

Ему возразил заместитель начальника Управления Президента по научно-образовательной политике Геннадий Шепелев, который считает, что деньги на НИОКР регулярно выделяются, они есть, нет финансов на развитие производства.

Быть может, они появятся с помощью недавно созданного Фонда развития промышленности, о котором рассказал Ведущий советник Департамента стратегического развития Минпромторга РФ Андрей Сухарев. По его словам, фонд должен восполнить острый дефицит финансов и прийти на помощь, как бизнесу, так и банкам, которые не могут оценить ни собственные риски, ни коммерческой составляющей инновационных разработок. Бюджет Фонда на 3 года должен составить 18 млрд рублей, сообщил А.Сухарев.

Начальник Отдела регулирования и международного сотрудничества в сфере малого и среднего предпринимательства и конкуренции

Минэкономразвития России Леван Минейкин отметил, что его ведомство ведет планомерную работу по расширению доступа субъектов МСП к госзакупкам. Он отметил, что МСП некуда расти, все ниши заняты государством.

Вместе с тем, меры стимулирования спроса на продукцию МСП предусмотрены законодательством о закупках. Планируется, что с их помощью доля закупок субъектов МСП в общем объеме поднимется с 18 % до 25 % к 2018 году.

Также по его словам, в 2014 году субсидии на поддержку МСП составили более 20,1 млрд рублей.

Программа поддержки МСП, реализуемая министерством предусматривает создание Центров кластерного развития (с 2010 года создано 17 в 16 регионах РФ), Региональных центров инжиниринга (с 2013 г. 21 центр в 14 субъектах РФ), а также центры прототипирования и центры сертификации.

Л.Минейкин также остановился на проблеме взаимодействия госкорпораций и МСП. По его словам, по большому счету крупные корпорации не пускают малый и средний бизнес к закупкам.

С ним согласна и председатель Комитета ТПП РФ по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса Елена Дыбова: «Мы встретились с отчетливым и жестким противостоянием». Она также отметила, что создается впечатление, что государство не заинтересовано в отечественном производителе. Ведь часто в документации к госзакупкам уже заложены характеристики иностранной продукции.

По ее словам, очень хорошо, что пусть в таких обстоятельствах, но появилась программа имортозамещения. У МСП появился шанс.

«Нам важно поменять психологию заказчика», - считает Е.Дыбова. Отечественная продукция конкурентоспособна. А промышленная политика должна развернуться на своего российского производителя.

Сегодня необходимо налаживание коммуникаций с государством, умение пользоваться всеми инструментами, которые предлагает власть.

«Инструменты есть, механизмов нет, чтобы вместе они заработали в слаженном оркестре», - заключила Елена Дыбова.

По итогам дискуссии была принята Резолюция, в которой участники круглого стола просят Минэкономразвития вынести на рассмотрение правительства предложения о предоставлении льгот в части фискальной нагрузки (налогообложения и страховых взносов) на МСП, занятых в инновационной и промышленной сферах.

Должникам дадут время вывести деньги из банков

Регулятор дал банкам на проверку исполнительных листов в семь раз больше времени, что оградит финансистов от миллионных штрафов

По информации «Известий», Центральный банк направил банкам письмо, в котором рекомендовал им более тщательно проверять исполнительные листы от приставов — не в течение одного дня, а в течение недели. Как указано в документе, данная мера позволит снизить операционные риски банков. Банкам, однако, придется делать вид, что они заняты проверкой подлинности и достоверности его содержания — такое исключение в правилах о сроках предусмотрено законом. По словам источников на банковском рынке, эта мера вызвана шквалом исполнительных документов от приставов, ведь только за нарушение сроков ареста счетов банки платят штрафы до 1 млн рублей. В новые, расширенные сроки ловким должникам будет легче уйти от взыскания.

С 2012 года по закону об исполнительном производстве банки должны незамедлительно — в течение одного рабочего дня — блокировать счета должников после получения от судебных приставов исполнительного листа, для обращения взыскания на деньги должников. Отчитываться о проделанной работе перед приставами банки должны в течение трех дней после получения документов на блокировку. До 2012 года у банков было на арест счетов в таких случаях три дня, что создавало почву для злоупотреблений: должник мог за это время перевести денежные средства на другой счет и тем самым избежать взыскания.

За неисполнение требований о незамедлительной блокировке счетов банкам по закону грозит штраф — половина от суммы по исполнительному листу, но не более 1 млн рублей. На исполнительном листе проставляются дата и время принятия его банком. В 2013 году ЦБ, напротив, обязал банки неукоснительно соблюдать требования по незамедлительному списанию средств в рамках исполнительных производств и даже изменить внутренние документы, чтобы распорядок банка не мешал оперативному взысканию.

Теперь же, согласно письму ЦБ, подписанному председателем ЦБ Эльвирой Набиуллиной и ее первым замом Алексеем Симановским (копия есть у «Известий»), банкам рекомендовано использовать норму закона, которая позволяет продлить срок рассмотрения исполнительного документа до семи дней.  Согласно ч. 6 ст. 70 ФЗ «Об исполнительном производстве», если у банка есть обоснованные сомнения в подлинности исполнительного листа, достоверности представленных в нем сведений, он может проверять его в течение семи дней.

— В целях снижения операционных рисков кредитных организаций Банк России рекомендует кредитным организациям тщательно проверять подлинность предъявляемых исполнительных документов перед принятием решения о списании денежных средств со счетов клиентов, — пишут руководители регулятора. — Согласно ст. 856 Гражданского кодекса, банк несет ответственность в случае необоснованного списания денежных средств со счетов клиентов [по ГК банк, необоснованно списавший средства со счетов клиента, обязан вернуть ему эту сумму и дополнительно проценты по ней, начисленные по ключевой ставке ЦБ (8%) на день списания].

Для проверки подлинности исполнительных листов ЦБ рекомендует банкам использовать сайт Высшего арбитражного суда (онлайн-сервис «Электронное правосудие»), сайт госсистемы «Правосудие» и официальные сайты судов общей юрисдикции. Также представители ЦБ напоминают банкам, что проверить паспорта граждан можно на сайте Федеральной миграционной службы, а сведения об исполнительных листах — на сайте Федеральной службы судебных приставов (ФССП). Еще одна рекомендация банкам — запрашивать исполнительные листы у клиентов или в суде для подтверждения достоверности сведений.

Источник, близкий к ЦБ, рассказал «Известиям», что необоснованные списания средств со счетов клиентов случаются, когда в исполнительном листе указаны ошибочные сведения или когда исполнительный лист поступает в банк повторно. Однако, по словам собеседника, эти случаи происходят не столь часто и масштаб проблемы в данном случае невелик. Собеседник пояснил, что проблема в другом — банки захлебываются от волны исполнительных документов и не успевают уложиться в однодневный срок, определенный законом. За нарушение сроков банки могут ждать массовые штрафы. Поэтому, по словам источника, решено дать им время для исполнения документов приставов.

Опрошенные коллекторские агентства подтвердили, что также наблюдают резкий рост исполнительных листов, передаваемых в банки. По данным ФССП, если в 2008 году банки поучаствовали в 35,9 млн исполнительных производств, то в 2013 году — уже 55,7 млн, этот показатель растет ежегодно. Уже к 1 сентября 2014 года показатель достиг 48,2 млн, прогноз ФССП на конец года — 62 млн.

Как отмечает вице-президент СМП-банка Ирина Данилина, количество документов, связанных со взысканиями, постоянно увеличивается.

— Это связано с ухудшением экономической ситуации в стране и, соответственно, возникновением финансовых проблем у клиентов, — говорит Данилина. — Нельзя сказать, что рост числа таких бумаг драматический, но тем не менее он весьма заметен.

— Ежемесячно в наш банк поступает порядка 100 исполнительных документов, — говорит начальник юридического управления Банка расчетов и сбережений Татьяна Савецкая. — Нагрузка по проверке подлинности исполнительного документа довольно серьезная, поскольку приходится каждый исполнительный документ, помимо визуального осмотра, проверять по различным электронным базам, а на это требуется время.

Начальник юридического управления СДМ-банка Александр Голубев отмечает, что в результате снизится процент исполнения поддельных или просто недействительных листов, которые встречаются в практике. Президент Российской гильдии арбитражных управляющих Станислав Клейменов подтверждает, что растет число фальсифицированных исполнительных листов, иногда очень хорошего качества исполнения, и за один операционный день на глаз подделку невозможно распознать.

— Еще бывают ситуации, когда истец получает несколько дубликатов исполнительного листа, якобы в связи с утратой оригинала и одномоментно направляет их на разные счета в разные банки ответчика, получая таким образом свой долг несколько раз, — говорит Клейменов.

Отсрочка, которую ЦБ решил предоставить банкам, очевидно, открывает лазейку для мошенников — за семь дней кредитная организация, изучая подлинность исполнительного документа, сможет предупредить должника о предстоящем взыскании, и тот сможет вывести средства со счета.

— Небольшие кредитные организации нередко проявляют излишнюю «клиентоориентированность», предупреждая своих клиентов о том, что на их имя пришел исполнительный лист, — говорит начальник управления по работе с проблемными активами Бинбанка Николай Вялов. — Возникают странные совпадения: приставы приезжают в такой банк с постановлением о наложении ареста денежных средств компании, и в этот же день она выводит свои деньги со счетов, открытых в этом банке. Если на блокировку счетов будет даваться больше времени, это усугубит ситуацию, подобные схемы будут использоваться чаще, что негативно отразится на банках-кредиторах, взыскивающих средства.

Наиболее разумным способом сократить срок между решением суда по взысканию и блокировкой средств на счетах является использование электронного документооборота, уверены эксперты.

— ФССП ведет электронную базу исполнительных листов, которая может дублироваться ЦБ и по его каналам связи практически моментально поступать в коммерческие банки. Последние в таком случае смогут не проводить проверку подлинности исполнительного листа, а моментально блокировать средства на счетах, — говорит старший аналитик Национального рейтингового агентства Максим Васин. — В случае же с бумажным документооборотом существует масса способов оттянуть арест счетов и недобросовестному клиенту достаточно времени для решения своей проблемы.

 

 

10 октября 2014