Ежедневный обзор законодательства


Подпишитесь на рассылку сайта

Минпромторг включил в Стратегию развития торговли поддержку малых игроков - СМИ

Ведомство хочет сделать три типа нормативов: для торговых объектов в зависимости от масштаба населенного пункта, по количеству рынков и ярмарок и по числу хозяйствующих субъектов

Минпромторг РФ решил разработать нормативы количества торговых площадей, чтобы в каждом населенном пункте создать "условия для конкуренции разных торговых форматов". Об этом пишет газета "Ведомости". Этот вопрос поднял глава Минпромторга Денис Мантуров на заседании Правительства.

Ранее на заседании Правительства премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что "серьезные диспропорции в развитии форматов" мешают России достичь показателей стран – лидеров в розничной торговле. "Доля сетевых ритейлеров продолжает расти, вплотную приблизившись к четверти общего объема розницы, а доля розничных рынков и ярмарок снижается", – сказал Д.Медведев.

Минпромторг в росте сетей увидел среди прочего и причины общего замедления российской торговли: в 2011 году объем розницы рос на 7,1%, а в 2013 году – на 3,9%, пишет издание. По мнению чиновников, прежде всего это связано с замедлением роста доходов россиян. Другая причина – сетевая торговля "стала забирать себе долю оборота других форматов, из-за чего те перестали развиваться".

По данным Росстата, за январь–август российская продовольственная розница увеличила оборот на 0,3% против 2,6% за тот же период годом ранее, сообщают "Ведомости". Выручка лидеров рынка растет быстрее: "Магнит" за это время нарастил продажи на 29,5%, "Дикси" – на 25%. По словам аналитиков, к августу удельный вес оборота торговых сетей в обороте розницы вырос до 26,3% с 24,1% в августе 2013 года.

В 2010–2012 годах количество магазинов традиционного типа сокращалось в среднем на 1,9% в год, крытых рынков – на 10% в год, киосков – на 2,8%. При этом число магазинов так называемых современных форматов, в частности, супермаркетов, гипермаркетов, дискаунтеров, росло в среднем на 10% в год.

"Для устранения инфраструктурных перекосов, обеспечения роста экономики и предпринимательской активности, а также построения прозрачного торгового бизнеса необходимо сформировать так называемую матрицу торговых форматов как модель многоформатной торговли", – говорится в стратегии развития торговли, подготовленной Минпромторгом.

Сейчас нормативы не учитывают тип магазина. "Построив один крупный торговый центр и не открыв ни одного малоформатного магазина, можно достичь заданного норматива", – сообщил в своем докладе глава Минпромторга Денис Мантуров. Ведомство хочет сделать три типа нормативов: для торговых объектов в зависимости от масштаба населенного пункта, по количеству рынков и ярмарок и по числу хозяйствующих субъектов.

"Правительство предлагает поддержать переработчиков сельхозсырья", "Ведомости"

В мае 2014 г. российский президент Владимир Путин поручил правительству разработать и утвердить план импортозамещения в промышленности и сельском хозяйстве на 2014-2015 гг. Вчера на сайте правительства была опубликована дорожная карта по замещению импорта в сельском хозяйстве. В нее включены меры, повышающие эффективность использования сельхозземель и совершенствующие ветеринарный и фитосанитарный контроль. Благодаря этим мероприятиям к 2020 г. Россия должна увеличить производство сельхозпродукции, сырья и продовольствия и снизить зависимость продовольственного рынка от импорта мяса с 21,6 до 7,7%, молока и молочной продукции — с 23,6 до 16,6%, овощей — с 14,6 до 10,1%, говорится на сайте правительства.

В IV квартале 2015 г. профильные министерства должны подготовить изменения в доктрину продовольственной безопасности, а до 15 сентября 2015 г. — внести поправки в госпрограммы развития сельского хозяйства и рыбной отрасли на 2013-2020 гг. Пока же правительство внесло в Госдуму поправки в закон о развитии сельского хозяйства, предложив обеспечить переработчикам сельхозпродукции такую же господдержку, что и производителям сырья. Приняты эти поправки могут быть уже до конца этого года, а заработать — с начала 2015 г., рассчитывает министр сельского хозяйства Николай Федоров (его слова процитировал «Интерфакс»).

Производители сельхозпродукции пользуются господдержкой по условиям госпрограммы развития сельского хозяйства на 2013-2020 гг. Одна из мер их поддержки — субсидирование части расходов на обслуживание кредитов, взятых в российских банках. Такую же меру правительство предлагает применить и к организациям, перерабатывающим сельхозсырье, — возмещать им 2/3 процентной ставки по кредитам при условии, что продажа продукции переработки обеспечивает не менее 75% их годового дохода. Минсельхоз выберет только те направления переработки, которые действительно нуждаются в господдержке, сказал «Ведомостям» замминистра сельского хозяйства Дмитрий Юрьев: высокорентабельные направления министерство исключит из списка.

Из поправок следует, что речь идет о господдержке компаний мукомольно-крупяной, хлебопекарной, молочной, мясной, сахарной, масложировой, плодоовощной и консервной промышленности.

Круг банков, участвующих в программе, ограничиваться не будет, обещает Юрьев. Сейчас сельхозпредприятия кредитуют РСХБ, Сбербанк, ВЭБ, Альфа-банк, Газпромбанк и ВТБ, перечисляет он. Если закон начнет действовать с 1 января 2015 г., то и возмещаться будут ставки по кредитам, взятым начиная с того же 2015 года, добавляет чиновник. Из законопроекта следует, что речь идет о кредитах, взятых на срок до 1 января 2021 г. под строительство и модернизацию действующих предприятий и внедрение новых технологий. У многих организаций пищевой и перерабатывающей промышленности «слабая материально-техническая база» и неразвитая инфраструктура, говорится в пояснительной записке к проекту.

«Раньше Минсельхоз отдавал приоритет наращиванию первичного сельхозпроизводства, но без переработки мы не получим конкурентного сельского хозяйства с высокой добавленной стоимостью, поэтому в скорректированной госпрограмме для переработчиков предусмотрена отдельная подпрограмма с выделенной статьей финансирования», — поясняет Юрьев. То есть сельхозпроизводители и переработчики будут получать поддержку по разным статьям бюджета, чтобы не конкурировать между собой.

В финансово-экономическом обосновании к законопроекту говорится, что его принятие не создаст необходимости в дополнительных тратах средств федерального бюджета. Обоснование готовилось до изменения госпрограммы, поэтому, когда правительство примет поправки в госпрограмму, будет скорректировано и финансовое обоснование, сказал «Ведомостям» сотрудник одного из федеральных министерств.

Рентабельность мясопереработки сейчас 2-3%, а свинина продается более чем по 100 руб./кг, поэтому с учетом стагнации колбасного рынка и большой конкуренции на полке вкладываться в мясопереработку сегодня невыгодно, считает топ-менеджер одной из крупных компаний, работающих на этом рынке. Небольшие производители сухого молока, сливочного масла и сыра лишь точечно обновляют производство, закупая отдельные линии; модернизация нужна, но кредиты слишком дорогие, объясняет председатель правления объединения «Союзмолоко» Андрей Даниленко. Субсидирование процентных ставок, по его мнению, могло бы существенно увеличить количество кредитов на модернизацию. Для крупных переработчиков вопрос кредитования не критичен, полагает представитель Danone Марина Балабанова: «Мы не испытываем сложностей с привлечением финансирования». Danone предпочитает, чтобы государство продолжало поддерживать сельхозпроизводителей, чтобы не допустить увеличения дефицита и роста цен на сырое молоко. Топ-менеджер другой крупной компании опасается, что Минфин выделит Минсельхозу меньше, чем тот просил на госпрограмму после ее коррекции (625,7 млрд руб.) и деньги на поддержку переработчиков перебросят с сырьевиков.

Госдума может еще сильней ужесточить законопроект о возбуждении налоговых дел

Законопроект, возвращающий следователям право возбуждать налоговые дела без согласия налоговиков, был внесен в Госдуму год назад президентом Владимиром Путиным. Недавно поправки в УПК были приняты во втором чтении. К третьему чтению законопроект опять поменялся.

Принятый во втором чтении проект предусматривал такую процедуру: Cледственный комитет (СКР), получив сообщение о преступлении, отправляет в налоговый орган копию сообщения со своими материалами и предварительным расчетом недоимки. В течение 15 дней налоговый орган должен представить заключение. Получив ответ, СКР может возбудить дело, даже если ФНС не подтвердила факт недоимки. Тем не менее следователь обязан был выждать этот срок и только после этого получал бы право возбудить дело.

В новой версии законопроекта такого ограничения нет. Уголовное дело может быть возбуждено до получения из налогового органа ответа «при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления», следует из законопроекта.

Такая норма была в тексте поправок, которые Кремль, ФНС и СКР согласовали летом, но по настоянию бизнеса ее удалось исключить из версии законопроекта, принятой во втором чтении, объяснял член РСПП. Защиты от фиктивных налоговых дел при такой конструкции не будет, объяснял он: «Следователь сам может решить, “достаточны” ли его материалы для возбуждения или нет — даже формального внешнего контроля больше нет».

Связаться с председателем комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павлом Крашенинниковым не удалось.

15 дней — очень сжатый срок для ответа, и раньше это было скорее формальностью, но иногда даже за 15 дней можно подготовить содержательный ответ, объясняет другой человек, близкий к РСПП. К примеру, если налоговая уже проводила проверку по обстоятельствам, выявленным следствием. «Так что в таком виде это ужесточение», — констатирует собеседник «Ведомостей». Следователю совсем не дают полную свободу, уверяет сотрудник аппарата Госдумы: ведь он может возбудить дело только при наличии «достаточных данных».

Это никакое не ограничение, возражает партнер юрфирмы «Налоговик» Роман Терехин: на самом деле уголовное дело и сейчас может быть возбуждено только «при наличии достаточных данных». Так что, получается, в новой версии закона ограничения для СКР почти полностью отменят, подчеркивает Терехин, останется только формальный политес — запросить мнение налоговой инспекции.

Сотрудник аппарата Госдумы успокаивает: даже если дело будет возбуждено, а у следователя — к примеру подкупленного — будут недостаточные доказательства, суд примет сторону налогоплательщика. Поэтому ему все равно лучше дождаться ответа налоговой, это и может стать аргументом в суде. Но даже если дело развалится в суде, следователи успеют доставить бизнесу массу неприятностей, возражает Терехин: самое опасное для бизнес-процессов не суд, а расследование уголовного дела — этого достаточно, чтобы «закошмарить».

Налоговый орган все равно не может за 15 дней дать содержательный ответ: если проверка еще не проводилась, это будет лишь информация об этом, объяснял чиновник, близкий к ФНС. А в таком случае нет никакого смысла дожидаться ответа налоговой: это пустое ожидание, при том, что за этот срок преступники успеют уничтожить все следы преступления, заключает сотрудник Госдумы.

В законопроекте появилось еще одно изменение: в предыдущей версии ФНС должна была предоставить следователям «заключение и иные документы, составленные по результатам рассмотрения материалов от СКР». По новой версии, ФНС просто предоставляет информацию о собственных проверках, есть три варианта ответа: проверка уже была, и ее материалы направляются в СКР; проверка еще проводится; проверка не проводилась, и сведений о нарушениях нет. Такого рода ответ от налоговой также не нравился бизнесу, говорил член РСПП. Союз настаивал именно на том, чтобы налоговая давала именно заключение и хотел прописать требование, чтобы ответ был содержательным, «ответ, что проверка еще не проводилась — «формальная отписка». Налоговая, например, могла бы подтвердить, правильно ли следователи трактуют нормы Налогового кодекса или верно ли понимают применение той или иной льготы, объясняет член РСПП.

Помогут деньгами

Госдума рассматривает проект закона о налоговом консультировании, который, как ясно из названия, предлагает особо прописать статус и порядок работы консультантов по налогам. По замыслу авторов идеи, в стране должны появиться налоговые консультанты и открыться налоговые консультации. Туда сможет обратиться любой гражданин, желающий, например, не платить лишнего и не иметь при этом проблем.

Не обязательно быть бизнесменом, чтобы взять за правило частые визиты в налоговую. Сегодня многие обычные граждане с удовольствием пользуются, например, так называемыми налоговыми вычетами. Это когда государство возвращает человеку часть средств, которые он потратил, допустим, на образование или лечение. По данным налоговой службы, за 7 месяцев 6 млн граждан подали декларации для получения налогового вычета. Подобные декларации можно подавать в течение года, и число таких визитеров растет. "Наибольшей популярностью у физических лиц пользуется имущественный налоговый вычет: 2,4 млн человек за январь-июль 2014 года заявили о вычете в связи с приобретением недвижимости, - сообщают в ведомстве. - Общая сумма заявленных имущественных вычетов по этому основанию выросла до 759 млрд рублей". В общем, когда начинаешь разбираться во всех правилах и возможностях, становится интереснее жить. Однако всегда лучше, когда разобраться помогает специалист.

Правда, в правовом сообществе неоднозначно отнеслись к подобной инициативе. Причина - строгий контроль, под который планируется поставить налоговых консультантов. Стандарты их работы и порядок проверки должна разработать налоговая служба. Захочет ли в таком случае специалист поспорить с ведомством? К тому же эксперты опасаются появления коррупционной лазейки, когда у какого-нибудь чиновника налоговой службы появятся дружественные консультанты. А гражданам чиновник будет тонко намекать, мол, если обратишься к таким-то консультантам, проблем никаких не будет. Но если свяжешься с другими, жди штрафов и неустоек. Надо ли говорить, что, как правило, такая реклама делается не за спасибо.

Согласно проекту, налоговым консультантом может стать лицо, имеющее высшее юридическое или экономическое образование, либо иное, если проработало в сфере экономики и финансов не менее двух лет. "Получается, что стать налоговым консультантом может кто угодно, - говорит член совета Федеральной палаты адвокатов Сергей Пепеляев. - Но что это будут за консультации?" Он напоминает, что сейчас под эгидой минюста разрабатывается законопроект о квалифицированной юридической помощи. Также недавно правительством была утверждена программа "Юстиция". Она предполагает в том числе развитие адвокатуры и нотариата, более высокие требования к тем, кто оказывает юридическую помощь. Программа предусматривает, в частности, что юридическую помощь должны оказывать лица, имеющие высшее юридическое образование. Поэтому, по мнению Сергея Пепеляева, нет ни общественной значимости, ни иной необходимости в регулировании профессии налоговых консультантов.

"Деятельность по налоговому консультированию не отличается какими-либо особенностями по сравнению с другими видами консультирования, - говорит Пепеляев. - Следовательно, в рассматриваемом законопроекте нет самостоятельного предмета правового регулирования, т.е. вообще нет основания для принятия отдельного закона. Если и принимать специальный закон, то для создания правовой основы формирования сети бесплатных консультаций для малообеспеченных и незащищенных категорий населения и т.п., но таких положений законопроект даже не содержит".

Минтруд поддержал запрет налога для компаний, оказывающих соцуслуги

Завтра правительство будет рассматривать поддержанный Минтруда законопроект, в котором прописана нулевая ставка налога на прибыль для организаций, оказывающих социальные услуги в коммерческом секторе. Об этом на IV съезде социальных работников и социальных педагогов заявил глава ведомства Максим Топилин.

Чиновник надеется, что документ будет одобрен завтра и принят до конца года, к тому же его поддержал и Минфин. "Это означает, что у инвестора появляются серьезные возможности и дополнительные стимулы для того, чтобы войти в эту сферу", - заявил он.

Кроме этого, есть и еще одна инициатива, направленная на развитие частно-государственного партнерства в социальной сфере.

"В следующем году впервые за всю историю из федерального бюджета выделяются средства, 160 миллионов рублей, на субсидирование регионов, если у них есть проекты привлечения частного инвестора или частного эксплуатанта в нашу с вами сферу", - рассказал глава Минтруда.

Ранее, напомним, в СанПиНах были такие нормы регулирования, которые затрудняли приход коммерческого сектора в зону социального обслуживания населения. Но сейчас они исключены. Кроме того, летом были приняты поправки в закон о концессионных соглашениях, что сделало возможным заключать концессионные договоры для объектов социального обслуживания.

Малый бизнес сделают еще меньшим

Как стало известно "Ъ", Минфин РФ внес в правительство законопроект, дающий регионам возможность ограничивать доступ малого бизнеса к льготным режимам налогообложения. Согласно проекту, для мелких компаний и предпринимателей, работающих в сфере торговли, общественного питания и недвижимости, пороговые показатели, необходимые для получения права на "упрощенку" и патент, решением субъекта РФ могут быть снижены в десять раз. Инициатива ужесточения исходит от губернаторов, жалующихся на дробление бизнеса ради экономии на налогах, и пока с другими ведомствами Минфином не согласована.

Уведомление о подготовке законопроекта было размещено Минфином на сайте regulation.gov.ru 25 сентября. Текст документа там до сих пор не опубликован, притом что процедура его публичного обсуждения завершается уже завтра. Эти обстоятельства, впрочем, не помешали Минфину 6 октября внести несогласованный законопроект в правительство, направив его 3 октября на согласование в Минэкономики, Федеральную налоговую службу (ФНС), Минюст и Институт законодательства и сравнительного правоведения.

Вдохновителей появления законопроекта ранее называл глава Минфина Антон Силуанов, сообщивший, что с предложениями о повышении собираемости налогов с малого бизнеса в правительство обратились губернаторы. Регионы жаловались, что достаточно крупные компании, прежде всего торговые, дробятся ради получения льготных налоговых режимов. Поясним, сейчас на упрощенную систему налогообложения (уплата 6% с доходов с освобождением от налога на прибыль или НДФЛ, от налога на имущество и НДС) имеют право организации и "индивидуалы" с доходами не более 60 млн руб. в год (с учетом дефлятора 2015 года — 64 млн руб.), с остаточной стоимостью основных средств до 100 млн руб. и средней численностью работников не более ста человек.

Законопроект предлагает предоставить регионам право уменьшать эти пороги, но не более чем в десять раз, для трех групп "упрощенцев": работающих в сфере оптовой и розничной торговли, оказывающих услуги общественного питания и осуществляющих операции с недвижимым имуществом (включая его сдачу в аренду). Для плательщиков патентов законопроектом предложено аналогичное снижение порога. Торговлей, по оценке "Опоры России", занимаются от 50% до 70% малых предпринимателей, так что законопроект затронет их большую часть. В Минфине надеются, что новация позволит заметно сократить число "необоснованных" льготников, особенно в регионах с низким уровнем цен, позволяющим не выбирать установленный лимит выручки. Данные ФНС свидетельствуют, что ряды "упрощенцев" значительно поредеют, если регионы станут снижать порог по выручке более чем в шесть раз. По данным проведенного в 2012 году мониторинга деятельности малых предприятий, у 87% из них годовая выручка не превышала 10 млн руб.

Бизнесу дадут свободу оттиска

Правительственная комиссия по законопроектной деятельности поддержала идею сделать круглые печати необязательным реквизитом организаций. В Минэкономики, подготовившем соответствующий законопроект, полагают, что этот реквизит уже устарел, легко подделывается и поэтому может быть заменен более современными средствами идентификации — голографическими печатями и электронными подписями. Юристы поддерживают поправки, отмечая, что круглая печать уже давно утратила свою защитную функцию.

Комиссия правительства РФ по законопроектной деятельности одобрила вчера законопроект Минэкономики, исключающий обязательность круглой печати для компаний. Сейчас, согласно законам об АО и ООО, такая обязательная печать должна содержать полное наименование организации на русском языке с указанием ее местонахождения. В феврале текущего года Минэкономики предложило оставить наличие этого реквизита на усмотрение самих компаний (см. "Ъ" от 17 февраля). Авторы проекта мотивировали это тем, что круглая печать утратила свое "историческое удостоверяющее значение", а фальсифицировать ее стало даже проще, чем подделывать подписи. Контрагенты компаний и госорганы обращают внимание лишь на наличие печатей в документах, не изучая подпись руководителя,— это обстоятельство порождает мошеннические схемы и используется при корпоративных конфликтах, полагают в министерстве.

В качестве замены устаревшему атрибуту Минэкономики предлагает более современные технологии — голографические печати и электронные подписи. О запрете круглой печати речь не идет — одобренный правительственной комиссией законопроект лишь дает бизнесу возможность выбора других способов идентификации. Чиновники рассчитывают, что нововведение не только уменьшит издержки предпринимателей, но и позволит несколько повысить позиции России в рейтинге Doing Business Всемирного банка. Речь идет об оценке сложности регистрации предприятий — в странах-лидерах по этому показателю (Новая Зеландия, Австралия, Канада, Великобритания) круглые печати необязательны.

"Ключевым реквизитом на документе является не печать, которая может быть поставлена лицом, не имеющим отношения к компании, а подпись лица",— поясняет партнер правового бюро "Олевинский, Буюкян и партнеры" Дмитрий Терентьев. Отсутствие печати, по его словам, не влечет за собой недействительности договора. С развитием информационных технологий и появлением электронной подписи необходимость в наличии печати и оттиска отпадает, считает господин Терентьев. Партнер юридической фирмы ЮСТ Александр Боломатов рассказывает, что до 1996 года печати надо было регистрировать в едином реестре — затем эту норму отменили. "Медленно, но верно печать вымарывается из документооборота, и это правильно",— говорит юрист. По его мнению, защитная функция печати утрачена: если раньше она изготавливалась в специальных мастерских, которые запрашивали у заказчика подтверждающие документы, то сейчас сделать печать крайне просто.

Отметим, что недавние изменения Гражданского кодекса уже зафиксировали тенденцию к снижению роли печати — с сентября 2013 года на доверенностях, выданных компаниями, наличие печатей необязательно.

Законопроект о промышленной политике принят в первом чтении

7 октября, Госдума приняла в первом чтении проект закона «О промышленной политике в РФ».

Документ устраняет существующие пробелы и противоречия отраслевого законодательства, вводит необходимые определения и нормы для реализации всех мер поддержки промышленности. Таким образом создаются единые условия индустриального развития территорий.

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев назвал рассмотрение законопроекта «О промышленной политике в РФ» знаковым событием. По мнению депутата, документ даст серьёзные преференции высокотехнологичным секторам российской промышленности.

Рассказывая о новеллах законопроекта, парламентарий отметил важность создания специальных инвестиционных контрактов. «Это не просто предоставление государственных льгот и преференций для потенциального инвестора. Это фиксация во времени этих льгот и придание им необратимого характера», – уточнил В.Гутенев.

«Также чрезвычайно важно создание национального совета по промышленности при президенте РФ. А создание информационной системы по состоянию и развитию промышленности будет способствовать оптимальному с точки зрения территориального распределения и отраслевых балансов развитию и нашей экономики, и нашей промышленности», – уверен председатель комитета Госдумы по промышленности.

Чрезвычайно важна защита внутреннего рынка и защита производителей от недобросовестной конкуренции, от фальсификата, от продукции, не соответствующей российским стандартам и требованиям, полагает депутат. «Мы обязаны обеспечить нашей промышленности близкие к равным условия по доступу к «дешевым и длинным» деньгам. Нам необходимо, формируя заделы, качественно изменить реформу образования в части подготовки и закрепления кадров», – приводит его слова официальный сайт партии «Единая Россия».

Учет безнадежного долга у ИП

Индивидуальные предприниматели при исчислении налоговой базы по НДФЛ имеют право на получение профессиональных вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов (п. 1 ст. 221 НК РФ). Состав указанных расходов определяется в порядке, аналогичном порядку, установленному главой 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ.

Соблюдение требования непосредственной связи расходов с извлечением дохода от осуществления предпринимательской деятельности обеспечивается через связь расходов с производством и (или) реализацией товаров, работ, услуг.

Минфин России в письме от 04.09.2014 № 04-05/44287 указал, что поскольку суммы безнадежных долгов в соответствии со ст. 265 НК РФ относятся к внереализационным расходам, такие суммы в составе профессионального вычета по НДФЛ не учитываются.

 

 

 

9 октября 2014