Ежедневный обзор законодательства

26 сентября 2014

Минфин предложил разрешить регионам увеличивать налоговую нагрузку на малый бизнес

Минфин готовит поправки в Налоговый кодекс, разрешающие регионам ужесточать условия использования малым бизнесом специальных налоговых режимов, следует из уведомления, размещенного на портале regulation.gov.ru. Они смогут снижать размер выручки, стоимость основных средств и численность персонала, при которых предприниматели вправе платить налоги по упрощенной системе (УСН) или в виде патента. Сам текст проекта пока не опубликован.

Регионы смогут понизить критерии льготных режимов в 10 раз — «до 10 человек и 6 млн руб.» уже с 2015 г., говорил в конце прошлой недели министр финансов Антон Силуанов. Параметры можно будет менять для компаний, занимающихся торговлей, общепитом и операциями с недвижимым имуществом, следует из уведомления Минфина. Это большая часть малого бизнеса. Торговлей занимается половина малых компаний, еще по 10% — общепитом и сделками с недвижимостью.

Правительство одобрило налоговые каникулы для ИП в варианте Минфина 

В Минэкономразвития проект не поступал, сообщил его представитель, инициатива несет в себе определенные риски: в регионах, которые снизят критерии, вырастет налоговая и административная нагрузка на некоторые предприятия.

Расширить полномочия просили губернаторы, говорил Силуанов, они недополучают налоги из-за того, что крупный бизнес дробится на мелкие компании и использует льготы. С такой проблемой, в частности, столкнулись московские власти. В столице есть крупные, под 20 000 кв. м, объекты стоимостью 2 млрд руб., которые используют УСН, жаловался весной руководитель департамента экономической политики и развития Москвы Максим Решетников, юридически раздробленным оказался каждый 14-й объект в столице.

Введение спецрежимов, наоборот, обелило сектор, спорит исполнительный директор «Опоры России» Андрей Шубин. Со следующего года малому бизнесу, использующему УСН, и так предстоит платить налог на торгово-офисную недвижимость с ее кадастровой стоимости (ставка — 2%). 6 млн руб. — совсем небольшой масштаб, говорит Анна Никитченко из Национального института системных исследований проблем предпринимательства: средняя выручка малого предприятия в Москве превышает 100 млн руб. Изменение правил игры может привести к отказу от развития бизнеса, особенно при существующей волатильности, отмечает она. Немногие регионы будут занижать критерии, надеется директорKPMG Алексей Назаров.

Система должна стимулировать бизнес, призывает Шубин, а повышать собираемость налогов нужно за счет улучшения администрирования: «Но не тотальными проверками, а точечными». И так компании, использующие серые схемы, экономят на налогах, что выталкивает добросовестных предпринимателей в тень, недоволен он, рост нагрузки этот процесс ускорит. «Когда есть возможность безнаказанно оптимизировать налоги, не оптимизировать их — значит быть неконкурентоспособным», — признавал сам Решетников в интервью «Ведомостям».

Доходный уикенд

Ситуация на продовольственном рынке стабильная. Дефицита товаров и спекулятивных цен нет. Колебания цен сезонные, как и в прошлом году. Вопрос введения продуктовых карточек - из далекого прошлого. И сегодня он даже не рассматривается.

Так прокомментировал "горячие" вопросы журналистов статс-секретарь, заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов на брифинге саммита Retail Business Russia 2014 .

Отвечая на вопрос "Российской газеты" о возможной отмене ответных санкций в случае снятия запретов европейскими странами, замглавы минпромторга отметил, что такие вопросы решают политики. Однако высказал свое мнение.

"Ответные санкции России были введены для поддержки отечественных сельхозпроизводителей, мы дали им сигнал инвестировать средства в свое производство, и в рамках этих решений отмены не будет", - пояснил Виктор Евтухов.

В этом году деловая программа съезда представителей крупных розничных торговых сетей страны также проходит под вопросом о ситуации, связанной с ответными санкциями. Пожалуй, один из главных ответов, который здесь прозвучал, - ограничение импорта из ЕС и США, введенные Россией, не нарушили рыночные механизмы торговли. Более того, сегодня она, пожалуй, единственная из отраслей, которая развивается без финансовой поддержки государства.

По словам Виктора Евтухова, несмотря на вызовы, риски и "эмоциональные порывы" поставщиков воспользоваться ситуацией и извлечь сиюминутные выгоды, дестабилизации в продовольственном торговом секторе не произошло. Напротив, предприятия торговли стали опорой и стратегическим инструментом, с помощью которого государство реализует политику импортозамещения.

"Совместно с торговыми сетями, отраслевыми продовольственными союзами нам удается удерживать цены и ассортимент", - подчеркивал не раз замминистра. И даже пошутил, что на время общения участники рынка могут называть его ведомство "министерством торговли и промышленности".

"Так велико значение, которое сегодня мы придаем развитию торговли", - заметил Виктор Евтухов. Говоря о продовольственном рынке, он заметил, что приоритетом сейчас для торговых сетей становится и более активная работа с отечественными поставщиками, которые могут насыщать прилавки. Так называемые малые хозяйства могут обеспечивать магазины на 80 процентов овощами, на 50 процентов молочными продуктами, на 30 процентов мясом и птицей.

И если их удастся вовлечь в торговый оборот, то вслед за этим многие традиционные крупные поставщики лишатся возможности вступать в карательные сговоры, играть на повышении цен. "А такие примеры есть", - заметил Виктор Евтухов.

Большое значение в министерстве придают сегодня развитию саморегулирования в торговой отрасли и Кодексу добросовестных практик. К этому документу в любой момент могут добровольно присоединяться предприятия торговли, поставщики товаров. Впрочем, пока особенно в регионах, число компаний, желающих подписаться под обязательствами Кодекса, которые предусматривают штрафы за их нарушения, не столь еще велико, как хотелось бы министерству. Позже, в кулуарах саммита, замминистра поделился с журналистами идеями о том, как в перспективе добиться того, чтобы нормы Кодекса в России разделяли все больше торговцев.

Малый бизнес может обеспечить магазины овощами на 80%. И у других не будет шансов вступить в ценовой сговор

В частности, считает Виктор Евтухов, возможны поправки в закон о торговле. Даже такие радикальные, как, например, ограничения на торговлю в выходные и праздничные дни для неприсоединившихся к Кодексу торговых компаний. Такого рода "особые условия" давно используются за рубежом для решения проблем регулирования торговой отраслью, сослался на опыт Евтухов.

Во время дискуссий лидеры торговой индустрии проявляли беспрецедентную солидарность с властью. Вместе с тем констатировали, что 2014 год сильно поменял конъюнктуру в отрасли. Разговор на трудную тему подогрел профессор НИУ "Высшая школа экономики", экс-руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам Олег Вьюгин. По прогнозу авторитетного экономиста, в ближайшие два года отрасль ждет снижение потребительского спроса, в том числе из-за ослабления рубля на 10-15 процентов ежегодно, уменьшения реальных доходов населения. И чтобы дальше сохранять разнообразный ассортимент товаров, лояльность покупателей и цены, ставку надо делать на сокращение стоимости поставок товаров, лучшую логистику. То что потребительский спрос падает, отметили представители сотовых компаний и торговцы товарами для ремонта и дома.

Например, средняя стоимость мобильных телефонов, которую был готов до недавних пор платить потребитель, составляла 3 тысячи рублей, а периодичность замены аппаратов - раз в год. Теперь сроки службы телефонов увеличиваются, а граждане не торопятся их менять. Представитель одной из крупных российских компаний по продаже товаров для ремонта и дома предложил, в свою очередь, властям стимулировать развитие ипотеки. Это подтолкнет новое строительство, поможет торговой индустрии.

Россия не будет вводить эмбарго на товары легкой промышленности, так как в этом нет необходимости. "Объем таких товаров из стран, попавших под ответные меры России в рамках сельхозтоваров, является незначительным.

Массовый рынок занимают товары из Турции, Юго-Восточной Азии, с которыми Россия развивает активную торговлю", - подчеркнул Виктор Евтухов. Но сообщил, что для отрасли будут введены защитные меры. Например, маркировка товара, поступающего на наш рынок из Евросоюза. "Это поможет снизить объем подделок, нелегального товара. Их объем составляет до 40 процентов на рынке и негативно влияет на экономику", - заключил Евтухов.

МРОТ с 2015 года вырастет на 411 рублей

Правительство РФ приняло предложение по увеличению минимального размера оплаты труда (МРОТ) с 1 января 2015 года до 5965 рублей в месяц. В настоящее время МРОТ составляет 5554 рубля.

Таким образом, увеличение составит 7,4 процента, что соответствует уровню ожидаемой инфляции текущего года.

Комментируя принятое решение, министр труда и социальной защиты России Максим Топилин пояснил, что согласно Трудовому кодексу в регионах могут быть заключены трехсторонние соглашения о минимальной заработной плате, и "субъекты с высоким прожиточным минимумом трудоспособного населения могут установить более высокий по сравнению с МРОТ уровень минимальной заработной платы в регионе".

Между тем, минимальный размер оплаты труда все еще далек от величины прожиточного минимума трудоспособного человека.

По уточненному прогнозу Минэкономразвития, средняя по стране величина прожиточного минимума для трудоспособных в этом году достигнет 8794 рублей в месяц. Таким образом, новый МРОТ составит 67,8 процента от прожиточного минимума. Согласно планам правительства эти два показателя сравняются в 2018 году.

Возможностей отсрочить уплату налогов станет меньше

Сократить льготный период для тех, кто хочет за счет "прошлогодних" убытков уменьшить себе налоги, предлагают депутаты.

Проект поправок в Налоговый кодекс по этому поводу внесен в Госдуму. Речь идет о том, что убыток, полученный компанией в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах, может повлиять на уменьшение налоговои базы по налогу на прибыль.

Убыток, не перенесенныи на ближаишии год, может быть перенесен целиком или частично на следующии год из последующих девяти лет. То есть сейчас "удовольствие" снизить налоги можно растянуть на девять лет, выбрав один год. Например, если он стал очень прибыльным.

Теперь срок ухода от налогов хотят сократить до четырех лет. И это должно положительно сказаться на пополнении казны.

ФСС и налоговики будут активнее обмениваться данными о доходах физлиц

Федеральная налоговая служба и Фонд социального страхования подписали документ «Изменения и дополнения № 3 к своему Соглашению от 23.06.2011 г. № ММВ-27-2/15/14-03-40/08-1767П» от 9 сентября 2014 г. №ММВ-23-2/14@/15-03-40/08/3474П. Соответствующая информация размещена на официальной сайте Фонда социального страхования Российской Федерации.

Исходя из подписанного документом налоговая служба будет ежегодно направлять в фонд сводную информацию по каждому налоговому агенту на основании представленных в налоговые органы справок о доходах физического лица за год (форма 2-НДФЛ).

Кроме того, ФСС будет ежеквартально получать от налоговых органов выписки из решений по выездным налоговым проверкам о суммах доначислений по НДФЛ, включая сведения о суммах доходов.

В ФСС также будут ежеквартально сообщаться сведения о предпринимателях, применяющих ПСН, с указанием вида деятельности и срока патента.

В свою очередь, фонд будет ежеквартально передавать налоговикам сведения о суммах начисленных и уплаченных взносов по данным расчётов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное соцстрахование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения.

Также ежеквартально ФСС будет пересылать в налоговые органы сведения о среднесписочной численности работников организаций и ИП – плательщиков страховых взносов.

 

Проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 112 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

Контроль за госзакупками унитарных предприятий предлагают осуществлять на два года раньше запланированного

С 1 января 2015 года (в действующей редакции с 1 января 2017 года) при проведении за счет бюджетных средств госзакупок с целью капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности государственные и муниципальные унитарные предприятия могут обязать применять положения Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", касающиеся:

планирования закупок товаров, работ, услуг;

определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) с учетом особенностей, установленных Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

С 1 января 2015 года также могут начать применяться положения этого закона о мониторинге закупок, аудите и контроле в сфере закупок.

Проект Постановления Правительства РФ "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами"

Предлагается установить порядок прекращения деятельности управляющей организации

Планируется установить порядок прекращения деятельности управляющей организации по управлению многоквартирным домом в связи с исключением сведений о доме из реестра лицензий субъекта РФ, прекращением действия лицензии или ее аннулированием.

Положение об установлении такого порядка содержится в ч. 2 ст. 200 ЖК РФ.

Согласно Проекту при возникновении названных оснований прекращения деятельности управляющая организация будет обязана до определенного момента надлежащим образом продолжать исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества. Эти обязанности должны выполняться, например, до дня возникновения обязательств по договору управления многоквартирным домом (далее - Договор) между управляющей организацией и ТСЖ, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом. Исчерпывающий перечень сроков исполнения обязанностей содержится в рассматриваемом Проекте.

В случае прекращения деятельности управляющая организация должна передать лицу, принявшему обязательства по управлению многоквартирным домом, техническую документацию и иные связанные с управлением домом документы.

Если при прекращении деятельности управляющей организации по результатам открытого конкурса либо без его проведения будет заключен Договор с новой управляющей организацией, то датой расторжения Договора с первоначальной управляющей организацией будет считаться день, предшествующий дню начала управления домом новой управляющей организацией.

При расторжении Договора управляющая организация обязана произвести сверку расчетов с собственниками и нанимателями помещений в многоквартирном доме в срок, не превышающий одного календарного месяца с даты расторжения. Для этого управляющая организация направляет каждому собственнику, нанимателю помещения уведомление о расчетах за работы, услуги по содержанию и ремонту общего имущества, коммунальные услуги. При наличии переплаты или задолженности по внесению платы порядок взаиморасчетов определяется соглашением сторон.

 

Подпишитесь на наши новости подписаться на рассылку
26
сентября
2014
Учредители агентства