Ежедневный обзор законодательства


Подпишитесь на рассылку сайта

Благодаря ОРВ никто из участников процесса не сможет скрыть свои недоработки, уверен замглавы МЭР РФ

По словам Олега Фомичева, за четыре года работы института оценки регулирующего воздействия удалось избежать дополнительных издержек в экономике на уровне 600 млрд рублей

Статс-секретарь – заместитель министра экономического развития РФ Олег Фомичев провел всероссийскую видеоконференцию по оценке регулирующего воздействия (ОРВ). Об этом информирует пресс-служба МЭР РФ.

Формирование эффективного диалога бизнеса и власти, как на федеральном, так и на региональном уровне - цель совместного проекта Минэкономразвития и Сбербанка, который стартовал более чем в 100 городах России, отметили в министерстве. Таким образом Минэкономразвития продолжает работу по внедрению ОРВ в регионах и создает единый информационный канал для предпринимателей о том, как улучшить нормативные требования в их отрасли, привести законодательство в соответствие с объективными потребностями бизнеса и здравым смыслом.

Открывая мероприятие, Олег Фомичев обозначил основы совершенствования законотворческого процесса, этапы становления института оценки регулирующего воздействия. «Механизм ОРВ - это экономический анализ документов, который может оказать влияние на бизнес-среду. Оценка регулирующего воздействия призвана выявлять издержки и выгоды для бизнеса, других субъектов инвестиционной деятельности, а также для государственных или муниципальных бюджетов», - отметил заместитель министра.

Также он подчеркнул, что механизм оценки регулирующего воздействия нормативных актов за четыре года действия позволил избежать дополнительных издержек в экономике на уровне 600 млрд рублей. Фомичев добавил, что с начала работы института ОРВ в Министерство поступило около 22 тысяч замечаний на проекты нормативных актов.

Он обратил внимание участников на то, что ОРВ - "не игра в реформаторство, а основа реальной модернизации регулирования деятельности бизнеса", которая находится на контроле у первых лиц государства. «Сейчас никто из участников процесса не сможет скрыть свои недоработки. Существует комиссия при Президенте РФ, рейтинг АСИ, опросы регионов Общероссийского народного фронта. Мы дали субъектам все необходимое для эффективного внедрения процедуры», - заметил заместитель Министра экономического развития.

Директор Департамента оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России Вадим Живулин в ходе видеоконференции рассказал о сути проекта: «Четыре столпа качественной оценки - это правовая основа проведения ОРВ, квалификация разработчиков нормативных правовых актов, активность бизнеса при проведении публичных консультаций и ответственность уполномоченного органа. Все это мы уже создали. Теперь необходим «пятый элемент» - информационное взаимодействие, объединяющее между собой все части».

Он призвал регионы создать систему эффективного сотрудничества бизнеса и власти: обучаться, общаться, встречаться с предпринимателями и консультировать их в вопросах отраслевого законотворчества. По его словам, площадка для этого есть, технологии созданы. «Мы открыты к любым инициативам», - заявил Живулин.

В ходе мероприятия представители субъектов РФ задали интересующие вопросы о внедрении и развитии института ОРВ. В рамках продолжения работы над проектом планируется сбор обратной связи о проблематике ОРВ в регионах, разработка оптимальных форматов взаимодействия бизнеса и органов власти, проведение серии семинаров и тематических видеоконференций, а также создание на базе Центров развития бизнеса Сбербанка России личных кабинетов экспертов по ОРВ для периодического приема предпринимателей.

Проблема импортозамещения и мер поддержки в сфере производства медтехники

Среди основных вопросов нового интервью на портале - «Соответствуют ли существующие инструменты поддержки импортозамещения в сфере производства медицинской продукции вызовам сегодняшнего дня?».

Проблема импортозамещения и мер поддержки в сфере производства медицинской техники - тема нового интервью на Федеральном портале малого и среднего предпринимательства. На вопросы портала отвечает генеральный директор ООО «ГЕМ», вице-президент Московской Ассоциации малых предприятий – производителей медицинской техники «Асмедика»  Станислав Гольдберг. Среди основных: «Соответствуют ли существующие инструменты поддержки импортозамещения в сфере производства медицинской продукции вызовам сегодняшнего дня?».

Станислав Гольдберг: «На мой взгляд, ситуация далеко не так оптимистична, как казалось бы. Несмотря на все предпринимаемые усилия, можно привести несколько цифр, которые показывают, что все на самом деле печально».

Сегодня в медицинском производстве занято около 2000 предприятий, и практически все эти предприятия – малый и средний бизнес с ограниченным инвестиционным бюджетом и с очень небольшой возможностью вкладывать серьезные средства в перевооружение и импортозамещение.

«С другой стороны, учитывая количество выданных регистрационных изделий, которые обращаются на рынке, их количество существенно превышает сотню тысяч и, возможно даже не одну. И на сегодняшний день все усилия, которые на сегодняшний день предпринимаются как министерством промышленности и торговли через систему федеральных целевых программ, так и другими институтами развития могут в лучшем случае позволить осуществить импортозамещение в долях или в одном проценте. А фактически 80% потребляемых медицинских изделий на сегодня – это импорт. А если подойти к бюджету с другой точки зрения, то примерно 80% потребляемых медицинских изделий – это бюджет», - говорит эксперт.

Таким образом, по данным Московской Ассоциации малых предприятий – производителей медицинской техники «Асмедика»,  от 65 до 100 процентов бюджета уходит на оплату импорта. При этом никаких зримых перспектив в том, что эта ситуация изменится в ближайшие 10 лет, нет. «На сегодняшний день мы отстаем по оценкам экспертов на 20-25 лет от ведущих производителей техники, и скорее всего это отставание будет продолжаться, если не будет внятной, понятной всем промышленной политики государства», - резюмирует предприниматель.

О том, какие меры поддержки сегодня являются первоочередными в этой сфере, смотрите в новом интервью предпринимателя на портале.

Правкомиссия поддержала 2-летние налоговые каникулы для новых ИП

Каникулы будут действовать в 2015-2020 годах в виде налоговой ставки в размере 0%

Правительственная комиссия по законопроектной работе одобрила законопроект, который дает право субъектам предоставлять двухлетние налоговые каникулы впервые зарегистрированным индивидуальным предпринимателям (ИП). Об этом сообщает агентство "Интерфакс".

Для получения льгот предприниматели должны в течение двух лет со дня регистрации перейти на упрощенную или патентную системы налогообложения. Соответствующий проект федерального закона подготовлен Минфином во исполнение поручений президента России в целях поддержки субъектов малого предпринимательства.

Принятие поправок будет способствовать вовлечению в экономику физических лиц, занимающихся в настоящее время неофициальной предпринимательской деятельностью без привлечения наемных работников, говорится в сообщении. Каникулы будут действовать в 2015-2020 годах в виде налоговой ставки в размере 0%.

Субъекты вправе устанавливать ограничения на применение нулевой налоговой ставки исходя из предельного размера доходов ИП, средней численности работников, нарушение которых за налоговый период будет основанием для утраты права на применение льготы. Законопроект будет рассмотрен на заседании правительства.

Избыточные требования при оказании госуслуг для бизнеса будут отменены - МЭР РФ

Соответствующий законопроект одобрен в первом чтении; сокращению подлежит предоставление учредительных документов и их копий, в том числе нотариально заверенных, и выписки из ЕГРЮЛ и ЕГРИП

Госдума одобрила в первом чтении законопроект, сокращающий объем информации, предоставляемой предпринимателями при получении госуслуг. Об этом информирует пресс-служба Министерства экономического развития РФ.

Документ был внесен в Госдуму под названием "О внесении изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам исключения избыточных требований при оказании государственных услуг и осуществлении государственных функций". Целью законопроекта, принимаемого в рамках мероприятий по повышению качества регуляторной среды для бизнеса, является уменьшение объема административных издержек предпринимателей, говорится в пояснительной записке к документу.

К информации, предоставляемой предпринимателями при получении госуслуг, подлежащей сокращению, авторы законопроекта отнесли учредительные документы и их копии, в том числе нотариально заверенные, и выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) и реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).

"Избыточными требования о предоставлении таких документов мы признавали в тех случаях, когда учредительные документы запрашиваются, но реально чиновниками не рассматриваются при оказании государственной услуги", - заявил замминистра экономического развития Олег Фомичев на пленарном заседании Госдумы.

В ряде федеральных законов до сих пор сохраняются требования о предоставлении выписок из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, хотя более двух лет действует требование получать соответствующие выписки в режиме межведомственного электронного взаимодействия, отметил он.

За финансовые пирамиды будут сажать в тюрьму

Минфин разработал проект поправок в Уголовный кодекс, которые предусматривают введение уголовной ответственности за создание финансовых пирамид. Документ размещен для публичного обсуждения на портале Regulation.gov.ru.

В последнее время в России активизировалась деятельность финансовых пирамид, утверждают в Минфине.

"Росфинмониторингом за 2011 год и первый квартал 2012 года совместно с правоохранительными органами проведено 63 финансовых расследования по операциям, где обеспечение дохода участников организаций происходит за счет масштабного и регулярного привлечения денежных средств от новых участников под высокие процентные ставки. Общая сумма ущерба составила более 46 млн рублей и жертвами обмана оказались более 260 человек", - говорится в пояснительной записке к документу.

В случае принятия поправок, за организацию финансовой пирамиды будет грозить уголовная ответственность. В качестве наказания предлагается штраф до 1 миллиона рублей или в размере зарплаты осужденного за период до двух лет.

Также могут быть назначены принудительные работы на срок до четырех лет или лишение свободы на тот же срок. Кроме того, наказание планируется ввести и за рекламу "пирамид" и привлечение в них денег.

Финансовую пирамиду в этом случае предполагается понимать как организацию, привлекающую деньги физлиц, и возвращающую их с процентами за счет средств других вкладчиков.

При этом, не занимающуюся какой-либо другой не запрещенной законом деятельностью.

Налог на имущих граждан

Госдума приняла вчера во втором решающем чтении законопроект о предоставлении местным властям права с 2015 года переходить к взиманию налога на недвижимость физлиц с рыночной цены жилья. На последнем этапе подготовки новаций федеральный центр переложил ответственность за возможный социально взрывоопасный рост налоговой нагрузки на местные власти, передав им право варьировать размеры нового платежа в максимально широких пределах. При этом социально незащищенные слои собственников Госдума, исполняя поручение президента, защитила сохранением льгот на федеральном уровне.

Принятие закона о переходе к взиманию налога с кадастровой стоимости жилья прошло по нестандартной процедуре, заметно сократившей общественное обсуждение новаций. Правительство воспользовалось принятым в первом чтении еще в 2004 году депутатским законопроектом на эту тему и в июне этого года внесло нормы о новом налоге сразу в виде поправок ко второму чтению документа. Провести их через Госдуму с ходу тогда, однако, не удалось. По настоянию бюджетного комитета принятие поправок было перенесено на осень — для того, чтобы регионы смогли ознакомиться с ними. Итогом этого обсуждения стало понимание того, что при переходе на кадастр сборы отдельных территорий по предложенной правительством ставке могут не только вырасти, но и сократиться — в случае с новыми жилыми домами с высокой инвентаризационной стоимостью. В результате бюджетному комитету на этой неделе пришлось готовить поправки, расширяющие диапазон ставок налога (см. "Ъ" от 23 сентября).

Это дополнение, впрочем, стало единственным значимым изменением минфиновских поправок, и принятие законопроекта во втором чтении на вчерашнем заседании Госдумы обошлось без дискуссий (по регламенту выступления на этой стадии невозможны, но депутаты могут высказываться, вынося часть поправок на отдельное голосование). Представивший поправки глава бюджетного комитета Андрей Макаров заявил о выполнении поставленной президентом задачи — сохранении льгот граждан по этому налогу. Напомним, в первой версии изменений вместо нынешнего полного освобождения от уплаты налога Минфин предложил ветеранам, инвалидам, пенсионерам и другим льготникам лишь вычет в размере 30 кв. м из облагаемой площади жилья. В итоге льготы сохранены, но применить их можно будет не ко всем, как сейчас, а лишь к одному выбранному объекту недвижимости (одна квартира, один гараж, одна дача). Освобождение от налога не коснется коммерческой недвижимости и жилья дороже 300 млн руб.— этой оговоркой власти хотят ликвидировать ситуацию, когда к примеру в Москве более 5 млн кв. м торгово-офисных площадей (18% всех площадей) оформлены на пенсионеров, освобожденных от налога. Кроме льгот будут введены необлагаемые налогом вычеты уже для всех собственников жилья: минимум 20 кв. м — для квартир, 10 кв. м — для комнат и 50 кв. м — для индивидуальных домов.

С оставшихся площадей граждане заплатят налог по ставке до 0,3% от кадастровой стоимости объектов — для жилья (в том числе и недостроенного), гаражей и машино-мест, до 0,5% — для иных строений и до 2% — для недвижимости стоимостью свыше 300 млн руб. и принадлежащих гражданам крупных офисных и торговых центров. Конкретные размеры ставок и вычетов определят местные власти (в случае Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя — региональные). Новый платеж они смогут вводить начиная уже с 2015 года, но не позже 2020-го.

По словам Андрея Макарова, регионы, считающие себя готовыми к переходу на кадастр с 2015 года, должны оформить эти решения уже до 20 ноября этого года. Как сказал "Ъ", глава департамента экономической политики и развития Москвы Максим Решетников, столичные власти уже готовят соответствующий городской закон. Размер ставки, по его словам, "пока не определен и обсуждается с учетом особенностей Москвы". Он говорит, что основной рост нагрузки придется на собственников дорогих квартир в центре города. "Инвентаризационная стоимость таких домов в разы уступает новостройкам на окраине города, хотя очевидно, что их рыночная оценка существенно выше",— говорит чиновник. По расчетам ФНС для ставки 0,1%, сейчас средняя сумма налога равна 642 руб. в год, после принятия поправок она может вырасти почти в три раза — до 1,9 тыс. руб. (без учета расширения льгот и вычетов местными властями). По данным Максима Решетникова, налог за типовую московскую квартиру площадью 54 кв. м при кадастровой стоимости в 160 тыс. руб. за 1 кв. м и ставке 0,1% составит 5,4 тыс. руб.

Как пояснил вчера Андрей Макаров, для отдельных видов жилья нагрузка не вырастет, а сократится — площадь 60% сельских домов в России не превышает 50 кв. м, и платить налог за них вообще не придется. Очевидно, что в условиях сохранения всех льгот и введения вычетов, сдерживающих рост нагрузки на жилье экономкласса, местным властям для увеличения доходов придется заметно повышать налоги на жилье с рыночной ценой выше средней. Единственное утешение для таких собственников — увеличение нагрузки растянется на пять лет. Согласно поправкам, во избежание социального взрыва каждый год сумма налога в платежке будет возрастать лишь на 20%.

Закон о хранении персональных данных россиян вступит в силу на 6 месяцев раньше

Депутаты Государственной думы приняли во втором чтении проект федерального закона № 596277-6 «О внесении изменения в статью 4 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях».

Рассмотренным документом сдвигается срок вступления в силу, принятого ранее закона о хранении персональных данных россиян. Предлагается перенести срок на полтора года раньше. Теперь иностранные компании с 1 января 2015 г. обязаны хранить персональные данные россиян исключительно на серверах в РФ. Напомним, что ранее срок переноса данных был намечен на 1 сентября 2016 г.

Авторы инициативы считают, что внесённые коррективы будут способствовать «более оперативному и эффективному обеспечению прав граждан РФ на сохранность персональных данных и соблюдение тайны переписки в информационно-телекоммуникационных сетях».

Согласно принятому сегодня, 24 сентября 2014 г., законопроекту, с 2015 г. при сборе персональных данных, в том числе через Интернет, «оператор обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение) извлечение персональных данных граждан РФ с использованием баз данных, находящихся на территории РФ».

Законопроект с изменениями в Трудовой кодекс прошёл первое чтение

Сегодня, 24 сентября 2014 г., депутаты Государственной думы приняли в первом чтении законопроект «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части совершенствования механизмов регулирования труда научных работников, руководителей научных организаций и их заместителей».

Документ № 540253-6 предусматривает обязательное прохождение конкурса при заключении трудового договора с научным работником или при переводе его на другую должность. Перечень должностей определит Министерство образования и науки РФ по согласованию с Минтрудом, Минэкономразвития и государственными академиями наук.

Прохождение конкурса не будет обязательным при приёме на работу по совместительству на срок до одного года.

Для научных работников, с которыми трудовой договор заключён на неопределенный срок, установлена обязательная периодическая аттестация, которая должна проводиться не чаще одного раза в год и не реже одного раза в три года. Конкретный срок аттестации сможет определять сама научная организация исходя из специфики своей деятельности. Так, при проведении фундаментальных исследований промежуток между аттестациями может быть более длительным.

Аналогичный порядок заключения трудовых договоров будет действовать и в отношении профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений.

Кроме того законопроектом, устанавливается предельный возраст – 65 лет – для замещения должностей руководителей государственных и муниципальных научных организаций и их заместителей. В соответствии с законопроектом, достигнув указанного возраста, руководители и их заместители «переводятся с их письменного согласия на иные должности, соответствующие их квалификации». В то же время учредитель наделяется правом продлить срок пребывания на указанных должностях до достижения работником возраста 70 лет.

25 сентября 2014