Ежедневный обзор законодательства


Подпишитесь на рассылку сайта

Д.Медведев: Налог с продаж вводиться не будет, но регионы получат право применять специальные сборы

Речь идет, к примеру, о сборах за право торговли, за предоставление услуг общественного питания, услуг такси, а также туристическом или курортном сборе

Правительство РФ сохранит базовые основы налоговой системы, налог с продаж вводиться не будет. Об этом заявил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, выступая на пленарном заседании в рамках XIII Международного инвестиционного форума "Сочи 2014". Стенограмма выступления опубликована на сайте кабмина.

"Наш курс мы менять не будем, основные принципы макроэкономической политики мы сохраним. И бюджетное правило, и базовые основы налоговой системы, базовые институты", - сказал Д.Медведев.

"Мы все понимаем: более неудачного решения, чем значительное повышение налоговой нагрузки в такие непростые времена, невозможно себе представить", - подчеркнул он.

Премьер подчеркнул, что правительство отказалось от увеличения НДС, понимая, что тем самым будет осложнана "и так непростая для наших предпринимателей ситуация". "А в нынешней ситуации, наоборот, мы должны сделать условия ведения бизнеса более комфортными", - сказал Д.Медведев.

"Мы не стали повышать налог на доходы физических лиц, чтобы не уменьшать доходы наших граждан, и оставили плоскую шкалу налогообложения, хотя её периодически критикуют", - добавил он.

"После долгого обсуждения мы также отказались от идеи ввести налог с продаж. Некоторые регионы, особенно крупные, которые должны были по своему усмотрению вводить эти налоги и конкретно налог на своей территории, конечно, получили бы дополнительные доходы. Но, к сожалению, в этом случае наши люди, особенно в условиях более мощной инфляции, проиграли бы очень серьёзно, и поэтому сейчас мы в настоящий момент отказались от такого шага", - сказал премьер.

"Тем не менее, - продолжил Д.Медведев, - чтобы увеличить собственную налоговую базу местного самоуправления, регионам будет предоставлено право введения ряда специальных сборов за право торговли, за предоставление услуг общественного питания, услуг такси, а также туристического или курортного сбора. Что касается действующих налогов, очень важно улучшать их администрирование. В ближайшее время мы сосредоточимся на наведении порядка при взимание акциза на алкоголь. Даже по весьма умеренным оценкам, улучшение собираемости этих акцизов принесёт бюджету дополнительно 200 млрд рублей".

В России снова могут ввести местные сборы за право заниматься бизнесом

В 1990-е года они создали много проблем предпринимателям . Регионам будет предоставлено право вводить специальные сборы, заявил на Сочинском форуме премьер Дмитрий Медведев: за право заниматься торговлей, оказывать услуги общественного питания, такси и туристические. Правительство отказалось от налога с продаж, заявил также Медведев.

Сборы могут появиться уже в 2015 г. - Минфин готовит поправки в Налоговый кодекс, сообщил министр финансов Антон Силуанов. Это предварительные предложения Минфина, считает министр экономического развития Алексей Улюкаев, он сам относится к идее осторожно, как к дополнительной нагрузке на предпринимателей. Если премьер сказал, значит, решение принято, констатирует пресс-секретарь Медведева Наталья Тимакова.

Регионам нужно формировать собственную доходную базу, говорят чиновники, эти сборы - альтернатива налогу с продаж. И они не должны повлиять на инфляцию, заверил Силуанов.

Деньги поступят в бюджеты муниципалитетов, предлагается дать местным властям широкие полномочия по определению ставок, ограничен будет лишь верхний предел, говорит чиновник Минфина. Ставки могут быть и в рублях в зависимости от натуральных показателей, характеризующих доходность бизнеса, объясняет он. Например, для сбора за право розничной торговли - площадь торгового зала и месторасположение объекта. Для общепита - площадь зала, количество мест и месторасположение. За право перевозок общественным транспортом - в рублях за один автомобиль. Для сбора за проживание в гостиницах определенного класса - в рублях за один день (см. врез на стр. 05). Принцип тот же, что и при ЕНВД, объясняет управляющий партнер "Пепеляев групп" Сергей Пепеляев.

Эти сборы принесут меньше, чем налог с продаж, оценивает Силуанов: не 200 млрд руб. в год, а 50-70 млрд. Эти 200 млрд руб. были нереалистичной оценкой, признавали чиновники: из-за низкой собираемости заработали бы только крупные города, доходы не превысили бы 30 млрд руб.

Новые платежи будет собирать проще, чем налог с продаж, рассчитывают чиновники. "Основная идея в том, чтобы это были именно сборы, а не налоги: не уплатил - нет права на осуществление деятельности", - объясняет директор налогового департамента Минфина Илья Трунин. Если водитель не сможет показать инспектору ГАИ действующий документ об уплате сбора, инспектор может снять номера, приводит пример Трунин. Или если сотрудник органа контроля за потребительским рынком узнал, что магазин работает без уплаты сбора, у него должны быть полномочия приостановить его работу, продолжает он: по аналогии со сборами за водные или биологические ресурсы.

Сборы уже существовали в России в середине 1990-х гг. - под лозунгом "берите столько суверенитета, сколько сможете" регионы вводили самые экзотические налоги, вспоминает Пепеляев: за местную футбольную команду, сбор за использование иностранных слов в заголовках, сбор за погребение (за крематорий сборов не было).

Больших доходов они не давали, но были раздражающими для предпринимателей, подхватывает аналитик S&P Карен Вартапетов, поэтому в 1999-2000 гг. большая их часть была заменена налогом с продаж, который отменили с 2004 г. С одной стороны, сборы увеличат финансовую гибкость регионов - сейчас у них почти нет источников, по которым они могут менять ставку и базу, с другой стороны, доходы не будут значительными, считает Вартапетов, как и в случае с налогом с продаж, проблемы слабых регионов эти деньги точно не смогут решить. В 2000-х гг. доля местных налогов и сборов составляла 6,5% доходов в среднем по регионам и 9% - бюджета Москвы, приводит данные он, но прямые сравнения некорректны, структура доходов регионов менялась.

Решение о введении сборов должно быть принято после консультаций с бизнесом: нужно понять, увеличит ли это доходы или приведет к уходу бизнеса в тень и снижению его оборотов, подчеркивает министр экономического развития Ростовской области Александр Левченко.

Сборы сверх существующих налогов будут слишком большой нагрузкой, предупреждает представитель Торгово-промышленной палаты Татарстана: в Татарстане, к примеру, местные власти вводили патентную систему налогообложения для малого бизнеса с разбивкой по отраслям (автотранспорт, парикмахерские и т. д.) - с ростом ставки количество пользовавшихся этой системой сократилось в 6 раз до 600.

Туристического сбора у нас еще не было, но он существует во многих странах, поэтому почему бы не попробовать, говорит чиновник Минфина. Это нормальная практика во всем мире, подтверждает Александра Суслина из Экономической экспертной группы: в каждом городе существуют свои ставки платежей и сборов, например туристических.

Сборы все же более позитивны, чем налог с продаж, оптимистичен председатель координационного совета Союза независимых сетей (объединяет более 70 региональных сетей с оборотом около 220 млрд руб.) Олег Пономарев: "С рынка могут уйти как раз недобросовестные игроки, отрасль в целом выиграет".

Сборы хуже, возражает Пепеляев: по налогу с продаж - фиксированные 3%, а сбор будет для всех разным, он зависит от различных критериев, что увеличит непредсказуемость. Центру следовало бы более четко прояснить, какие критерии определения сборов будут применяться, предупреждает он.

Сейчас Минфин, Минэкономразвития и ФНС обсуждают эти критерии - сегмент рынка, формат магазина, рентабельность, оборот или торговая площадь, рассказывает сотрудник розничной сети, участвующей в обсуждениях с чиновниками: "Нельзя однозначно приравнивать большие торговые площади к большой прибыли, все зависит от сегмента рынка, маржинальность продаж одежды, продовольствия, электроники разная".

Чиновники обсуждают сейчас новую практику - обеспечить охват налогами именно небольших и средних компаний, занижающих налоговую базу, а не крупных сетей, утверждает он. Критерии ставки сборов в любом случае должны остаться компетенцией регионов, указывает чиновник Минфина.

При введении сборов не придется преодолевать сопротивление крупных торговых сетей, АЗС и других серьезных игроков рынка, рассуждает партнер "Щекин и партнеры" Денис Щекин, малый бизнес лоббистским ресурсом не обладает. Сборы не так влияют на инфляцию, как налоги, согласна Суслина: налог с продаж платится ежемесячно, его размер зависит от выручки, поэтому магазины его тут же перекладывают на потребителей, а сбор - единоразовый и фиксированный, нагрузка на предпринимателей не очень большая, если и транслируется в цены, то не полностью. Хотя все будет зависеть от ставок и масштабов действия сборов, заключает она.

ЦБ РФ готов обсуждать увеличение размера микрозаймов для предпринимателей до 2 млн рублей

Эксперты уверены, что 1 млн рублей, которым сейчас ограничен размер микрозайма, для малого бизнеса уже недостаточно

Банк России готов обсуждать увеличение размера микрозай­мов для предпринимателей до 2 млн рублей, но считает нецелесообразным увеличивать размер займа для физических лиц. Одного миллиона рублей, которым сейчас ограничен размер микрозайма, для малого бизнеса действительно уже недостаточно, но проблема в том, что доля его кредитования в совокупном портфеле МФО слишком мала, считает эксперт. Об этом пишет РБК.

Позицию регулятора озвучил на заседании комитета Госдумы по финансовым рынкам зампред ЦБ Михаил Сухов. При этом комитет рекомендовал отклонить внесенный в Госдуму законопроект о повышении максимальной суммы займа выдаваемого МФО с 1 млн до 3 млн руб. «Резкое существенное увеличение максимально допустимого размера микрозайма может способствовать повышению рисков, принимаемых на себя отдельными заемщиками, и существенному росту концентрации риска на одного заемщика для отдельной МФО», – говорится в заключении комитета на законопроект.

Также комитет по финрынку в своем заключении обратил внимание на сложившуюся в последние годы негативную тенденцию к нарастанию объема невозвратных кредитов, росту перекредитования, а также к постепенному увеличению закредитованности материально неблагополучных и недостаточно финансово грамотных слоев населения.

Микрофинансовые организации предлагают ставки по займам до зарплаты (так называемые PDL) – 1–2% в день, или 360–720% годовых, по потребительским займам – 150% годовых и 30–35% годовых по кредитам предпринимателям. По данным «Эксперт РА», по состоянию на конец первого полугодия 2014 года объем рынка микрофинансирования составляет 46,3 млрд руб. 60% займов МФО приходилось на кредитование физических лиц, 40% – на юрлиц и индивидуальных предпринимателей.

По словам президента ассоциации МФО Ярослава Кабакова, вопрос о том, чтобы поднять размер займа с 1 млн руб. до 3 млн руб. и продлить его срок с одного до двух лет, поднимался участниками рынка неоднократно, поскольку текущие ограничения неудобны для предпринимателей.

«Для малого бизнеса имеет смысл поднимать размер займа, поскольку с момента установления текущего размера займа времена изменились и с учетом накопленной инфляции 1 млн руб. – не очень существенная сумма даже для регионов», – соглашается научный сотрудник института «Центр развития» ВШЭ Дмитрий Мирошниченко. Но, по его словам, основная проблема не в том, чтобы поднять размер займа, а в том, чтобы заставить МФО кредитовать малый бизнес, для поддержки которого они и создавались изначально. «40% – это мало для профильной деятельности организаций. Процент займов физлицам должен быть существенно меньше», – считает эксперт.

АСИ: Многие предприниматели отмечают упрощение процедур ведения бизнеса

Например, в части таможенного регулирования 47% опрошенных оценили, что ввозить товары на территорию РФ стало легче и быстрее

Агентство стратегических инициатив (АСИ) подвело итоги масштабного опроса по оценке эффектов от реализации дорожных карт Национальной предпринимательской инициативы, проведенного совместно с Клубом лидеров и общественными объединениями предпринимателей. Об этом говорится в сообщении АСИ.

В рамках опроса была дана оценка степени реализации мероприятий семи «дорожных карт», направленных на улучшение инвестиционного климата в Российской Федерации. Соответствующие опросы проводятся агентством на регулярной основе каждые полгода.

Все результаты опроса были направлены в Правительство России для дальнейшего анализа и совершенствования дорожных карт.

По результатам проведенного опроса большое число респондентов отметили упрощение процедур, связанных с ведением бизнеса.

В частности, по таможенному регулированию 47% опрошенных оценили, что ввозить товары на территорию РФ стало легче и быстрее (против 18% в феврале этого года).

Подавляющее большинство респондентов (97%), подключавшихся к энергосетям, сообщили, что им не пришлось дополнительно оплачивать проверку прибора учета при взаимодействии со сбытовой компанией. Еще год назад с подобной проблемой сталкивалось большинство опрошенных в Москве (71%).

Одной из задач опроса была оценка эффекта от создания специализированных интернет-порталов по разным направлениям для удобства предпринимателей. Так, 70% опрошенных смогли получить онлайн-информацию о свободных мощностях на интернет-портале (Портал-ТП.рф), посвященном процедуре технологического присоединения. 89% респондентов, пытавшихся направить электронную заявку на технологическое присоединение объектов мощностью до 150 кВт включительно, отметили этот опыт как успешный. Также предприниматели оценили работу портала Минфина России «Бухгалтерский учет и отчетность субъектов малого предпринимательства». 87% респондентов считают, что данный сайт будет помогать субъектам малого бизнеса.

Результаты опроса по расширению доступа предпринимателей к госзакупкам показали, что 51% предпринимателей малого и среднего бизнеса осведомлены о том, что заказчик обязан создать совещательный орган, отвечающий за общественный аудит эффективности проводимых закупок. Такой совещательный орган уже создан, в частности, в таких компаниях, как ОАО «Российские сети», ОАО «Зарубежнефть», ГК «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», ОАО «Русгидро», ОАО АК «Транснефть», ОАО «Объединенная судостроительная корпорация».

Опрос выявил также эффект от проведенной работы по совершенствованию нормативно-правовой базы биржевой торговли нефтепродуктами. 80% респондентов считают, что совместный приказ ФАС России и Минэнерго России, направленный на совершенствование нормативно-правовой базы биржевой торговли нефтепродуктами, повысил ее ликвидность путем увеличения предложений на открытом рынке.При этом подавляющее большинство опрошенных (90%) считают, что необходимо в 2-3 раза увеличить минимальный объем биржевых продаж нефтепродуктов и ликвидировать преференции контроллеров поставки.

Активная позиция предпринимательского сообщества выразилась и в результатах опроса по регистрации юридических лиц. Так, 89% опрошенных знают об отмене заверения заявления о государственной регистрации юридического лица при личном представлении документов в регистрирующий орган. Однако при этом в случае обращения через представителя, дополнительно к нотариальному заверению заявления введена обязательная нотариальная доверенность на представителя. 62% респондентов негативно оценили данное нововведение, а 86% предпринимателей поддерживают отмену нотариальных доверенностей и введение возможности подачи документов на государственную регистрацию по обычной доверенности.

Проект Федерального закона N 599495-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

У юрлиц может появиться обязанность при госрегистрации сообщать о контролирующих лицах

Предлагается дополнить Закон о госрегистрации юрлиц и ИП новыми положениями относительно документов, представляемых при госрегистрации создаваемых юрлиц.

Так, планируется обязать названных юрлиц представлять помимо остальных необходимых документов данные контролирующих лиц учредителей - резидентов РФ. Исключением будут являться компании, прошедшие процедуру листинга. В законопроекте не указано, какие лица понимаются под контролирующими. Можно предположить, что ими будут являться, например, лица, которые имеют право распоряжаться 50 и более процентами голосующих акций АО или более чем половиной долей уставного капитала ООО.

Создаваемому юрлицу будет отказано в госрегистрации, если оно не представит такие данные.

 

22 сентября 2014