Ежедневный обзор законодательства

16 сентября 2014

И. Шувалов заявил, что НДС и НДФЛ пока повышаться не будут

При этом первый вице-премьер не исключил, что в России придется менять налоговую систему из-за внешних условий и недостаточно высоких темпов экономического роста

Первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов не исключил, что в России придется менять налоговую систему из-за внешних условий и недостаточно высоких темпов экономического роста. В интервью ведущему программы "Вести в субботу" Сергею Брилеву он напомнил об обещании не делать этого до 2018 года, однако признал, что сейчас "мы живем в очень жестких внешних условиях", и, "может быть, придется и менять этот подход". Об этом пишет ИТАР-ТАСС.

Еще один фактор, который может заставить изменить налоги, по словам Шувалова, заключается в том, что "и темпы экономического роста (в России) недостаточно высокие".

Первый вице-премьер подчеркнул при этом: "Максимально, сколько мы можем, будем выдерживать и действовать в русле данных обещаний".

И. Шувалов сообщил, что многие губернаторы предлагают ввести право субъектов РФ вводить региональный налог с продаж. Что же касается других налогов - таких как НДС и НДФЛ, то на их счет была очень жесткая дискуссия, приняты решения, пока эти налоги не трогать.

Первый вице-премьер убежден, что в условиях санкций российская экономика ни в коем случае не должна "замыкаться и закрываться".

По оценке Шувалова, в России в последнее время угасла "необходимость заниматься предпринимательством". Поэтому "по поводу развития экономического курса" он предлагает взять "курс большей экономической свободы". "При том, - добавил первый вице-премьер, - наверное, должно быть больше дисциплины".

"Но это не значит зарегулированность, наоборот: в нынешних условиях нужно обеспечить максимальные свободы для того, чтобы предприниматели заново, как это было лет, знаете, 10-15 назад, когда было желание много создавать, много зарабатывать", - уточнил И. Шувалов.

Если у людей нет тяги к предпринимательству, то тогда, конечно, и не нужно толкать их заниматься собственным делом, полагает первый вице-премьер. "Но если кто-то хочет, необходимо создать все возможности и предоставить ресурсы, кредитный ресурс, для того, чтобы они собственное дело смогли поддержать", - отметил он.

Глава АСИ рассказал о рейтинге состояния инвестклимата в регионах РФ

Андрей Никитин принял участие в VIII Самарском межрегиональном экономическом форуме

Генеральный директор Агентства стратегических инициатив (АСИ) Андрей Никитин принял участие в пленарной сессии «Опыт регионов в реализации кластерного подхода», которая состоялась 11 сентября в рамках VIII Самарского межрегионального экономического форума. Участниками сессии также стали: Помощник Президента Российской Федерации Андрей Белоусов, директор Ассоциации инновационных регионов России Иван Бортник Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов, губернатор Ульяновской области Сергей Морозов и другие представители регионов России. Об этом говорится в сообщении АСИ.

«Ключевая инициатива продолжения «дорожных карт» НПИ - это Рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации. В этом году была проведена пилотная апробация Рейтинга, за счет которой удалось вскрыть колоссальную дифференциацию между регионами по многим показателям», - заявил Андрей Белоусов, выступая с приветственным словом на открытии сессии.

Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в регионах разработан Агентством стратегических инициатив совместно с ведущими деловыми объединениями («Деловая Россия», «Российский союз промышленников и предпринимателей», «ОПОРА России», Торгово-промышленная палата Российской Федерации). В пилотную апробацию Рейтинга вошел 21 субъект Российской Федерации из 8 федеральных округов. С ноября 2014 года планируется начать полномасштабное развертывание Рейтинга для всех субъектов Российской Федерации.

«Смысл не в том, что кто-то стоит первым или последним, а в том, что мы находим те управленческие решения, которые способны стать лучшими практиками для всей страны», - пояснил генеральный директор АСИ Андрей Никитин. Он также сообщил, что по итогам пилотной апробации Рейтинга уже удалось получить более 30 лучших практик, которые в последствии можно тиражировать в другие субъекты Российской Федерации. «Мы получили более 30 лучших практик о том, как управленческие решения создают хороший инвестиционный климат», - заявил глава Агентства стратегических инициатив.

«Создаются специальные площадки, на которых будет происходить обмен опытом и передача лучших практик, выявленных по итогам Рейтинга. Мы будем наблюдать, за тем, как они распространяются. Эта работа уже идет. Субъекты Российской Федерации в курсе, но это только половина дела. У руководства региона должны быть достаточно развиты инструменты, чтобы оказывать воздействие на развитие экономики данного субъекта», - отметил Андрей Белоусов.

В сборник лучших региональных практик вошли такие показатели, как "получение разрешения на строительство", "поддержка малого предпринимательства" и др. В частности, оценивалась работа региональных властей в части «доли микрокредитов малым предприятиям властными структурами или коммерческими структурами под поручительством региональных фондов в общем объеме кредитования». Лидеры по этому показателю – Ставропольский край (6%) и Республика Саха (Якутия) (6%), а также Ульяновская область (5%).

В Госдуму внесен законопроект о полном запрете продажи алкогольных энергетиков

В нижней палате парламента отмечают, что данную инициативу активно поддерживают в субъектах РФ

Законопроект о полном запрете розничной продажи на территории РФ слабоалкогольных энергетических тонизирующих напитков, известных также как алкоэнергетики, внесен на рассмотрение Государственной думы. Об этом пишет агентство ИТАР-ТАСС.

В пояснительной записке к документу отмечается, что "присутствие тонизирующих веществ, вкусовые особенности таких напитков влияют на характер алкогольного опьянения, снижают выраженность опьянения, что приводит к неадекватной оценке физического состояния, способствует утрате контроля за выпитым, ведет к повторному потреблению алкоголя". 

По словам разработчиков проекта закона, которые приводит агентство, вкус этилового спирта фактически скрывается кофеином, а также многочисленными химическими вкусовыми добавками и ароматизаторами, "что подавляет защитные рефлексы организма как реакции на этиловый спирт, а, в свою очередь, углекислый газ значительно усиливает состояние алкогольного опьянения".

Кроме того, депутаты отмечают, что употребление таких коктейлей провоцирует появление алкогольной зависимости. Кроме того, алкоэнергетики прежде всего ориентированы на молодежную аудиторию, в том числе на несовершеннолетних, несмотря на существующие законодательные запреты.

По словам вице-спикера Госдумы от справороссов Николая Левичева, данную инициативу активно поддерживают в субъектах РФ. Более того, на данный момент розничную продажу алкококтейлей запретили в Чечне, Краснодарском крае и на Чукотке, с 1 сентября продажа также запрещена в Ростовской области, рассказал он.

В марте 2014 года Высший арбитражный суд подтвердил правомерность подобных ограничений властями субъектов федерации. "Поэтому Госдуме просто необходимо принять федеральный закон для всей страны, тем самым подтвердив статус федерального законодательного органа", - заявил политик. 

Левичев уточнил, что по предложению правительства РФ авторы были вынуждены исключить из текста законопроекта запрет на производство, оставив при этом запрет на продажу слабоалкогольных энергетических напитков в России. "Для того чтобы полностью запретить производство, необходимо менять техрегламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции", а это уже выходит за пределы компетенции Госдумы", - пояснил он. Однако зампред Госдумы надеется, что руководство стран ТС "осознает опасность этих коктейлей для своего населения и в конечном итоге поддержит позицию РФ. Тем более что внимание на решении этой проблемы акцентировал президент России".

Минфин предложил взыскивать налоговые долги управляющих капиталом с их клиентов

Налоговые органы считают, что долги управляющих капиталом можно взыскивать фактически с их клиентов, следует из письма Ассоциации российских банков (АРБ) в Минфин. Они требуют от банков списывать эту недоимку со счетов доверительного управления (ДУ), пишет АРБ.

Счет ДУ действительно принадлежит управляющему, но не деньги на нем, поэтому нельзя обращать на них взыскание по долгам управляющего, уверены в АРБ. Нельзя этого делать и по долгам клиента, ведь владелец счета — доверительный управляющий, а Налоговый кодекс разрешает взыскивать задолженность только со счета самого должника.

Минфин с АРБ не согласен. Налоговые долги управляющего можно взыскивать со счетов ДУ, но только с части средств — вознаграждения самого управляющего, которое зачислено на счет ДУ, пишет замдиректора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Рубен Саакян. Про взыскание налоговой задолженности клиента в письме Минфина не говорится.

Если должен клиент, то арест его счетов ДУ — обычная практика, рассказывает президент Национальной лиги управляющихДмитрий Александров, но странно взыскивать долги управляющего с клиентских счетов. Нужно накладывать арест на имущество управляющего, а не клиента, недоумевает он.

Минфин прав, возражает партнер «Налоговика» Роман Терехин: арест будет наложен на на счет, который управляющий открыл на свое имя. Технически это сложно и юридически спорно, замечает старший партнер «Пепеляев групп» Иван Хаменушко: «Деньги-то еще клиентские». Такое списание будет законным, только если управляющий уже начислил себе вознаграждение, но еще не перевел деньги на собственный счет, считает Хаменушко.

Банки жаловались, что налоговики блокировали всю сумму на счете, рассказывает представитель АРБ. Учет средств на счете ДУ нераздельный, говорит начальник инвестиционного департамента УК «Капиталъ» Алексей Белкин, блокируется весь счет. Обособить вознаграждение управляющей компании на счете ДУ нельзя, подтверждает гендиректор «ВТБ капитал управление активами» Наталья Плугарь: все средства на счетах ДУ — это активы и доход клиента от управления. Взыскание можно обратить только на средства на расчетном счете управляющей компании, куда поступают комиссионные на конец отчетного периода, говорит она. Рассчитать размер вознаграждения нелегко, предупреждает Александров: комиссионные зависят от суммы и стратегии вложений. Нередко договор ДУ предусматривает премию за сверхдоход, отмечает он. Различен и период расчета вознаграждения, говорит Белкин: это может быть месяц, квартал или год. Без доступа к этой информации налоговый орган не сможет исчислить налог, признает чиновник финансово-экономического блока.

Но ФНС настроена более радикально. Взыскивать налог по Налоговому кодексу запрещено только с депозита налогоплательщика, если не истек его срок, говорится в ответе представителя службы на запрос «Ведомостей», других ограничений на взыскание налога со счетов налогоплательщика в банках нет. Кроме того, при взыскании недоимки с банковских счетов налогоплательщика налоговые органы не обязаны устанавливать, кому принадлежат находящиеся на них средства, отмечает представитель ФНС.

Следуя этой логике, налоговую задолженность склада можно взыскать за счет товаров его арендаторов, удивляется партнерTaxadvisor Дмитрий Костальгин — по сути, вводится не предусмотренный законом механизм обращения взыскания на дебиторскую задолженность: «Такой подход противоречит Конституции».

Правительство против налога с продаж

В среду на совещании у президента будет принято окончательное решение о введении или отказе от введения налога с продаж, рассказали «Ведомостям» три федеральных чиновника. Дискуссия о введении налога, который позволил бы увеличить доходную базу регионов, идет в правительстве и администрации президента с весны. Инициатором ее были власти Москвы, которые хотят найти дополнительные доходы для финансирования строительства транспортной инфраструктуры, однако против выступили Минфин с Минэкономразвития: налог труднособираем, не решает проблему дефицита региональных бюджетов и может сильнее замедлить экономической рост. По оценкам Центробанка, введение налога увеличит инфляцию на 1-1,5 процентного пункта.

На среду у президента назначено совещание по общим экономическим вопросам, подтверждает пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков. Решение будет сформировано в ходе дискуссии и все будет зависеть от аргументов, указывает Песков: «Если члены правительства скажут, что налог не нужно вводить, то президент может согласиться с этим».

Вчера на бюджетном совещании у премьера Дмитрия Медведева было принято решение, что вводить налог нецелесообразно, рассказывают два федеральных чиновника. На совещании действительно прозвучала позиция, что вводить налог не нужно, но окончательное решение будет принято в среду, указывает один из участников совещания у Медведева. Чиновник московской мэрии считает, что вероятность введения налога невысока. Окончательного решения по налогу нет, по-прежнему обсуждаются разные варианты, осторожна пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова.

Новый налог должен помочь регионам справиться с поручением президента повышать зарплаты бюджетникам, но не решает полностью проблему нехватки денег на эти цели, указывает аналитик S&P Карен Вартапетов. По оценкам Минфина, налог может принести около 200 млрд руб. в бюджеты регионов, но это приблизительные оценки — из-за низкой собираемости доходы не превысят 30 млрд руб., предупреждал чиновник Минфина. База налога распределена неравномерно: более 40% налога приходится на Москву и Московскую область, объясняет Вартапетов. Поэтому налог не снизит нагрузку на федеральный бюджет, ведь слабым регионам все равно потребуется поддержка.

Так как введение налога с продаж актуально только для некоторых регионов, в правительстве обсуждалось, каким образом сделать так, чтобы новый налог могли вводить только они — это смягчило бы негативные политический и экономический эффекты от введения налога, рассказывал чиновник Минфина. Но найти решения не удалось, признает он. На прошлой неделе министр финансов Антон Силуанов пообещал выделить Москве из федерального бюджета дополнительные средства на развитие Московского транспортного узла и тогда вводить налог с продаж не потребуется.

Нельзя сказать, что Москве остро необходимы деньги, отмечает Вартапетов: по итогам восьми месяцев 2014 г. бюджет профицитный, бюджет на 2015 г. скорее всего будет сбалансирован. Москва не успевает выполнять план по расходам, в результате у города скопились, по оценкам S&P, большие остатки свободных средств — 400 млрд руб. на 1 августа, это четверть годовых расходов города. С другой стороны, доходы города стагнируют уже несколько лет и не растут даже в номинальном выражении(в районе 1,5-1,6 трлн руб.), продолжает Вартапетов. Москва больше всего пострадала от введения консолидированной группы налогоплательщиков, напоминает он: в 2013 г. город недополучил из-за этого 100 млрд руб., но потери были компенсированы ростом других налогов.

Доходы Москвы снизились, но у нее по-прежнему очень хорошая ситуация с бюджетом, поэтому по правилам город не может получить дополнительную поддержку из бюджета, которая была выделена для регионов в этом году, объясняет чиновник Минфина. Москва недовольна ситуацией с доходами и пытается восполнить потери, продвигая различные налоговые новации — налог на коммерческую недвижимость либо налог с продаж, резюмирует Вартапетов.

Начальнику - штрафную

На общественное обсуждение вынесен законопроект, который предлагает установить своего рода бонусы для работников за долгое ожидание зарплаты. Когда честно заработанные деньги запоздают, руководство будет обязано выплатить человеку проценты. Дольше ждешь, больше получишь.

Такой законопроект разработало Министерство труда и социальной защиты России. Законопроект обязывает работодателя выплачивать сотрудникам компенсацию за каждый день задержки зарплаты. Запоздал на два дня, заплати человеку проценты.

Более того, документ сокращает сроки ожидания: зарплату придется выдавать в течение десяти суток "со дня окончания периода, за который она начислена". А на 15-й день ожидания работники вправе будут остановиться, простой им оплатят. Инициатива позволит каждому работнику в нашей стране почувствовать, что все заработанное он получит вовремя и до копейки. А с такими ощущениями и работа обычно спорится.

Причем на компенсациях неприятности скупого начальника не закончатся. Проект предлагает внести в Кодекс об административных правонарушениях специальную статью "Невыплата заработной платы и иных, установленных трудовым законодательством, выплат". В 1990-е годы многим людям приходилось неделями, а то и месяцами ждать у кассы благосклонности от начальства. Невыплаты зарплаты были привычным делом. Сегодня проблема так остро не стоит, однако нет-нет, но где-то начальники и отправляют зарплату в долгий ящик.

Возможно, новый подход дисциплинирует прижимистых боссов. Причем задержать зарплату начальник сможет только дважды, после этого он уже перестанет быть начальником. Согласно проекту, повторное нарушение влечет дисквалификацию от одного года до трех лет. Все это время бывшему руководителю придется где-то потрудиться рядовым, и, возможно, даже почувствовать, каково это - жить от получки до получки.

В целом проект, подготовленный ведомством, вносит поправки в ряд законов. В Трудовом кодексе предлагается четко прописать, что "выплата заработной платы производится не позднее 10 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена". Если начальник не уложится в этот срок, с него причитается.

Любопытно, что сотрудники, уставшие ждать денег, могут вообще прекратить работать, время голодного перекура им все равно начальник оплатит. Законопроект вводит в Трудовой кодекс норму, обязывающую "работодателя оплатить работнику время приостановки работы в связи с задержкой заработной платы свыше 15 дней из расчета среднего заработка".

Как поясняют авторы проекта, "действующим законодательством установлена ответственность лиц, виновных в нарушении трудового законодательства, в том числе за задержку выплаты заработной платы, оплаты отпуска, компенсаций и других выплат, причитающихся работнику. Такие лица привлекаются к дисциплинарной, материальной, гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности". Но действующих санкций явно не хватает.

Конечно, зарплатные долги по сравнению с ситуацией на 1 августа прошлого года у нас, по данным Росстата, сократились на сотни миллионов рублей, но все равно, набежало неприлично много.

Причем, новости, что тот или иной босс оставил сотрудников на голодном пайке идут практически в режиме нон-стоп. Например, в Челябинске будут судить руководителя строительной фирмы, который десять месяцев не платил трем своим сотрудникам. При этом деньги были, но, по данным следствия, директор тратил их на себя, и в итоге прогулял более 800 тысяч рублей.

"Государственными инспекциями труда в 2013 году было проведено 52 943 проверки соблюдения работодателями законодательства об оплате труда, по результатам которых было выявлено 566,8 тысячи работников, в отношении которых была допущена задержка заработной платы, - сообщают в минтруде. - По результатам проверок произведены выплаты задержанной заработной платы более 450,6 тысячи работникам на общую сумму 9195,6 миллиона рублей".

Но, как поясняют эксперты, под уголовную статью за задержку попадают только начальники, у которых нашлась корысть. Улетел босс с деньгами сотрудников на Багамы, суд может отправить его в места не столь отдаленные. Если же начальник оставил людей без денег в силу своей бездарности, это плохо, но не криминально.

В итоге, как поясняют представители ведомства, из 14 тысяч хозяйствующих субъектов, в которых государственными инспекциями труда были выявлены задержки заработной платы, были направлены материалы в прокуратуру для привлечения к уголовной ответственности 1230 работодателей и должностных лиц, допустивших задолженность свыше трех месяцев частичную, либо свыше двух месяцев полную. Вместе с тем из них возбуждено 29 уголовных дел и лишь 9 человек привлечено к ответственности. В остальных случаях, получается, корысти обнаружить не удалось.

На 1 августа 2014 года суммарные долги по зарплате составили 2,285 млрд. рублей. Своих денег не получили 61 тысяча работников. За июль задолженность снизилась на 134 млн.рублей (на 5,5%). Много это или мало? Если сравнить, например, с месячным фондом оплаты труда всех предприятий, на которых происходит мониторинг, задолженность по зарплате на 1 августа 2014г. составила менее 1%, вроде, не так и страшно. С другой стороны, если разделить общую сумму долга на всех работников, получится, что в среднем один человек недополучил 37,5 тысяч рублей - для многих это существенные деньги. Самая распространенная причина невыплат - отсутствие у организаций собственных средств, из-за этого образовалось 99,0% общей суммы долгов по зарплате.

У работников, чьи заработки зависят от бюджета, положение намного лучше, чем в частном секторе: только 1% зарплатных долгов - следствие задержки бюджетных поступлений (из бюджетов всех трех уровней - федерального, регионального и муниципального). На каких предприятиях самый высокий риск нарваться на проблемы с зарплатой? Самые крупные долги (38% от общего объема) накопились в обрабатывающих отраслях, 18% - приходятся на строительство, 12% - на сельское хозяйство, охоту и предоставление услуг в этих областях, лесозаготовки, 11% - на транспорт, 10% - на добычу полезных ископаемых, 6% - на научные исследования и разработки. Главным образом, не платят работникам предприятия-банкроты. Все это - официальные данные Росстата. При этом стоит учесть, что статистика не охватывает ситуацию на малых предприятиях. Хотя, как сообщают в Роструде, немало жалоб на задержки и невыплаты заработанных денег поступает от работников, которые трудятся в малом бизнесе.

Мириться с невыплатами, проявлять излишнее "понимание" по отношению к руководству, которое жалуется на проблемы с оборотными средствами, работникам не стоит. Чем раньше принять меры, тем больше шансов выправить ситуацию. Один из наиболее реальных шагов - обращение в Рострудинспекцию, которая обязана провести внеплановую проверку на предприятии. По данным Роструда, в результате проверок предприятий и принятых мер, в 2013 году работникам вернули долгов на сумму 9,1 млрд. рублей, в первом полугодии 2014 года - почти 5 млрд. рублей. На 1 сентября сумма погашенной задолженности составила 7,166 млрд.руб

Бонус на отъезд

Людям, переезжающим работать в другие города, будут компенсировать затраты не только на проезд, но и на обустройство, проживание на новом месте, на обучение.

Если говорить точнее, россиянам помогать финансово будут работодатели, заинтересованные в их переезде, а работодателям часть этих затрат собираются возвращать из региональных и федерального бюджетов.

В первую очередь речь идет о поддержке работодателей, привлекающих работников в регионы стратегического и опережающего развития, являющиеся территориями приоритетного привлечения трудовых ресурсов.

Как посчитали в минтруде, расходы на одного переезжающего работника будут примерно следующие: проезд - от 3,5 тысячи до 50 тысяч рублей, обустройство - от 50 тысяч до 100 тысяч рублей, аренда жилья - от 34 тысяч до 130 тысяч рублей в год, обучение - от 10 тысяч до 250 тысяч рублей. Таким образом, в среднем затраты работодателя на привлечение одного работника из другого региона составляют примерно 300 тысяч рублей. 225 тысяч из них государство готово компенсировать работодателю, если он получит специальный сертификат.

Предполагается, что деньги на это будут выделяться из федерального и регионального бюджетов: по 150 тысяч рублей на человека - из первого и по 75 тысяч - из второго.

В общей сложности, по предварительным расчетам, в 2015 году федеральный бюджет потратит на проект 2,25 миллиарда рублей (при условии реализации пилотных проектов в четырех регионах и переезде в их рамках 15 тысяч человек). В 2016 году расходы госказны и число участников программы вырастут почти в пять раз - до 10,5 миллиарда рублей и 70 тысяч человек.

В минтруде ожидают, что в дальнейшем количество желающих стать участниками проекта будет только расти, поэтому в 2017 году расходы федерального бюджета предположительно составят уже 16,5 миллиарда рублей (число участников - 150 тысяч человек), а в 2018 году, соответственно, 22,5 миллиарда рублей и 150 тысяч участников. Итого за четыре года смогут сменить место жительства и работы 345 тысяч россиян.

Кстати, в настоящее время 2,3 миллиона россиян в год сами переезжают внутри страны. В основном эти потоки устремлены в Москву, Московскую область, Санкт-Петербург. Регионы же остаются без квалифицированных кадров. Особенно остро стоит проблема на Дальнем Востоке.

Тем, кто сам едет в Москву или Северную столицу, финансово помогать никто не будет - острой нехватки рабочей силы там нет. А тем, кто устремится в обратном направлении, государство готово помочь.

Другое дело, что, по мнению экспертов, таких мер недостаточно. Как правило, люди уезжают из отдаленных регионов из-за гораздо более высоких цен на продукты, жилищно-коммунальные услуги, электричество, нежели в центральной России. При этом зарплаты в глубинке зачастую ниже, чем в центре. Играют свою роль и плохая транспортная инфраструктура, тяжелые климатические условия, социальная незащищенность, поэтому, чтобы привлечь туда людей, нужно создать там более комфортные условия жизни, чтобы люди не чувствовали себя изолированными и могли позволить себе те же блага, что и жители столичных регионов.

Банк проверит подрядчика

Сегодня можно подвести первые итоги работы 44-ФЗ, который внес существенные изменения в работу госзаказа. О его влиянии на рынок мы поговорили с первым заместителем президента - председателя правления Банка Москвы, председателем Комитета ТПП РФ по развитию системы закупок Александром Ястрибом.

- Можете ли вы оценить, как 44-ФЗ повлиял на госзаказ и как банковский сектор работает с новым законом?

- Закон был необходим для рынка. В период действия его предшественника - 94-ФЗ - накопилось много вопросов. Одной из ключевых проблем было то, что деньги, которые уходили на счет исполнителя, могли легко "потеряться" в общей массе, а нередко уходили на цели, не соответствующие тому, что прописано в контракте. Как результат - у исполнителя элементарно не оставалось средств для завершения работ по госконтракту, тем самым срывались либо сроки окончания работ, либо вообще сама реализация федеральных и муниципальных программ.

В рамках же 44-ФЗ предусмотрена возможность банковского сопровождения контрактов. Используя возможности банка, заказчик может контролировать выполнение заказа, избегать срыва сроков исполнения либо нецелевого расходования средств. Также у заказчика появилась возможность одностороннего разрыва контракта, что является, несомненно, действенной мерой в борьбе с недобросовестными исполнителями.

- Каким образом банк осуществляет сопровождение госконтрактов?

- Мы разработали специальный продукт "Центр финансового контроля". По нему банк заключает с заказчиком и исполнителем трехсторонний договор о том, что все платежи по исполнению контракта проходят через электронную форму специального реестра. В этой форме отражается, кому предназначен платеж и какова его сумма. При этом заказчик имеет возможность акцептовать или не акцептовать определенные платежи исполнителя. Например, если после зачисления аванса исполнитель захочет отправить с этого счета некую сумму в счет погашения кредита другому банку, то такой платеж он не сможет провести. А если он предоставит документ, где будет указано, что ему необходимо в рамках исполнения госконтракта оплатить поставку труб, такой платеж будет исполнен. То есть заказчик имеет полное представление о том, куда и как распределяются его деньги.

- А есть конкретные примеры?

- Да, это проектирование и реконструкция объекта "Большая спортивная арена "Лужники", строительство стадиона "Зенит Арена".

Анализируя наш собственный опыт и опыт коллег из других банков, мы сформулировали базовые обстоятельства, при которых целесообразно привлечение банков-агентов по сопровождению госконтрактов: предметом госконтракта является общественно значимый, публичный проект; стоимость госконтракта превышает 1 млрд рублей; проект сложный или уникальный; расчет по госконтракту предусматривает авансовый платеж.

- Выгода заказчика понятна. А какие плюсы для исполнителя?

- Его работа становится более понятной и прозрачной не только для заказчика, но и непосредственно для банка. Исполнители госзаказов, как правило, имеют не один контракт, а также постоянно участвуют в новых торгах и аукционах. Естественно, что появляется потребность в заемных средствах не только на кассовый разрыв, но и на заказ нового оборудования, строительной техники, приобретение дополнительных строительных и проектных ресурсов. Прозрачная, эффективная работа заказчика, исполнителя и банка, безусловно, формирует новый уровень доверия и дает исполнителю дополнительные возможности по привлечению ресурсов.

Поликлиника в концессию

Для развития социальной сферы, включая инфраструктуру образования, здравоохранения, физкультуры и спорта, культуры, требуется стабильное и достаточное финансирование. Государство, которое отвечает за предоставление социальных услуг, пока остается главным "инвестором" отрасли. А это значит, что при росте потребности населения к качеству и доступности услуг необходимо увеличивать государственные расходы на содержание учреждений и модернизацию инфраструктуры. Уже сегодня доля расходов государства на социалку составляет около 5% ВВП, а для достижения результатов, определенных государственными программами развития, такой показатель должен быть более 7% ВВП. Другой путь - создание механизмов для привлечения частных инвестиций в отрасль.

В странах "Большой семерки", например, для проектов в сферах образования и здравоохранения активно привлекаются частные инвестиции и применяются механизмы ГЧП. Так, в Великобритании около 60% проектов ГЧП приходится на социальную сферу. В отличие от ведущих западных стран в России проекты создания социальной инфраструктуры на условиях ГЧП можно пересчитать по пальцам: сейчас они составляют не более 10% от реализованных проектов ГЧП. Главной причиной столь небольшого числа проектов в социалке до недавнего времени было отсутствие урегулированных форм взаимодействия между государством и бизнесом, позволяющих распределять риски сторон и обеспечивать возврат средств для частного партнера.

На протяжении последних десяти лет единственной формой ГЧП, закрепленной федеральным законом, была концессия. В классическом понимании эта модель предполагает привлечение частного партнера для проектирования, строительства и эксплуатации того или иного объекта, при этом инвестиции возвращаются полностью за счет платы населения при оказании услуг. Такую схему достаточно сложно представить, допустим, для сферы образования, где услуга в 90% случаев бесплатная для населения. Или в сфере здравоохранения, где тариф ОМС в лучшем случае покрывает операционные затраты инвестора. Возмещение недополученных доходов инвесторам законом о концессионных соглашениях предусмотрено не было. Вот и получалось, что концессионные проекты в социальной сфере превращали инвестора в благотворительный фонд. Единственное, на что можно было рассчитывать, так это на софинансирование части затрат из бюджета, обычно предоставленного в виде капитального гранта. Но такой механизм взаимодействия, конечно же, не смог убедить бизнес во вложении своих средств в объекты социальной инфраструктуры. Исходя из международного опыта реализации социальных ГЧП-проектов наиболее привлекательной формой для бизнеса является концессия в формате контракта жизненного цикла (КЖЦ). В России КЖЦ активно используется для автомобильных дорог, а с 2015 года станет возможным применять эту модель для объектов образования, здравоохранения, социального обслуживания, физкультуры и спорта.

КЖЦ или концессионное соглашение с "платой концедента" (availability payment concession) предполагает плату частному партнеру из бюджета за эксплуатационную готовность на протяжении всего срока проекта. При этом объект по-прежнему находится в государственной или муниципальной собственности, а концессионеру передаются права владения и пользования объектом, права аренды на земельные участки. Фактически публичный партнер (концедент) берет на себя обязанности по возмещению инвестору

Подпишитесь на наши новости подписаться на рассылку
16
сентября
2014
Учредители агентства