Ежедневный обзор законодательства

9 сентября 2014

ФНС разъяснила процедуру налоговых проверок

ФНС выпустила письмо, в котором по просьбе региональных инспекций дала разъяснения, касающиеся применения некоторых положений Налогового кодекса.

ФНС пояснила, как региональные налоговые органы должны применить выводы, сделанные верховными судьями в постановлении пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. N 57. По мнению экспертов, это письмо сослужит бизнесу хорошую службу, поскольку после получения разъяснений число претензий налоговых инспекций на местах по поднятым в письме вопросам сократится.

Ряд разъяснений в письме ФНС России от 22 августа 2014 г. N СА-4-7/16692 "О применении отдельных положений Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса РФ" касается НДФЛ. "Теперь для налоговых органов должно быть четко понятно, что после окончания налогового периода, в котором налоговым агентом выплачивается доход физлицу, и письменного сообщения налоговым агентом налогоплательщику и налоговому органу по месту учета о невозможности удержать НДФЛ, обязанность по уплате возлагается на физическое лицо. А обязанность налогового агента по удержанию соответствующих сумм налога прекращается. В случае если налоговый агент в установленный срок исполнил свою обязанность по сообщению налоговому органу о невозможности удержания НДФЛ, исчислить пени налоговый орган не имеет права", - рассказала Диана Маклозян, руководитель юридического департамента консалтинговой компании Heads.

В пользу налогоплательщика в письме истолкована и еще одна ситуация. Если он предоставил налоговую декларацию по месту учета, а затем в связи с изменением местонахождения встал на учет в другой инспекции, то провести камеральную налоговую проверку в установленные сроки должна налоговая инспекция, где налогоплательщик раньше стоял на учете. А все мероприятия по этой проверке обязана провести инспекция по месту учета. "Это освобождает компанию от повторного предоставления декларации и затягивания сроков на проведение камеральной проверки", - говорит Диана Маклозян.

Основная часть разъяснений касается нарушения процедуры при рассмотрении материалов налоговых проверок и вынесения решений по порядку принятия решений по результатам проверок. Для устранения формального признака для отмены решений в письме четко определены срок и порядок уведомления налогоплательщика о рассмотрении материалов дополнительных мероприятий налогового контроля, а также порядок вручения решения.

Уведомить о рассмотрении материалов проверок можно любым способом, включая электронную почту, факсы, телефонограммы

"Бизнесу стоит обратить внимание на то, что уведомить о рассмотрении материалов налоговых проверок можно любым способом, включая электронную почту, факсы, телефонограммы. Так что выиграть в суде по формальному признаку может стать сложнее", - рассказала Диана Маклозян. В результате налогоплательщикам, как всегда, придется маневрировать между налоговым законодательством, разъяснениями налоговых органов и судебной практикой.

"В целом в письме продублированы подходы постановления пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57. Есть все основания полагать, что после получения разъяснений вышестоящего налогового органа число претензий налоговых инспекций на местах по поднятым в письме вопросам резко снизится. В этом видится его основная ценность", - говорит Нина Козлова, руководитель управления бухгалтерского, налогового и правового консалтинга, АКГ "ФинЭкспертиза".

На трезвую голову

Сразу два законопроекта, ограничивающих продажу алкоголя, рассмотрит Госдума в свою первую рабочую неделю. Первый запрещает торговлю "горячительным" в барах, кафе, ресторанах, расположенных в многоквартирных жилых домах. Второй - в зданиях органов государственной власти. Эксперты считают, что этих мер недостаточно, и предлагают расширить оба законопроекта.

Итак, по первому документу законодатели предлагают дать региональным властям право запрещать предпринимателям, открывающим организации общественного питания в многоквартирных домах, в помещениях, переведенных из жилого в нежилое, розничную торговлю пивом и пивными напитками, сидром, пуаре, медовухой и более крепким алкоголем. Объясняют они инициативу тем, что жители домов часто жалуются, на такие кафешки, а конкретно - на доносящийся оттуда шум и многочисленные нарушения общественного порядка. При этом региональные власти могут "устанавливать дополнительные ограничения лишь по времени розничной торговли", - говорится в пояснительной записке к документу.

Второй документ запрещает торговать алкоголем в зданиях органов госвласти всех уровней - от федеральной до муниципальной. Как честно написано в пояснительной записке, алкогольная продукция свободно реализуется в здании Госдумы. В 2006 году думской комиссией по мандатным вопросам и вопросам этики принималось решение о запрете продажи алкогольных напитков в стенах парламента, но по неизвестным причинам инициатива поддержана не была. Сейчас на рассмотрении у депутатов более 30 законопроектов, направленных на борьбу с "зеленым змием". "Убеждения государственных и муниципальных служащих, депутатов, являющихся инициаторами борьбы за трезвость нации, должны соответствовать целям и задачам государственной противоалкогольной кампании. В этом контексте нахождение в зданиях органов госвласти мест продажи алкогольной продукции недопустимо", - считают авторы документа.

Глава движения "Трезвая Россия" Султан Хамзаев запрет на торговлю алкоголем в органах госвласти считает справедливым. И предлагает расширить инициативу запретив не только продавать там спиртное, но и распивать его там. И закупать алкоголь на "корпоративы", особенно за счет бюджета. "В конце прошлого года был казус, когда в одном из регионов власти в рамках госзакупок заказали себе на праздник элитного алкоголя на 80 миллионов рублей. Такие вещи недопустимы", - считает он.По его словам, в последнее время принимается много ограничительных законов, но не все они работают. Ограничили торговлю спиртным в ночное время.

"Наша организация ведет мониторинг его исполнения по стране, совершает "контрольные" закупки. И в 8 случаях из 10 закон нарушается. "Зелье" все равно продают из-под полы", - рассказывает он. Примерно также обстоят дела, по его словам, с продажей алкоголя несовершеннолетним, поэтому в первую очередь нужно добиться исполнения уже существующих законов. Сделать это можно, изменив меру наказания и сделав его неотвратимым. "За продажу алкоголя несовершеннолетнему продавец, по сути, платит штраф 30-80 тысяч рублей - это смешные для него деньги. А если бы у него отбирали лицензию на торговлю алкоголем за то, что он повторно продал его подростку - результат был бы иной", - продолжает эксперт. Кроме того, он считает, властям надо дать право закрывать в домах не только кафе, но и магазины, нарушающие законы о продаже спиртного. А вообще, государство должно разработать стратегию по защите граждан России от алкогольной и наркотической экспансии и решать эту проблему комплексно, добавляет он.

Директор центра исследований федеральных и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз считает, что эти инициативы связаны с "гонениями" на малый бизнес. "Их цель - создать более комфортные условия крупному и среднему", - сказал он. В маленьких магазинчиках продается более 50 процентов алкогольной продукции. На 1 января 2012 года в России было 330 тысяч магазинов, ресторанов, кафе, баров, которые продавали алкоголь. Сегодня их осталось 250 тысяч. 80 тысяч торговых точек совсем ушли с рынка. "Запреты и ограничения не снижают у людей желание выпить", - сказал он.

 

Резидент под контролем

Минфин представил очередную версию законопроекта о контролируемых иностранных компаниях (КИК), направленного на борьбу с уклонением от уплаты налогов с использованием низконалоговых (офшорных) юрисдикций. Новая версия документа учитывает некоторые предложения бизнеса по его совершенствованию, однако по-прежнему является более жесткой по сравнению с версией минэкономразвития.

В частности, вносятся изменения в правила уведомления об участии как в российских, так и в иностранных организациях. Об участии в иностранных организациях по сравнению с предыдущей версией проекта теперь необходимо информировать, если доля владения превышает 10% (ранее - не менее 1%). Помимо этого иностранные организации и структуры без образования юридического лица, которые владеют недвижимым имуществом на территории РФ, будут обязаны информировать налоговый орган по местонахождению недвижимого имущества о своих бенефициарах.

Изменяется пороговая доля владения КИК для признания лица контролирующим. В новой версии лицо может быть признано контролирующим в случаях, когда доля его прямого или косвенного участия в организации совместно с супругом или несовершеннолетними детьми, его взаимозависимыми лицами составляет более 50% (это положение применимо до 1 января 2017 года, после этой даты пороговая доля снижается до 25%), либо более 10%, если доли таких российских резидентов в совокупности превышают 50%.

Перечень организаций (структур), не признаваемых КИК, расширен и частично учитывает поправки, предлагаемые минэкономразвития. Теперь в него включаются банки и страховые организации (при условии соответствия определенным условиям), эмитенты еврооблигаций, организации, участвующие в проектах по соглашениям о разделе продукции и концессионным соглашениям с правительством иностранного государства, и иные лица. Кроме того, расширен перечень критериев, при соответствии которым иностранная структура без образования юридического лица также не будет признаваться КИК.

Предлагается ввести норму, предусматривающую, что признание управляющей компании налоговым резидентом РФ само по себе не приводит к автоматическому признанию инвестиционного фонда, контролируемого этой управляющей компанией, КИК.

Также изменена величина прибыли, начиная с которой прибыль КИК будет включаться в налогооблагаемую базу российского налогоплательщика, - с 3 млн руб. до 10 млн руб. На переходный период в 2015 году и в 2016 году этот показатель будет установлен на уровне 50 и 30 млн руб. соответственно.

Правила определения доли участия одной организации в другой дополнены положениями, согласно которым доли участия в организации, реализованные через владение ценными бумагами, приобретенными в рамках операций РЕПО или договоров займов ценными бумагами, не учитываются.

Оставляя те же самые критерии для установления налогового резидентства организаций в РФ по сравнению с предыдущей версией, минфин учитывает позицию минэкономразвития и включает определение понятия "руководящее управление", под которым предлагается понимать принятие решений и осуществление иных действий, относящихся к вопросам текущей деятельности организации, входящих в компетенцию исполнительных органов управления.

Из перечня доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, исключаются доходы в виде имущества, полученного российской взаимозависимой организацией безвозмездно (пп. 1 п. 1 ст. 251 НК РФ). При этом сохранен пп. 3.4 п. 1 ст. 251 НК РФ.

Законопроект предусматривает изменения структуры статьи 269, посвященной "недостаточной капитализации", однако содержание правил, закрепленных в этой статье, остается без изменения по сравнению с действующей редакцией этой статьи. Напомним, что ранее предлагалось распространить действие правил о недостаточной капитализации на иностранные "сестринские" компании.

Изменяется пороговая доля владения КИК для признания лица контролирующим. В новой версии лицо может быть признано контролирующим в случаях, когда доля его прямого или косвенного участия в организации совместно с супругом или несовершеннолетними детьми, его взаимозависимыми лицами составляет более 50% либо более 10%, если доли таких российских резидентов в совокупности превышают 50%

Несмотря на то что в законопроекте остается обязанность налогоплательщика, являющегося контролирующим лицом, при предоставлении декларации с учетом прибыли КИК, включаемой в его налоговую базу, предоставлять финансовую отчетность КИК. Минфин вводит положение, предусматривающее возможность подтверждения суммы прибыли КИК иными документами (выписки с расчетных счетов КИК, первичные документы), при условии отсутствия обязанности у КИК составлять и предоставлять финансовую отчетность в соответствии с иностранным законодательством. Конфликт двух этих положений законопроекта является техническим недочетом, который будет исправлен в последующих версиях.

Предусмотрено освобождение в отношении доходов в виде стоимости полученного контролирующим лицом имущества, оставшегося после ликвидации КИК. Также предлагается отменить ставку 0% налога на прибыль при реализации необращающихся акций, находящихся в собственности налогоплательщика более 5 лет, если более 50% активов организации представлено недвижимым имуществом на территории РФ.

Доходы от реализации акций организации, более 50% активов которой прямо или косвенно состоят из недвижимости, находящейся на территории РФ, не признаются доходами от источников в РФ, если они получены от реализации ценных бумаг в иностранных организациях (структурах) с числом акционеров не менее 50 человек, если каждому из них принадлежит не более 5%; или при условии, что на дату выбытия они непрерывно принадлежали налогоплательщику на праве собственности более 5 лет.

Предусматривается, что в тех случаях, когда нерезидент, выступающий получателем дохода, не признает себя бенефициарным собственником этого дохода, право на применение пониженной ставки налога или освобождения по международному соглашению переходит к конечному бенефициару при условии, что он является резидентом государства, с которым у РФ заключено соответствующее соглашение. Если конечным бенефициаром является резидент РФ, он сохраняет право на применение ставки 0% на дивиденды (пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ) при соблюдении ряда дополнительных условий.

Законопроектом предусмотрен переходный период на 2015-2017 гг., в течение которого не будет применяться ответственность за неуплату налога с доходов КИК.

 

Три дня на все

Уже скоро зарегистрировать компанию можно будет всего за три дня. Проект с соответствующими поправками размещен на порталеregulation.gov.ru. Если законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" получит одобрение правительства и Госдумы, срок регистрации компаний сократится с пяти до трех рабочих дней.

Время для внесения записей в реестр останется прежним - пять рабочих дней. "Предложение минэкономразвития о сокращении срока регистрации юридических лиц и ИП создано в общем тренде государственных инициатив, упрощающих жизнедеятельность российского бизнеса. Надеюсь, что этот законопроект в ближайшее время примут и предпринимателям начинать свой бизнес станет проще. Для любого бизнеса понятие "время - деньги" очень актуально", - отметил Дмитрий Сёмочкин, юрист юридической компании "Приоритет".

Сегодня вся процедура регистрации юридического лица, включая изготовление печати и открытие счета в банке, занимает около двух недель. "В планах минэкономразвития было также регламентировать срок открытия банковского счета, но Центробанк выступил против этой инициативы. Однако есть надежда, что законотворцы к этой инициативе еще вернутся", - говорит Дмитрий Сёмочкин.

Другие эксперты считают эти поправки не очень полезными. "Сокращение срока регистрации не нужно бизнесу. Конечно, бывают случаи, когда нужно срочно заключить сделку и под эту сделку зарегистрировать компанию, но на практике это встречается редко. Все уже привыкли и знают, что на регистрацию компании нужно время. Сокращение срока также не скажется и на упрощении регистрации", - говорит Кира Гин-Барисявичене, управляющий партнер Группы юридических и аудиторских компаний "СБП".

Также с 1 сентября вступили в силу поправки в четвертую главу ГК РФ "Юридические лица", которые вносят существенные изменения в вопросы регистрации бизнеса. "Вдобавок к широко обсуждаемым изменениям о видах хозяйственных обществ в Гражданском кодексе появилась ст. 50.1, которая устанавливает требования к форме решения о создании юридического лица. Введено понятие корпоративного юридического лица (ст. 65.1), обозначены права и обязанности участников корпорации (ст. 65.2) и сделано многое другое в сфере корпоративного регулирования. Все это означает для юридического сообщества нашей страны, что корпоративное право наконец-то станет самостоятельной отраслью", - отметил Дмитрий Сёмочкин.

С 1 сентября от имени юридического лица могут выступать несколько лиц, действующих совместно или независимо друг от друга (ст. 53). Изменены положения о реорганизации юридического лица: закрепляется возможность смешанной реорганизации, одновременной реорганизации нескольких юридических лиц, в том числе разной организационно-правовой формы. "Самое главное, что добросовестные контрагенты получили возможность признать реорганизацию недействительной", - уверен эксперт.

Однако не все поправки в законодательство о регистрации предприниматели оценивают положительно. "Раньше, если было много учредителей у общества, протоколом избирался один из учредителей, который был заявителем при регистрации. В дальнейшем он один шел к нотариусу. А вот с 5 мая 2014 года все учредители обязаны явиться к нотариусу лично и в полном составе - теперь каждый учредитель является заявителем, на него заполняется отдельный лист в форме на регистрацию и его подпись удостоверяется нотариусом. То есть подавать документы учредители могут либо лично (при этом все они должны присутствовать в налоговой), либо от их имени по нотариальной доверенности. Кроме того, с мая 2014 года сдача и получение документов при регистрации возможны только по нотариальной доверенности. Все эти изменения абсолютно точно усложнили процесс регистрации юридического лица", - считает Кира Гин-Барисявичене.

Новые поправки, касающиеся процедуры регистрации, вступают в силу 30 сентября. В частности, упрощается процедура государственной регистрации страхователей во внебюджетных фондах. Срок регистрации страхователей - юридических лиц в исполнительных органах страховщика также сократится до трех рабочих дней.

За это время исполнительный орган страховщика должен выдать страхователю документы, подтверждающие его регистрацию в ФСС и информирующие его о размере страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Это будет сделано при помощи информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, по адресу электронной почты, содержащемуся в составе сведений ЕГРЮЛ. Чтобы получить информацию таким образом, нужно указать адрес электронной почты в заявлении о государственной регистрации.

Аналогичные изменения вносятся в Закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Они касаются порядка регистрации страхователей в Пенсионном фонде. Так, сократится срок для снятия с регистрационного учета физлиц, которые ранее зарегистрировались в Пенсионном фонде как заключившие трудовые договоры с работниками, а также выплачивающие по договорам гражданско-правового характера вознаграждения, на которые начисляются страховые взносы. Эта процедура также будет занимать три рабочих дня со дня подачи страхователем соответствующего заявления.

 

Цена ушла на второй план

За семь месяцев действия 44-ФЗ количество контрактов, заключенных с единственным поставщиком, сократилось почти на 70%.

На пути недобросовестных участников торгов этот закон поставил надежный барьер в виде "антидемпинговых мер". Прописывать правила игры на рынке контрактных отношений и диктовать свои условия может только крупнейший покупатель - государство. В результате бизнес уже знает, что надо будет от него государству через три-четыре года. В процедуре контрактных отношений прописано все, что должны делать заказчики и поставщики. И если нарушен срок - это преступление. Принцип 44-ФЗ в другом - формируется единая информационная система, некая база данных, которая позволяет проверить любую закупку, даже если это будет через год или два. Но обязательно придут. Причем проверят не то, как правильно были оформлены бумаги и выдержаны ли нормативные сроки публикации извещения. Проверят, какой результат получен за бюджетные деньги, которые израсходованы.

К примеру, при действующем ранее 94-ФЗ нельзя было сравнить стоимость дороги в Ханты-Мансийске и стоимость дороги в Чите. Не было базы данных, и соответственно, не было итогов фиксации. После того как 44-ФЗ заработает в полном объеме, все товары и услуги можно будет сравнить по стоимости с аналогами, которые закупают сотни других заказчиков. Если цена будет сильно отличаться, то как минимум нужны объяснения, почему это оказалось дороже. Еще одним отличием нового закона от 94-ФЗ является переход от так называемого ортодоксального, однополярного восприятия мира закупок, где цена является единственным критерием, к более сложной модели с качеством во главе угла.

- Кто определяет критерии качества?

Евгений Елин, заместитель министра экономического развития Российской Федерации: В 94-ФЗ единственный критерий - цена. Но дешевле не всегда лучше: надо не только обращать внимание на цену, но и на способность исполнителя сделать эту работу и сделать ее качественно. Например, двухэтапные конкурсы и конкурсы с ограниченным участием, когда речь идет о сложных инженерных сооружениях. Как показал опыт, многие компании, которые ничего до сих пор подобного не делали, выигрывали контракт, потому что предлагали самую низкую цену. Надеясь на русское "авось": как-нибудь все сложится. А если не сложится, как-нибудь с заказчиком договоримся либо о продлении сроков, либо об увеличении стоимости. И, конечно, у них оставалась надежда на коррупцию. Случалось, что компания, которая ничего, кроме сараев, не строила, получала контракт на строительство сложнейших объектов. Обеспечительные меры сейчас усложнили, ужесточили требования.

- Кто определит, сколько надо платить?

Елин: Для каждой работы есть свои стандарты качества. Они, во-первых, должны быть обеспечены. Во-вторых, в 44-ФЗ введен ряд двухэтапных процедур, когда сначала определяется предложение товара и только потом выясняется, какие требования должны быть предъявлены к поставщику. Появилось много новых принципиальных разворотов. Ведь есть понятие переторжки, которое введено для того, чтобы участники имели возможность улучшить условия своих предложений. Этот инструмент предполагает внедрить в контрактную систему. Если выяснится, что после подачи заявки конкурент предлагает более выгодные условия, участник имеет право улучшить и свои условия на этапе проведения конкурса. Впрочем, это все детали, в чем-то второстепенные.

- А что первостепенно?

Елин: Это механизм планирования и регулирования, проведение той экономической политики, которую государство считает необходимой. Если необходимо поддерживать своих производителей, это можно делать, но понимая, что за это должен кто-то платить. А платит, как правило, налогоплательщик. Защитить рынок от роста цен невозможно, если снижается конкуренция. Мы живем в правовом пространстве, у нас есть обязательства перед ВТО, Единым экономическим пространством. И у нас есть интересы налогоплательщиков и производителей. Абсолютного решения нет. Нельзя однозначно сказать, что будет хорошо, а что - плохо. Различные решения принимаются в различные моменты. Это и есть экономическая политика государства, которая на различных этапах определяет, кому оно должно помогать. Ущемить интересы потребителей, но помочь производителям. Возможно? Безусловно! Но это должно быть объяснимо и временно. Потому что такие решения затрагивают интересы всех. И контрактная система выступает тем механизмом, который должен обеспечивать баланс интересов. Сама по себе она не имеет никакого значения, как система, она лишь инструмент для проведения экономической политики. И как любым инструментом контрактной системой можно пользоваться правильно или неправильно. Правительство может ограничить допуск иностранных производителей на внутренний рынок подобным юридически чистым способом.

- Чем обеспечена эффективность контрактной системы?

Елин: Очевидно, что к такому механизму должно быть доверие, понимание, как он устроен, а для этого необходима обратная связь. Гарантом, что система изменяема, а информация - достоверна, выступает Экспертный совет по контрактным отношениям.

- Прошло уже несколько заседаний Совета, есть ли подтверждение того, что он работает?

Елин: Решение создать Экспертный совет было совершенно правильным. Он не рассматривает какие-то процедуры, например, сроки принятия заявок. Его функция - обеспечить двусторонний обмен информацией, и эта задача решается. Принципиально важно, что удалось повысить доверие населения к контрактной системе. Есть четыре базовых системы государства. Первая - налоговая система, обеспечивающая сбор денег налогоплательщиков. Вторая - бюджетная, которая распределяет финансовые ресурсы. Третья - банковская система, являющаяся каналом, по которому эти деньги идут. И четвертая - контрактная система - финишная. Она обеспечивает конечный результат. Так что по факту механизм контрактной системы работает в общественных интересах, и налогоплательщики должны ей доверять, понимать, что здесь нет элементов сговора. Одним уровнем контроля мы не ограничились. При минэкономразвития сформирована целая архитектура общественного контроля ситуации: Совет региональных и муниципальных заказчиков, Совет федеральных заказчиков, Совет по контролю и аудиту в сфере закупок. На сайте министерства размещаются ответы на актуальные вопросы формирования контрактной системы. Эффект налицо - среднее количество звонков в день с вопросами про контрактную систему сократилось почти вдвое. Если в феврале было 5,6 тысячи звонков, то в августе - 3,3 тысячи.

- Насколько 44-ФЗ противостоит недобросовестным поставщикам?

Елин: В новой системе заключение контрактов по результатам несостоявшихся конкурентных процедур допускается только с единственным поставщиком, который подал заявку на участие в закупке. Заявки участников подаются закрытыми. Обязательна публичная процедура их оглашения. За семь месяцев действия 44-ФЗ количество контрактов, заключенных с единственным поставщиком, сократилось почти на 70%. А для защиты от недобросовестных поставщиков введены "антидемпинговые меры". В случае падения цены свыше 25% от начальной при закупках, превышающих 15 млн руб., участник должен представить полуторакратное обеспечение.

- Насколько ориентирован 44-ФЗ на малый бизнес?

Елин: Возможность стать поставщиком государства для субъектов малого и среднего предпринимательства - наиболее эффективная мера поддержки. Даже более эффективная, чем просто разовые субсидии. Поэтому закон о контрактной системе расширил поддержку малого бизнеса. Например, с 10 до 15% увеличена квота в сфере государственных и муниципальных закупок. Заказчики теперь обязаны осуществлять взаиморасчеты с предпринимателями в течение 30 дней. Эта норма устраняет основное препятствие, из-за которого ранее малый и средний бизнес не мог участвовать в госзакупках - длительные сроки оплаты контрактов. В квоту не входят закупки, на которые не пришел ни один участник, как это было ранее. Тем самым, можно избежать так называемой "виртуальной поддержки малого бизнеса". Результат налицо - за семь месяцев 2014 года количество контрактов, заключенных с субъектами малого и среднего предпринимательства и социально ориентированными некоммерческими организациями, возросло на 43,47%, а сумма заключенных контрактов выросла более чем на 90 млрд руб. и составила 217,7 млрд руб. В ближайшее время может быть принято решение об установлении квоты закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства для компаний с госучастием и субъектов естественных монополий. Объем дополнительных средств, которые благодаря такому нововведению можно будет направить на поддержку и развитие малого и среднего бизнеса, оценивается не менее чем в 1 триллион рублей. Это серьезная сумма.

 

В Госдуме предсказали провал введения налога с продаж

Законопроект сегодня рассматривался на комиссии правительства по законопроектной деятельности и был отправлен на доработку с учетом обсуждения. Как ранее поставил задачу премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, решение - вводить налог или нет - должно быть принято до конца сентября 2014 года.

Александр Жуков относится к этой идее скептически. "Бюджетные проблемы можно было бы решить, скажем, путем увеличения ставки какого-то действующего налога - того же НДС или путем передачи в регионы части налога на прибыль, поскольку этим законопроектом предполагается решать бюджетные проблемы регионов", - сказал первый зампредседателя нижней палаты парламента, комментируя продвижение инициативы в Госдуму. По словам Жукова, есть большие проблемы с введением этого налога. Он напомнил неудачный опыт введения налога с продаж: "Собираемость была крайне низкая, наоборот, порождалась схема ухода от уплаты не только этого налога, но и других налогов".

Парламентарий предсказывает, что часть бизнеса может перейти в тень, кроме того, по ряду товаров возникнет тройное налогообложение - НДС, акцизы, да еще и налог с продаж. Вместе с тем, продолжил он, "на тех, кто прозрачно работает, это дополнительная налоговая нагрузка, которая, вероятно, приведет к росту инфляции, по оценкам ЦБ, один-полтора процента". Причем вырастут цены на все товары, предсказал он - в том числе на хлеб и прочие продукты первой необходимости.

Вице-спикер предположил, что этот законопроект может подвергнуться серьезной критике, если он будет внесен в Госдуму. В правительстве его поддерживает только Минфин, сделал вывод по итогам заседания Жуков.

Ранее Дмитрий Медведев, комментируя возможные изменения налоговой политики, отметил, что окончательное решение о том, менять ли ставки существующих налогов или вводить новые налоги, пока не принято.

 

Обман мелким шрифтом

Госдума на своем первом пленарном заседании рассмотрит поправки к Закону "О защите прав потребителей" и в Гражданский кодекс РФ. Автор законопроекта депутат Олег Михеев предлагает убрать плохо читаемый шрифт из банковских и потребительских договоров. Вся информация, важная для потребителя, должна быть донесена до него хорошо читаемым шрифтом. Он считает, что многие организации "визуально затрудняют подачу информации через применение мелкого шрифта". В их числе банки, страховые организации, турфирмы, агентства недвижимости, автосалоны, медицинские и образовательные учреждения.

Особенно это относится к кредитным договорам и банковским гарантиям, так важным для участников госзакупок. "При доведении до потребителя информации не допускается использование трудно читаемого, мелкого шрифта, равно как применение иных способов подачи информации, затрудняющих ее восприятие потребителем", - записано в проекте поправок.

Нововведение должно коснуться всех, кто оказывает потребительские услуги, - от магазинов до банков. При этом в случае нарушения этого правила изготовитель (исполнитель или продавец) несет риск несоблюдения потребителем соответствующих условий.

По словам автора законопроекта, суды признают нарушением указание в банковских договорах важных условий мелким шрифтом, но раз за разом принимают сторону банков. За границей, как правило, суды выносят решения в пользу клиентов. В Евросоюзе эту проблему тоже решили: к договору кредитования в обязательном порядке прилагается документ, где по шаблону расписаны все условия и платежи.

Председатель Союза потребителей России Петр Шелищ считает, что нынешние банковские договоры чрезмерно раздуты, поэтому многие клиенты не будут их читать и при нормальном шрифте. "В отношении размера букв существуют санитарные нормы, утвержденные Роспотребнадзором, где минимальная высота шрифта составляет 1 миллиметр. Но дело в том, что если договор, набранный мелким шрифтом, занимает 8-10 страниц, то в более крупном шрифте он составит 50-70 страниц. Никто и никогда читать их не станет". Проблема, на взгляд Шелища, заключается не в размере шрифта, а в том, чтобы каждый договор имел свои существенные условия. Только в этом случае информация, которая сейчас упрятана под сносками, будет четко прописана и всем понятна.

 

Нелегал уедет восвояси

На будущей неделе депутаты Госдумы рассмотрят в первом чтении проект федерального закона "О государственном регулировании деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси". По мнению авторов законопроекта, принятие в 2011 году закона N 69-Ф3,регулирующего таксомоторный бизнес, не принесло в полной мере ожидаемых результатов, так как была создана система взаимодействия лишь с законопослушными участниками рынка.

Однако по ряду причин рынок не спешит легализоваться. Значительное большинство перевозчиков предпочитает теневой сектор. Деятельность на основании разрешения воспринимается не как привилегия использования транспортной инфраструктуры в обмен на обязанность соблюдения определенных требований, а как дополнительное обременение, ухудшающее экономическое положение. Только в Москве, по оценкам столичного департамента транспорта, сейчас работает около 20 тысяч нелегалов.

Предлагаемый законопроект позволяет исключить выявленные на практике издержки Закона N 69-Ф3. Он предусмат

Подпишитесь на наши новости подписаться на рассылку
9
сентября
2014
Учредители агентства