Обзор законодательства

4 сентября 2014

Правительство не хочет защитить бизнес от переплат налога на имущество

Поправки в Налоговый кодекс, которые предлагает правительство, «сводят на нет все усилия предпринимательского сообщества по исправлению текущей ситуации в сфере кадастровой оценки и налогообложения» земли и недвижимости, жалуется президент РСПП Александр Шохин в письме премьеру Дмитрию Медведеву (копия есть у «Ведомостей»).

Бизнес жаловался на несовершенство кадастровой оценки: часто она оказывается значительно выше рыночной. Оспаривание оценки в судах затягивается на годы, и все это время предпринимателям приходится платить завышенный налог. Даже оспорив кадастровую стоимость, собственник не мог возвратить переплаченный налог, отмечает Шохин. Минэкономразвития предложило ретроспективный подход: если собственнику удалось оспорить оценку, то ее изменят с начала года. Эти поправки в закон об оценке приняла Госдума, и они вступили в силу с 22 июля.

Чтобы налоговики могли компенсировать бизнесу потери по новым правилам, поправки в Налоговый кодекс не нужны, заверил РСПП замминистра финансов Алексей Моисеев, пишет Шохин. Но 20 июля правительство внесло в Госдуму поправки, которые вступают в полное противоречие с законом Минэкономразвития, возмущается Шохин. Возвращать переплату придется, только если кадастровым органом была допущена техническая ошибка (проект также есть у «Ведомостей»). Шохин просит Медведева привести поправки в соответствие с обновленным законом об оценке.

В Минфине не смогли оперативно ответить на запрос «Ведомостей», Моисеев на звонки не отвечал.

Ретроспективный подход нужно ограничивать, так как он повышает риски мошенничества, беспокоился замминистра земельных и имущественных отношений Татарстана Рустэм Мерзакреев. Если ошибки не было, а собственник лишь уточняет кадастровую оценку с учетом индивидуальных особенностей участка, то нельзя пересчитывать налоги, говорил он.

Чиновники боятся, что собственники станут массово занижать стоимость имущества и им придется возмещать налог, рассуждает Александра Суслина из Экономической экспертной группы, снижается прогнозируемость доходов, но можно понять и бизнес, который не хочет переплачивать налог. Она предлагает увеличить ответственность для оценщиков и ввести дополнительную госэкспертизу.

Микрофинансовые организации должны будут создать резервы по займам уже к концу этого года

С тех пор как Центробанк стал надзирать за микрофинансовыми организациями (МФО), с сентября 2013 г., он пытается приблизить стандарты их работы и отчетности к банковским. ЦБ уже подготовил требования к отчетности МФО: они должны будут раскрывать полную стоимость займов, количество заемщиков и риски и выделить три основные категории микрозаймов. Вчера регулятор определил порядок начисления резервов на возможные потери для МФО — соответствующее указание опубликовано в «Вестнике Банка России» и вступит в силу через 10 дней.

Резервы МФО надлежит сформировать на возможные потери по сумме основного долга, в которую не входят платежи в виде процентов за пользование микрозаймом, а также комиссионные вознаграждения и неустойки. На размер резервов будет влиять срок просрочки, а также то, к какой группе отнесен заемщик: физические лица, индивидуальные предприниматели или юридические лица. Реструктурированные микрозаймы согласно документу выделяются в отдельную группу. На сумме резервов скажется и то, обеспечен ли микрозаем залогом, поручительством или банковской гарантией.

По данным «Эксперт РА» по итогам первого полугодия 2014 г., просрочка у МФО по займам юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям составляет 8-10% от портфеля, физическим лицам — 30-35%. Совокупный объем портфеля микрозаймов вырос на 19% по сравнению с началом года и достиг 46,3 млрд руб. (см. график)

МФО будут формировать резервы только в случае фактической просрочки, тогда как банки оценивают риск невозврата в процессе выдачи кредита и сразу создают резервы (см. врез), объясняет директор СРО НП «МиР» Андрей Паранич.

Формировать резервы МФО будут поэтапно, следует из документа: до конца 2014 г. они обязаны зарезервировать не менее 5% от общей суммы просроченной задолженности, в 2015-м им придется довести их до 30%, в 2016 г. — до 60%, чтобы к концу 2017 г. покрыть просрочку полностью. Ступенчатый переход — это одно из изменений, которое было внесено в ходе обсуждения проекта указания ЦБ.

Важно то, что мы вводим новый уровень регулирования — мы будем понимать риск в этом секторе не на уровне экспертных оценок, а на уровне отчетности, поясняет начальник Главного управления рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности ЦБ Михаил Мамута. Введение обязательного резервирования может стать вызовом для некоторых компаний, допускает он: «Но в итоге мы получим более устойчивый рынок». Указание регулятора создаст барьер для входа на рынок и затронет в основном небольшие компании, уверена директор по развитию МФО «Мигкредит» Динара Юнусова.

В конце 2013 г. в Налоговый кодекс были внесены поправки, согласно которым МФО были переведены на общую систему налогообложения. В соответствии с ними начисленные проценты включаются в налогооблагаемую базу вне зависимости от того, поступали ли по ним платежи. Резервы позволят снизить ее.

Уменьшение налогооблагаемой базы — это один из плюсов, но, с другой стороны, деньги, которые можно было использовать для выдачи займов, теперь нужно будет направлять на требования ЦБ, говорит заместитель гендиректора «Городской сберкассы» Александр Мамонов. «Раньше мы сами определяли резерв», — вспоминает он.

Например, показатель достаточности капитала (должен быть не менее 5%) особенно важен для тех компаний, которые получают финансирование у банков, говорит Паранич. А это примерно 10% рынка, всего в реестре около 4000 компаний.

Нововведение ЦБ не отразится на стоимости кредитования, заверили опрошенные участники рынка, поскольку потери изначально заложены в цены.

Минфин смягчил законопроект о налогообложении контролируемых иностранных компаний

Минфин внес в правительство смягченную версию законопроекта о налогообложении контролируемых иностранных компаний, сообщается на сайте министерства. Сам закон должен вступить в силу с 1 января 2015 г., однако в документе прописывается переходный период до 2019 г.

Так, до 1 января 2017 г. признание лица контролирующим будет осуществляться в случаях, когда доля его прямого и/или косвенного участия в организации совместно со своими родственниками и/или несовершеннолетними детьми составляет более 50%. До этого же времени уведомлятьналоговые органы об участии в иностранной организации должны лица, контролирующие не менее 25%.

Российским владельцам офшоров придется заплатить налог, если прибыль контролируемой ими иностранной компании в 2015 г. превысила 50 млн руб. В 2016 г. этот порог предлагается снизить до 30 млн руб. Налог на нераспределенную прибыль КИК будут начислять с 2015 г., но штрафы и пени за неуплату введут только с 2018 г. С 2019 г. все действия переходного периода закона окончательно войдут в силу. Кроме того, Минфин отказался от 1%-ного порога, при превышении которого резидент был обязан уведомить налоговый орган об участии в иностранной компании.

Долю владения офшором для признания российского собственника контролирующим лицом Минфин согласен установить на уровне 25% для одного лица либо до 10%, если сложенные доли российских резидентов превышают 50%. Ставка налога в новой версии законопроекта осталась прежней — 20%.

Ростуризм наведет порядок в реестре туроператоров

Российским туроператорам не придется проходить процедуру лицензирования, однако для упорядочения работы туристического рынка Министерство культуры к 1 октября согласует целый блок поправок в законодательство.

"Председателем правительства принято решение не возвращаться к теме лицензирования", - сообщил министр культуры Владимир Мединский после совещания у главы правительства о совершенствовании регулирования выездного туризма. По его словам, наличие лицензии не гарантирует на 100 процентов предотвращение банкротства компаний. Кроме того, это осложнит работу лицензирующего органа и может породить коррупцию.

Вместе с тем, Ростуризм планирует навести порядок в реестре туроператоров, а заодно создать отдельный реестр туристических агентств, которых сейчас на рынке около десятка тысяч. "Кто не подойдет под критерии, тот работать не будет", - заверил глава Минкультуры.

Намерено министерство увеличить взносы туроператоров и агентств в специальный фонд для экстренной помощи туристам, которым управляет ассоциация "Турпомощь". Сейчас турфирмы отчисляют ассоциации 0,1 процента выручки, но не менее 100 тысяч рублей. По словам Мединского, этот фиксированный взнос будет немного увеличен, но кроме этого предлагается отчислять в фонд дополнительный взнос - около 100 рублей - с каждой проданной путевки. "Сумма незначительная, и ее может выплатить сам бизнес", - предположил Мединский.

Полный пакет законодательных предложений министерство культуры намерено согласовать к 1 октября, и к зиме, когда начинается очередная волна заграничных поездок россиян, он еще не вступит в действие. "Поэтому горнолыжные курорты Сочи, где я сам отдыхаю, крайне рекомендую", - сказал министр.

А вообще он посоветовал быть внимательными самим гражданам, обращающимся в турфирмы, и перед покупкой тура на сайте министерства ознакомиться с тем, что должен потребовать покупатель в офисе компании. "Это должен быть не ваучер, не квиточек, не фиговый листочек, а обратный билет и документ об оплате гостиницы", - сказал Мединский.

Лицензирование туроператоров могут вернуть

Премьер-министр Дмитрий Медведев считает, что деятельность российских туроператоров недостаточно прозрачна, и потребовал повысить ответственность участников рынка, а также контроль за их деятельностью вплоть до возвращения лицензирования.

После целой цепочки банкротств компаний, работавших в сфере заграничного туризма, глава правительства собрал у себя совещание, чтобы обсудить меры по совершенствованию законодательного регулирования в сфере выездного туризма. Вопрос встал особенно остро после того, как за два последних месяца свою деятельность приостановили сразу 9 туроператоров. "Отдых тысяч людей был испорчен. Многие туристы остались за границей с неоплаченными гостиницами и без обратных билетов", - заметил премьер. Благодаря ассоциации "Турпомощь" в Россию пришлось возвращать 23 тысячи туристов.

- Виновные за то, что произошло, должны понести ответственность, - заявил Медведев, напомнив о соответствующих уголовных делах, которые находятся в работе у следственных органов.

Чтобы подобные случаи не повторялись, правительство намерено еще раз оценить законодательство в сфере туризма. Это необходимо, поскольку каждый год россияне миллионами выезжают за границу. В этом году рынок без учета тех, кто самостоятельно организовывал свои поездки, составил 40 миллионов человек. И это даже на фоне определенного спада туристического потока на европейском направлении, вызванного осложнениями в международных отношениях. На треть снизился интерес россиян к странам Северной и Центральной Европы, и они предпочли отдыхать на юге Европы и в азиатских странах.

Во-первых, глава правительства призвал заняться повышением уровня правовой защиты туристов. "Те люди, которые оказались в сложной ситуации за рубежом, должны получать экстренную помощь и необходимую информацию по месту своего нахождения", - призвал Дмитрий Медведев наладить эту работу.

Во-вторых, необходимо усиление ответственности участников туристического рынка. "Деятельность туроператоров по вполне известным причинам недостаточно прозрачна, нередко выездом за рубеж занимаются компании, у которых нет достаточных финансовых ресурсов", - заявил председатель правительства. Когда ведомства начали заниматься этим вопросом, то стало выясняться, что нередко фирмы ведут недобросовестную конкуренцию, а порой и просто идут на преступления, выстраивая финансовые пирамиды.

Поэтому Дмитрий Медведев потребовал еще раз проанализировать, какие требования предъявляются входящим на рынок фирмам, и подумать, как лучше оформить эти правила. "От реестра до прямого лицензирования, от которого мы некоторое время назад отказались", - предположил глава кабмина.

Премьер обратил внимание, что сегодня в стране насчитывается около 4,4 тысяч турфирм, из которых более 1,7 тысячи занимаются зарубежными направлениями. А вот количество турагентов никому не известно.

- Нужно установить постоянный контакт с основными игроками и совместно с ними решать возникающие проблемы, - распорядился глава кабинета министров. - Те, с кем нет контакта, просто должны быть закрыты. Если подобные структуры выявляются, сразу в прокуратуру нужно обращаться. Это незаконная деятельность.

В-третьих, совершенствования требует система страхования туристов, поскольку существующий страховой полис просто не покрывает потенциальные риски.

Внесены изменения в налоговую декларацию по транспортному налогу

Приказом ФНС от 25.04.2014 № ММВ-7-11/254 «О внесении изменений в приказ Федеральной налоговой службы от 20.02.2012 № ММВ-7-11/99@» (зарегистрирован Минюстом России 20.08.2014) внесены изменения в налоговую декларацию по транспортному налогу. Новые правила будут применяться начиная с представления налоговой декларации по транспортному налогу за налоговый период 2014 года.

Основным изменением является дополнение декларации показателем коэффициента для дорогостоящих автомобилей. С 1 января 2014 г. в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб. установлены повышающие коэффициенты к сумме транспортного налога. Помимо этого в декларацию добавлен показатель «доля налогоплательщика в праве на транспортное средство».

Пособия по уходу за детьми предлагают выплачивать до трёхлетнего возраста

Соответствующий законопроект подготовили депутаты Государственной Думы Российской Федерации. На данный момент документ находится на согласовании в правительстве.

Законопроект позволит матерям, воспитывающие малолетних детей, получить новую материальную поддержку - выплату пособия по уходу за детьми могут продлить до достижения ими трёх лет. Напомним, что сейчас пособие выдаётся, пока ребёнку не исполнилось полтора года.

По мнению одного из авторов документа Олега Смолина, сложившуюся ситуацию нужно менять, ведь женщины вынуждены сидеть дома до того момента, когда их детям не исполнится три года, потому что в ясли или младшие группы детских садов совсем маленьких детей не берут. Получается, что нет ни возможности пойти на работу, ни поддержки от государства в период с полутора до трёхлетия ребенка.

«Вот мы и предлагаем продлить эти выплаты до того, как малышу не стукнет три года», - сказал О. Смолин.

В последнее время предлагается много мер семейной поддержки, но продление срока выплаты пособий - одна из наиболее разумных, считают эксперты. По их мнению выплаты пособий должны происходить за счёт бюджета.

«Нужно создать равные условия для женщин, которые хотели бы посвятить себя карьере и пораньше выйти на работу, и для тех, кто хотел бы выбрать семью и больше времени проводить с ребёнком», - цитирует «Российская газета» автора законопроекта.

Соответственно, для первых нужно развивать социальную инфраструктуру, поощрять частные детские сады, организации, предлагающие услуги няни по доступным ценам, не за счёт дотаций из бюджета, а с помощью некоторых налоговых послаблений. А матерям, выбравшим второй вариант, нужно предоставить пособие, чтобы они могли обеспечить себе и ребёнку хотя бы минимальные потребности в период с полутора до трёх лет.

Разработанный депутатами законопроект созвучен с подписанной премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым концепцией Семейной политики в России до 2025 года.

Правкомиссия одобрила законопроект с поправками в НК РФ и закон «О таможенном тарифе»

Комиссия Правительства по законопроектной деятельности одобрила с учётом обсуждения внесённый Минфином проект федерального закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе». Об этом сегодня, 3 сентября 2014 г., сообщила пресс-служба правительства России.

Документом предусматривается внесение изменений, касающихся налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль, налога на доходы физических лиц, водного налога, налога на добычу полезных ископаемых и таможенных тарифов на нефтепродукты. Предусматривается также реализация «налогового манёвра».

Законопроект наделит субъекты Федерации правом устанавливать ставку по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в их бюджеты, для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

В случае принятия документа будут проиндексированы ставки водного налога, а также ставки акцизов на подакцизные товары, за исключением алкогольной и спиртосодержащей продукции, ставки на которую сохраняются в ранее установленных размерах.

Так же проект федерального закона предусматривает:

·  отказаться от вычета сумм налога на добавленную стоимость при осуществлении капитальных вложений за счёт средств федерального бюджета;

·  увеличить с 9 до 13% ставку налога на доходы физических лиц в отношении доходов от дивидендов;

·  определить порядок взимания акцизов на природный газ, реализуемый в соответствии с международными соглашениями;

·  перенести фискальную нагрузку с экспорта на добычу нефти, за исключением нефти, добытой на новых морских месторождениях, путём поэтапного увеличения ставки налога на добычу полезных ископаемых на нефть и газовый конденсат. С целью недопущения роста цен на нефтепродукты на внутреннем рынке предусмотрено одновременное поэтапное сокращение ставок вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты, акциза на нефтепродукты («налоговый манёвр»). Также предусмотрено предоставление налоговых вычетов из сумм акциза при получении (приобретении в собственность) отдельных нефтепродуктов (бензин и ароматические углеводороды для нужд нефтехимических производств, авиационный керосин для заправки воздушных судов) потребителями на внутреннем рынке. Законопроектом уточняются порядки расчёта стимулирующих понижающих коэффициентов к ставке НДПИ на нефть и экспортной пошлине на нефть.

Документ будет рассмотрен на заседании Правительства.

Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"

Юрлицам могут разрешить не передавать повторно документы некоторым проверяющим органам

Планируется установить дополнительные гарантии для юрлиц и ИП, в отношении которых проводятся проверки в областях, предусмотренных Законом о госконтроле за юрлицами и ИП (например, в рамках госнадзора в сфере рекламы, лицензионного, экспортного контроля).

Во-первых, контрольным и надзорным государственным и муниципальным органам могут запретить требовать у юрлиц и ИП:

- документы, имеющиеся в распоряжении проверяющего органа;

- документы, которые указанный орган может получить от иных контрольных (надзорных) государственных и муниципальных органов;

- разрешительные документы, выданные юрлицу или ИП органом государственного контроля (надзора).

Во-вторых, названным органам планируется запретить повторно требовать информацию, которая предоставлялась ранее (своевременно, в полном объеме и соответствующей форме) и содержится в государственных информационных системах.

Нарушения указанных запретов не планируется рассматривать как грубые, т.е. влекущие недействительность результатов проверки. Ни действующее законодательство, ни рассматриваемый Проект не содержат положений об ответственности должностных лиц за такие нарушения. Однако если Проект станет законом, то юрлица и ИП будут вправе отвечать отказом на упомянутые требования контрольных (надзорных) органов.

Подпишитесь на наши новости подписаться на рассылку
4
сентября
2014
Учредители агентства