Обзор законодательства

3 сентября 2014

Надзор отделят от контроля? 

На последнем совместном заседании Общественного совета при Министерстве экономики РФ и Экспертного совета при Правительстве РФ обсуждался проект Концепции проекта федерального закона «О государственном и муниципальном контроле (надзоре) в Российской Федерации».

По итогам заседания был принят ряд важных решений по доработке проекта Концепции. Так, участники заседания рекомендовали дать четкое определение понятиям «контроль» и «надзор». Детальная проработка этих определений позволит избежать их произвольной трактовки и наложения необоснованных ограничений на предпринимательскую деятельность.  

По словам Первого вице-президента «ОПОРЫ РОССИИ» Владислава Корочкина, в результате длительных переговоров удалось убрать скобки и поставить запятую между этими понятиями: «Разграничение этих определений – принципиальный момент. Два совершенно разных вопроса - исследование фактического состояния определенных объектов или протекания определенных процессов на предмет наличия угроз безопасности (контроль) и рассмотрение вопроса о факте неисполнения конкретным лицом требований законодательства, то есть нарушения закона (надзор) у нас долгое время были смешаны. Это приводило к ряду негативных последствий. Во всем мире эти понятия разделены».

По мнению Владислава Корочкина, «контроль» должен включать только установление фактического состояния дел, оценку степени его соответствия параметрам нормативно установленной модели и, в случае необходимости –констатацию факта несоответствия. Единственная цель «контроля» в таком понимании – констатация безопасности ситуации или установления степени её опасности. В то время как «надзор» включает постановку вопроса об ответственности за нарушение требований законодательства. А путь решения этого последнего вопроса должен вести через прокурора к судье. Отсюда вывод: «надзор» – это «надстройка», следующий шаг по итогам контроля. Причём шаг необязательный.

Контроль – общее дело госоргана и предпринимателя. Они в равной степени заинтересованы в обеспечении безопасности, в минимизации угроз и исключении возможностей причинения вреда.

Надзор – ситуация, в которой они оказываются по разные стороны баррикад. Вся масса злоупотреблений в этой сфере основана на смешении этих несовместимых категорий. 

Вместе с этим, рекомендовано рассмотреть вопрос о возможности внедрения развития альтернативных негосударственных механизмов контроля: общественного контроля, саморегулрирвоания участников рынка, страхования рисков, гражданско-правовых методов урегулирования споров.

Отдельного внимания и детального раскрытия требует один из принципов деятельности надзорных органов, прописанных в Концепции, а именно «бизнес, который совершает грубые нарушения, приведшие к существенному ущербу, должен оперативно выявляться и нести пропорциональные совершенным им нарушениям и значимые для него санкции».

В России создается фонд развития промышленности

Он будет сформирован на базе Российского фонда технологического развития, которые передается в ведение Минпромторга

Правительство РФ приняло решение о формировании фонда развития промышленности. Соответствующее распоряжение за подписью премьер-министра РФ Дмитрия Медведева опубликовано на сайте кабмина.

В справке к документу отмечается, что основная задача нового института — выдача займов на этапе предбанковского финансирования промышленных предприятий (разработка научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, технико-экономических и финансово-экономических обоснований, проектно-изыскательских работ).  

Фонд развития промышленности появится на базе федерального государственного автономного учреждения «Российский фонд технологического развития», котрое подписанным распоряжением передается из ведения Минобрнауки России в ведение Минпромторга России.

Кто в доме хозяин

До весны все управдомы должны сдать экзамены и получить лицензию, без которой работать в многоквартирных домах будет нельзя. А вот председателям товариществ собственников жилья (ТСЖ) и жилищно-строительных кооперативов (ЖСК), среди которых тоже попадаются мошенники, такие разрешения не нужны. Как бороться с такими "хозяевами домов", выяснила "РГ".

Читатели часто жалуются, что регулярно платят по счетам, а в домах по-прежнему сломаны лифты, нет освещения и так далее. При этом переизбрать главу товарищества или кооператива бывает не так-то просто. Нечистых на руку председателей на самом деле не так уж и много, считает исполнительный директор "ЖКХ Контроль" Светлана Разворотнева, но они есть. "В этой сфере крутятся огромные денежные потоки, поэтому вполне очевидно, что зачастую за пост председателя идут жестокие бои, - пояснила она. - В домах появляются воинствующие группировки, происходят даже силовые нападения". И не всегда удается решить конфликт с помощью госжилинспекции.

В этом случае надо попробовать решить проблемы своими силами: найти альтернативного председателя, договориться с соседями, провести общее собрание и переизбрать главу ТСЖ или ЖСК. Если же претензии более серьезные и без жилищной инспекции не обойтись, инспекторы придут с внеплановой проверкой и выдадут предписание об исправлении ошибок. А если и это не поможет, советует Светлана Разворотнева, то надо менять форму управления, например заключить договор с управляющей компанией.

Кстати, уже в ближайшее время потенциальных мошенников в домах россиян станет меньше. С июля 2016 года ТСЖ, которые объединяют сразу несколько многоквартирных домов, должны либо реорганизоваться, либо ликвидироваться.

Андрей Чибис, заместитель министра строительства и ЖКХ:

ТСЖ - одна из лучших форм управления многоквартирным домом. Но действительно бывают случаи, когда некоторые товарищества являются фиктивными и управляют ими люди, которые пришли не содержать дом в надлежащем состоянии, а нечестно зарабатывать деньги.

С введением лицензирования в отношении предпринимательской деятельности управляющих компаний и индивидуальных предпринимателей, занимающихся управлением дома, мы ни в коем случае не снижаем уровень контроля за ТСЖ. Государственный жилищный надзор по-прежнему вправе признать действия председателей правлений товариществ и решения о создании некоторых ТСЖ незаконными. Все полномочия госжилинспекций остаются в силе, поэтому если у вас есть проблемы с ТСЖ, государство в любом случае обязано на это реагировать. То же самое касается и ЖСК.

Отечественные полеты и колбаса получат налоговые льготы

Изменить НДС в пользу отечественных продуктов и авиаперелетов предлагают в Госдуме. Проект поправок Налоговый кодекс по установлению пониженной ставки налога на добавленную стоимость на отечественные товары в магазинах уже готов и внесен в Госдуму.

Предложения по изменению налогообложения при продаже авиабилетов пока еще в планах. Авиакомпании давно просили свести к нулю ставки НДС для внутренних рейсов. Им выгодно, чтобы НДС было нулевым и для международных, и для внутренних рейсов. Сейчас для международных полетов действует "duty free" и пассажир не платит НДС, покупая билет в другую страну.

В Госдуме решили лишить международные полеты нулевой ставки НДС и сделать ее для внутренних рейсов. Один из депутатов предлагает таким образом стимулировать внутренний туризм, пишут "Известия" со ссылкой на парламентария.

Что касается налогов на продукты, то здесь уже больше ясности. Законопроектом устанавливается, что продавец, обязан обеспечить не менее 50 процентов присутствия отечественных товаров одного наименования у себя на полках. Например, молочных продуктов. Тогда он может рассчитывать на пониженную ставку налога на добавленную стоимость в десять процентов при реализации всех отечественных продуктов.

Льготы для Мэри Поппинс

Предпринимателей, которые оказывают услуги по присмотру и уходу за детьми, освободили от уплаты налога на добавленную стоимость. Соответствующие поправки в Налоговый кодекс РФ вступили в силу около месяца назад. Корреспондент "РГ" выяснила, поможет ли эта мера решить проблему нехватки мест в дошкольных учреждениях в регионах СЗФО.

Сегодня своей очереди в детсад ждут около двух миллионов российских детей. При этом коммерческие дошкольные заведения посещают лишь 0,5 процента малышей. Поправки в Налоговый кодекс, как надеются инициаторы законопроекта, дадут бизнесу стимул создавать новые группы для дошкольников и сделают негосударственное дошкольное образование более доступным для родительских кошельков.

Раньше от НДС освобождали только некоммерческие образовательные учреждения. Теперь список операций, которые не подлежат налогообложению, пополнился "услугами по присмотру и уходу за детьми". То есть на налоговые льготы могут претендовать индивидуальные предприниматели и коммерческие организации в форме ООО, ЗАО или ОАО.

Правда, есть несколько но: компании должны осуществлять образовательную деятельность по программам дошкольного образования и применять основную систему налогообложения. И эти условия, как считают эксперты "РГ", во многих случаях делают льготу малоэффективной.

В Санкт-Петербурге насчитывается около 200 частных детских садов, дошкольных центров и групп по присмотру и уходу за детьми. Из них лицензию на образовательную деятельность имеют 36 дошкольных образовательных учреждений (ДОУ).

На оформление лицензии уходит несколько месяцев, и выдается этот документ только на срок действия аренды помещений. Поэтому многие организаторы частных детских садов предпочли не связываться с процедурой лицензирования. Ведь по закону дошкольные группы могут оказывать услуги по уходу и присмотру за детьми, работать легально и платить налоги, не имея статуса учреждения дошкольного образования.

- В первую очередь родители смотрят не на наличие лицензии, а на качество развивающих занятий, обстановку, профессионализм воспитателей и преподавателей, - комментирует ситуацию директор небольшого петербургского домашнего детского сада "ФИЯ" Наталья Велькина. - Нашим мамам и папам важно, чтобы ребенок возвращался из детского сада счастливым, приобретал новые знания, а лицензия для них - это просто еще одна бумажка. Возможно, в ближайшее время я озабочусь лицензированием, поскольку планирую расширяться, открывать группы для дошкольников старшего возраста. Да и налоговая льгота будет не лишней, освободившиеся деньги можно будет направить на развитие детского садика. Надо только найти свободное время.

В Псковской области нет лицензированных дошкольных образовательных учреждений, которые могли бы претендовать на освобождение от НДС. Предпринимателей, организующих группы по уходу и присмотру за детьми, псковские власти поддерживают иными способами.

В регионе приняли поправки, включившие в перечень мероприятий псковской областной программы развития малого и среднего предпринимательства меры по поддержке групп по присмотру и уходу за дошкольниками. Их организаторы могут компенсировать часть затрат на аренду и ремонт помещения, покупку оборудования, мебели и инвентаря, оплату коммунальных услуг и электричества.

Без субсидий ежемесячный взнос пришлось бы поднять до уровня, который родителям не по карману

В прошлом году субсидии на создание детских центров на общую сумму около двух миллионов рублей получили два индивидуальных предпринимателя. Еще 500 тысяч рублей на развитие бизнеса получил действующий домашний детский сад. В этом году на поддержку дошкольных групп планируется направить около двух миллионов рублей, в том числе 1,6 миллиона - из федерального бюджета.

По информации управления образования Псковской области, в государственных ДОУ в регионе воспитывается около 22,5 тысячи детей. Еще порядка 200 дошкольников ходят в ведомственные детские сады. Восемь коммерческих дошкольных групп и детских центров посещают 135 малышей. В прошлом году, для сравнения, на территории региона работали пять частных дневных групп, в которых воспитывалось порядка 100 детей.

- Благодаря субсидиям в регионе открылось несколько новых частных детских садов, - отмечает первый заместитель государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике Татьяна Гуринович. - Такой предварительный вывод можно сделать по итогам анализа обращений предпринимателей, поступающих в наш комитет.

В Новгородской области лицензию на образовательную деятельность имеет единственный частный детский сад "Разумейка", который работает в столице региона. Однако положение дел этого ДОУ с 1 июля текущего года не изменилось. Садик, зарегистрированный как некоммерческое образовательное учреждение, был освобожден от НДС еще до принятия поправок в Налоговый кодекс.

- Льгота по налогу на добавленную стоимость - очень весомая поддержка со стороны государства, - отмечает в разговоре с корреспондентом "РГ" директор "Разумейки" Ирина Конюхова. - В нашем случае экономия составляет, в зависимости от наполняемости групп, около 70-80 тысяч рублей в месяц. Еще мы освобождены от арендной платы за здание, что позволяет экономить 20 тысяч рублей в месяц. Кроме того, наш детский сад участвует в муниципальном заказе и получает из городского бюджета около 110 тысяч в месяц на образование детей от одного года до трех лет. Без этих льгот и дотаций садик давно бы закрылся: не было бы денег на развитие, покупку новых игрушек, образовательной техники, достойные зарплаты персоналу. А ежемесячный взнос, скорее всего, пришлось бы поднять до уровня, который новгородские родители не смогли бы потянуть.

Комиссия правительства РФ одобрила "четвертый антимонопольный пакет"

Ряд существенных изменений в антимонопольное законодательство, подготовленных Федеральной антимонопольной службой, одобрен Комиссией правительства по законопроектной деятельности. Законопроект известен как "Четвертый антимонопольный пакет".

Одно из принципиальных новшеств законопроекта - наделение правительства полномочиями по утверждению правил недискриминационного доступа к товарам и услугам компаний, которые не являются естественными монополиями, но занимают доминирующее положение на конкретном рынке.

Для таких компаний, если их вина будет доказана, решением правительства могут вводиться условия недискриминационного доступа к их товарам. Таким образом, государство получает право регулировать детали хозяйственной деятельности многих крупных и крупнейших производителей.

ФАС значительно шире будет применять предостережения и предупреждения за незначительные нарушения.

Вводится смягчение административной ответственности лиц, содействующих в расследовании антимонопольного нарушения, и ряд других важных изменений. Вскоре законопроект будет рассмотрен на заседании правительства.

Дума и Минсельхоз хотят лишать фермеров земель за трехлетнее безделье

Региональные власти обяжут подавать в суд на владельцев сельхозземель за нежелание обрабатывать свои участки

Член нижней палаты парламента Разиет Натхо («Единая Россия») подготовила проект закона о внесении изменений в федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Поправки в ст. 6 «Принудительное изъятие и прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения» ФЗ предлагают установить обязанность органов местной власти подавать в суд на владельцев сельхозземель, которые 3 года не использует их для сельскохозяйственных работ.

На сегодня п. 4 ст. 6 закона хоть и устанавливает возможность наказания за трехлетнее неиспользование земель, однако не обязывает органы власти подавать исковые заявления, а сама формулировка говорит, что участок «может быть изъят» у владельца или арендатора. П. 8 ст. 6 также лишь дает право органам исполнительной власти субъектов обратиться в суд, но не обязывает это делать.

Данными формулировками пользуются многие не проявляющие желания к сельхозтруду обладатели земель, а местные власти не спешат использовать право на подачу исковых заявлений об изъятии земель.

По мнению Разиет Натхо, подготовленное ею законодательное ужесточение приведет к тому, что владельцами сельхозземель станут люди, желающие на ней работать, а практика спекулятивной покупки участков прекратится.

— Четкие законодательно прописанные сроки помогут собственникам и арендаторам осознавать важность категории земли, которую они собираются приобрести, и замотивирует их на должное обращение с землей, что в конечном счете положительно скажется на развитии сельского хозяйства в стране, — отметила она.

Предложение парламентария уже было рассмотрено в Министерстве сельского хозяйства России, и ведомство признало целесообразность внесения в действующий закон изменений об установлении обязанности исполнительных органов власти подавать в суд на «ленивых» обладателей сельхозземель (документ имеется у «Известий»).

«По информации Россельхознадзора, в 2013 году — I полугодии 2014 года территориальными управлениями РФ были направлены в органы исполнительной власти субъектов РФ материалы, связанные с необходимостью изъятия земельных участков площадью 58,8 тыс. га, из который изъято 2,2 тыс. га (3,7%), — говорится в заключении Минсельхоза на законопроект. — Указанная статистика свидетельствует об отсутствии заинтересованности органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъектов РФ в изъятии неиспользуемых земель сельхозназначения».

Более того, Минсельхоз провел консультации с руководством регионов, которые разошлись в оценке необходимости введения обязанности обращения в суд для органов власти.

— По мнению органов исполнительной власти Рязанской, Новосибирской, Вологодской областей, установление срока обязательного направления требования в суд об изъятии земельных участков в законе об обороте сельхозземель необходимо поддержать, — сообщает Минсельхоз. — В то же время Нижегородская и Ульяновская области полагают целесообразным не вносить изменения в ст. 6 закона в связи с тем, что данное решение предполагает впоследствии выделение средств на проведение публичных торгов.

П. 11 ст. 6 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» говорится о том, что изъятые земли подлежат выставлению на публичные торги, а деньги от продажи получит собственник, который не пожелал заниматься сельским хозяйством. При этом расходы по организации публичных торгов будут нести местные власти.

Сами фермеры неоднозначно относятся к ужесточению законодательства в области принудительного изъятия земель.

— Эта норма, как и многие другие, имеет своей целью отбор земли у фермеров. К обладателям интересующих муниципальные органы земель начинают придираться все профильные ведомства. В итоге делается заключение, что человек возделывает свою землю каким-то не должным образом, и она отбирается, а точнее, выкупается за бесценок, — рассказал уральский фермер Василий Мельниченко. — Таких историй много, особенно если земля находится в интересном для властей месте. А вокруг нашей деревни гектары неиспользуемой земли, но она никому не нужна, потому что это не Подмосковье.

В свою очередь, директор Московского крестьянского союза Владимир Смагин поддержал идею об ужесточении наказания для владельцев заброшенных сельхозучастков. Однако и он опасается, что закон будет исполняться по разному в отношении мелких и крупных землевладельцев.

— Изымать невозделываемые земли надо, и это очень правильно. А то у нас такая ситуация встречается часто, и плодородные земли во многих регионах из-за запустения уже заросли лесами. А земля дана, чтобы производить продукцию. Однако проблема в том, что отъем земель могут начать с тех, кто не имеет правовой защиты, — заметил Смагин. — Фермеры, бывшие колхозники, сельские пенсионеры-огородники. Например, если человек-тракторист, а жена у него доярка, вряд ли они смогут нанять адвоката. А вот обладающие огромными площадями земель той же категории лица могут избежать наказания.

Это не первая инициатива депутатов в отношении защиты земель сельхозназначения. Ранее депутаты от «Справедливой России» предлагали на законодательном уровне запретить переводить земли сельхозназначения в другие категории земель. По их мнению, это поможет в ситуации санкций увеличить производство сельхозпродукции в России. В законопроекте «эсеров» отмечалось, что исключения могут быть только в случае создания особо охраняемых природных территорий, если эти земли относятся к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и другого особо ценного назначения. Депутаты отмечали, что их предложение замедлит процесс сокращения земель сельскохозяйственного назначения, ведь очень часто аграрные угодья передают под строительство.

Срок регистрации ИП и юридических лиц может сократиться до трех дней

Срок регистрации ИП и юридических лиц планируется сократить до трех рабочих дней. Такие изменения содержатся в разработанном Минэкономразвития России законопроекте «О внесении изменений в федеральные законы «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в части сокращения срока государственной регистрации)».

В такой же срок планируется вносить в единый государственный реестр ИП изменения, касающиеся сведений о предпринимателе, а также регистрировать прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Документ проходит процедуру публичного обсуждения на портале www.regualtion.gov.ru до 12 сентября.

Подпишитесь на наши новости подписаться на рассылку
3
сентября
2014
Учредители агентства