Обзор законодательства


Подпишитесь на рассылку сайта

Бухгалтер зашел в тупик

Переход на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) оказался длительным и сложным процессом. Да и сейчас многие компании сталкиваются с трудностями при подготовке отчетности по МСФО. Специалисты компании Deloitte проанализировали практику составления финансовой отчетности по МСФО крупнейшими российскими компаниями и выявили требования МСФО, на которые бизнесу необходимо обратить особое внимание.

В частности, представление финансовой отчетности содержит требования к минимальному содержанию отчета о прибылях и убытках. В нем указан ряд классов операций, которые должны раскрываться отдельно, в том числе выручка, финансовые расходы, расходы по налогообложению, результаты деятельности зависимых и совместных предприятий, учитываемых по методу долевого участия, а также результаты прекращенной деятельности. Естественно, также должна быть представлена итоговая сумма чистой прибыли после налогообложения за год. Эти требования выполнили все исследуемые аналитиками компании. Хотя МСФО этого не требуют, абсолютное большинство компаний (87%) представляют в отчете о прибылях и убытках строку "Операционная прибыль".

Исключение доли прибыли в зависимых и совместных предприятиях из операционной прибыли, как и в прошлом году, оказалось намного более популярным (73%). Это указывает на то, что большинство компаний не рассматривают зависимые и совместные предприятия как часть своей основной (операционной) деятельности. Большинство компаний (83%) включило обесценение нефинансовых активов в операционную прибыль.

Сегодня необходимо обратить внимание на вновь вышедшие стандарты по признанию выручки, а также на новый стандарт по финансовым инструментам

МСФО (IAS) 1 требует от компании представления третьего баланса в случаях, когда изменение учетной политики применяется ретроспективно, проводится ретроспективный пересмотр или реклассификация сравнительной информации. В прошлом году это требование не пользовалось популярностью у составителей отчетности. В 2013 году из 29 компаний, которые заявили о пересмотре сравнительных данных в результате применения новых стандартов, изменения учетной политики, реклассификаций или выявления ошибок, третий баланс представили 22 (76%). Из этих 29 компаний только у одной (3%) пересмотр был связан с выявлением ошибок и еще у двух (7%) с реклассификацией данных предыдущих периодов.

В 2012 году о пересмотре сравнительных данных в результате изменения учетной политики или выявления ошибок объявили 6 компаний, третий баланс представили только две из них. Такой рост количества компаний, которые представили пересмотр сравнительных данных, связан с появлением в 2013 году целого ряда новых и пересмотренных МСФО, обязательных к применению. Большинство этих стандартов требуют ретроспективного применения.

- Ошибки компаний в отчетности - поле для работы аудиторов до того, как отчетность опубликована, поэтому широкодоступной картины ошибок нет, но есть личный профессиональный опыт, подсказывающий недостаточную консервативность оценок и недостаточность раскрытий рисков в отчетности за 2013 год. Думаю, что уже начиная с отчетности за 6 месяцев 2014 года эти ошибки будут исправляться, - полагает Аскольд Бирин, партнер, директор департамента международной отчетности компании "ФБК".

Сегодня компании, которые уже имеют историю подготовки отчетности по МСФО, работают над сокращением сроков ее подготовки, уменьшением затрат на подготовку отчетности и стараются найти пути использования МСФО для целей оперативного, управленческого учета. Кроме того, компании, находящиеся под госконтролем, занимаются подготовкой к использованию отчетности МСФО для определения размера начисляемых дивидендов. Также весной вышли методические рекомендации правительства РФ для госкомпаний и госкорпораций, в соответствии с которыми ключевые показатели эффективности управления также должны основываться на отчетности МСФО, что влечет за собой необходимость планирования на основе МСФО.

- Сегодня необходимо обратить внимание на вновь вышедшие стандарты по признанию выручки, а также на новый стандарт по финансовым инструментам, которые еще не вступили в силу, но требуют серьезной подготовки к применению. И, конечно, отдельная тема - тест на обесценение активов. Есть ожидание у многих отчитывающихся компаний, что 2014 год может оказаться непростым и потребуется это упражнение с соответствующими последствиями для отчетности МСФО, - уверен Аскольд Бирин.

Для перехода компании на МСФО требуется тщательная подготовка: проработка всех требований МСФО, которые применимы для конкретного случая, настройка учетных и оперативных систем для получения необходимых данных, перечисляет Ирина Сухотина, партнер, руководитель группы по оказанию услуг в области бухгалтерского учета и отчетности КПМГ в России и СНГ. Нужна существенная перестройка не только процессов внутри бухгалтерии, но и вовлечение многих других подразделений: производства, снабжения, экономистов, кадровиков, юристов. Необходимо обучить сотрудников, выполняющих разные роли в процессе: сбор данных, анализ и расчеты, формирование оценок.

Основная трудность, с которой столкнулись компании, это поиск квалифицированного персонала для подготовки отчетности по МСФО. Часть компаний прибегла к помощи консультантов, которые сделали эту работу, но даже в этом случае компании сами должны понять всю разницу между отчетностью по РСБУ и МСФО, так как ответственность за подготовку отчетности все равно несет руководство.

- Сложности могут возникнуть там, где нет поддержки этой работы со стороны руководства и полноценного вовлечения всех участников, - отмечает Ирина Сухотина. - Отдельная задача - консолидация, т.е. представление деятельности нескольких разных компаний как единого предприятия. Эта сложно для групп, которые еще находятся в стадии формирования или в процессе реструктуризации, когда отсутствует унификация, стандартизация процессов и систем, существуют сложные взаимодействия между компаниями и недостаток координации.

- Другой проблемой можно назвать настройки внутренних учетных систем, которые должны позволять выгружать и анализировать данные в новых разрезах, так как требования МСФО по раскрытию количественной и качественной информации гораздо шире, чем требования РСБУ, - уверен партнер BDO Денис Тарадов.

Среди требований МСФО, на которые российским составителям отчетности необходимо обратить особое внимание, эксперты выделяют два момента. "Первый - это определение периметра группы, если готовится консолидированная отчетность. МСФО оперирует термином "контроль над предприятием", который может иметь как формальную, так и неформальную форму. Может оказаться, что, владея 20% акций, компания будет иметь контроль и должна консолидировать другую. Второй момент - это раскрытие операций со связанными сторонами. Здесь МСФО тоже не дает четких критериев по признанию связанности, и многое зависит от суждения руководства и наличия у него полной информации о других бизнесах собственников, под чьим контролем находится компания. Пользователи отчетности уделяют большое внимание этой информации при анализе компании, - говорит Денис Тарадов.

Если выделить основную сложность, то это не столько методология и отличия в требованиях РСБУ, сколько отсутствие или трудности с извлечением детальной исходной информации, которая позволит эти требования выполнить. Что касается дальнейшей работы, то при правильном подходе те компании, которые поставили себе задачу полноценно перейти на МСФО и сделать это обычной работой (business as usual), успешно добиваются цели за несколько циклов подготовки отчетности и определенной автоматизации задач по сбору и обработке данных, резюмирует Ирина Сухотина.

 

Оценка влетит в копеечку

Сегодня в минфине запланировано провести совещание по проекту постановления правительства РФ "О проведении в 2015 году переоценки в бухгалтерском учете крупных и средних предприятий промышленности, транспорта и связи отдельных категорий основных фондов (оборудования) с истекшим сроком полезного использования". Этот проект предусматривает обязанность организаций промышленности, транспорта и связи провести переоценку основных средств с истекшим сроком службы по рыночной стоимости и установить для них дополнительный срок полезного использования. Это приведет к тому, что налоговая база по налогу на имущество организаций будет увеличена. Такое предложение, по мнению разработчиков проекта, направлено на стимулирование технического перевооружения предприятий упомянутых отраслей.

"Реализация этой инициативы неизбежно увеличит налоговую нагрузку по налогу на имущество в среднем на 30-50%, - сообщил "РГБ" ответственный секретарь Налогового совета ТПП РФ Александр Селиванов. - Например, для предприятия металлургии сумма возрастет на 16,7 млн руб. по оборудованию, до 22,9 млн руб. по другим основным средствам, для добывающей компании - более чем на 1 млн руб. При этом налог на прибыль уменьшится на 7-20%. Так, для той же металлургической компании налог на прибыль снизится на сумму от 3,3 млн руб. до 4,6 млн руб., для добывающей компании - на 208 тыс. руб. Что, в принципе, частично компенсирует увеличение налогового бремени по налогу на имущество. Однако предполагаемый эффект достигнут не будет, поскольку степень обновления оборудования снизится".

По мнению экспертов Торгово-промышленной палаты РФ, реализация предлагаемой правительством идеи неизбежно повысит себестоимость всей российской промышленной продукции и транспортных услуг за счет начисляемой амортизации и налога на имущество. В результате ослабнет конкурентоспособность российской продукции на внутреннем и внешнем рынках, что может привести к потере рынков и, соответственно, снижению доходов бюджетной системы. В энергетике придется дополнительно повышать тарифы из-за роста себестоимости добычи и транспортировки угля, издержек самих электростанций, стоимости техники и др. Вполне прогнозируемо и увеличение железнодорожных тарифов на все виды перевозок. Напомним, что в нынешнем году тарифы на услуги естественных монополий заморожены, что довольно ощутимо ударило по их инвестиционным программам вообще и по программам обновления основных фондов в частности.

"Реализация постановления может привести к закрытию промышленных предприятий, работающих с низкой рентабельностью. Например, в угольной промышленности, по данным минэнерго, 40% предприятий работает с нулевой или отрицательной рентабельностью, - добавил Александр Селиванов, - это даст всплеск социальных проблем не менее чем в 20 моногородах. Что, в свою очередь, потребует многомиллиардных бюджетных затрат на борьбу с последствиями ликвидации предприятий - переобучение, переселение, дотации и субсидии бюджетам, пособия по безработице и т.п.".

К тому же в условиях дорогих и "коротких" кредитов российских банков и сужения возможности кредитоваться за рубежом для предприятий станет невозможным увеличить лимиты кредитования, и финансировать техническое перевооружение будет нечем. Плюс ко всему, считают в ТПП РФ, при реализации упомянутого документа невозможно избежать субъективизма в отношении определения как суммы увеличения стоимости основных средств, так и в отношении дополнительного срока их полезного использования, вследствие чего вполне вероятен риск недостоверности данных бухгалтерской отчетности, а также налоговых обязательств по налогу на имущество.

"Предлагаемая новация может вызвать конкуренцию норм налогового и бухгалтерского учета, что повлечет значительные проблемы в правоприменении, - говорит заместитель директора юридического департамента ТПП РФ Дмитрий Фадеев. - Прежде всего, переоценка, согласно положению по бухгалтерскому учету ПБУ 6/01 "Учет основных средств" не подразумевает увеличения срока полезного использования. Поэтому необходимо будет закрепить особый порядок оценки (переоценки) самортизированного имущества. Также в проекте постановления не указано, на основании каких критериев организации должны определить дополнительный срок полезного использования.

Следует также учесть, что ПБУ 6/01 предполагает переоценку как стоимости основных средств, так и суммы амортизации. Следовательно, переоценку необходимо будет проводить регулярно, чтобы стоимость основных средств, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости. Результаты такой переоценки необходимо будет отражать в бухгалтерском учете обособленно (добавочный капитал и финансовый результат)".

В проекте постановления, добавил Дмитрий Фадеев, предлагается провести переоценку по состоянию на 1 января года, тогда как, по правилам бухучета, переоценка проводится на конец года. К тому же согласно статье 376 НК РФ налоговая база при расчете среднегодовой стоимости имущества также определяется на последнее число отчетного периода.

Привлечение оценщиков для переоценки самортизированного имущества тоже обойдется предприятиям в кругленькую сумму и приведет к существенному увеличению затрат владельцев основных средств. Более того, оценка различных основных средств может значительно отличаться по цене (например, стоимость оценки типового офисного здания, сложного, не имеющего аналогов производственного оборудования, массовая оценка или индивидуальная оценка). При этом стоимость оценки может сильно отличаться от региона к региону. "Учитывая значительное количество объектов основных средств, следует признать, что проведение одномоментной переоценки приведет к существенному увеличению расходов бизнеса и отвлечению денежных средств, которые могли бы быть направлены на обновление оборудования", - резюмировал Дмитрий Фадеев.

По результатам проведенного специалистами ТПП РФ опроса, оценка оборудования металлургической компании будет стоить от 500 до 1000 рублей за единицу, что суммарно приведет к затратам в размере около 30 млн руб. Для автотранспортных компаний стоимость оценки варьируется от 3500 до 8000 рублей за единицу транспортного средства. В сфере производства строительных материалов оценка одного объекта основных средств будет стоить примерно 40-70 тыс. руб. для крупного оборудования и около 10 тыс. руб. для мелкого.

В качестве альтернативных мер, стимулирующих техническое перевооружение предприятий, эксперты ТПП РФ предлагают компенсировать процентные ставки по инвестиционным кредитам на обновление основных производственных фондов, ускорить амортизацию основных фондов и предоставлять инвестиционный налоговый кредит для финансирования мероприятий по обновлению основных производственных фондов на основе технологий, перечень которых должен быть согласован профильными министерствами. А также установить льготу по налогу на имущество в отношении новых объектов по аналогии с п. 6 ст. 376 НК РФ в отношении объектов транспортной инфраструктуры, которая предусматривает особый порядок определения налоговой базы, позволяющий не увеличивать налоговую стоимость на сумму законченных капитальных вложений на строительство, реконструкцию, модернизацию основных средств.

 

Зарплату проверят

С 1 марта 2015 года банки смогут проверять информацию о доходах заемщиков по базам Пенсионного фонда и ФНС. В подготовленном ЦБ законопроекте предусмотрено, что кредитные организации смогут запрашивать в этих ведомствах сведения о клиенте не чаще одного раза в квартал. Для предоставления данных потребуется согласие заемщика.

"Пока предложения регулятора достаточно осторожны: запрашивать информацию предлагается только с согласия клиента банка и только в виде подтверждения или опровержения предоставленных им сведений о доходах, - рассказал зампред Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Николай Журавлев. - То есть, если потенциальный заемщик представил банку справки о доходах, например, на сумму 100 тыс. руб. в месяц, запрос в ФНС или Пенсионный фонд позволит банку подтвердить, достоверны эти сведения или нет. Точной информации о заработной плате банки не получат". Но и в таком виде, по мнению эксперта, законопроект радикально меняет ситуацию на рынке кредитования. Он подчеркнул, что это единственная действенная норма, которая приведет к существенному снижению рисков и, соответственно, ставок.

"Прежде всего, мы сможем положить конец мошенничествам с предоставлением недостоверных сведений о работе и доходах заемщика, - отметил Журавлев. - Не секрет, что сегодня существует целый рынок так называемой помощи в получении кредита, где за определенную плату вам "нарисуют" любые справки о любых доходах. Информация о том, работает ли вообще компания, выдавшая справку о доходе, платит ли она хотя бы сто рублей кому-либо из своих сотрудников, есть только у налоговых органов и ПФР. После принятия поправок с помощью простого запроса банк сможет быстро уточнить эти сведения и с меньшим риском выдавать кредиты".

По словам Журавлева, добросовестным заемщикам опасаться нечего. Он сравнил новую инициативу с практикой создания бюро кредитных историй, тогда многие тоже опасались негативных последствий для клиентов банков. А сегодня подавляющее большинство заемщиков воспринимает проверку своей кредитной истории как должное. Банки получили возможность оперативнее рассматривать кредитные заявки и, главное, - предоставлять кредиты дешевле. "К сожалению, мошенники не стоят на месте и придумывают все новые схемы. Поэтому и банковской системе нужно развивать технологии верификации информации", - добавил он.

По мнению управляющего партнера группы компаний SRG Федора Спиридонова, новый законопроект даст дополнительную возможность банкам более тщательно анализировать риски по оценке ресурсов заемщика. Через какое-то время это сможет позволить (пусть и не значительно) сократить риски невозврата кредитов, но вряд ли повлияет на ставки в текущем времени, считает эксперт, так как существуют гораздо более мощные факторы, влияющие на величину ставок по кредитам. "Из основных недостатков намерения ЦБ открыть банкам доступ к базам ПФР и ФНС отмечу тот факт, что заемщики зачастую предоставляют информацию о своих доходах, округляя суммы. Это приведет к тому, что по данным банка возможные взносы заемщика в ПФР будут составлять одну сумму, а по факту данная информация будет некорректной", - сказал Спиридонов. Также, добавил он, сегодня в России существует закон о защите персональных данных. "Поэтому уверен, что сейчас такая процедура невозможна, эти персональные данные могут использоваться только в целях пенсионного обеспечения, это же подтверждает и сам ПФР. Согласно закону, банки могут получать информацию только от самих граждан по их желанию", - отметил эксперт.

"Пенсионный фонд и ФНС откроют доступ к сведениям о конкретном лице только с его согласия. Хотя банки могут обойти это препятствие, если включат в пункт кредитного договора согласие клиента на обработку его данных, находящихся в базах ПФР и ФНС, - сказал генеральный директор компании EXNESS Олег Охримец. - По большому счету, для банков главным критерием при выдаче кредита является реальный доход клиента, который он может подтвердить справкой 2-НДФЛ (в этом случае процентная ставка по кредиту будет меньше) или справкой по форме банка (косвенным образом). Однако если заемщик будет подтверждать свою кредитоспособность косвенным образом, эти сведения теоретически смогут попасть в ту же налоговую. А в условиях ожидаемого роста налоговой нагрузки большая часть российского малого бизнеса будет уходить "в тень". По мнению эксперта, ставки по кредитам для "хороших" заемщиков действительно смогут снизиться за счет роста ставок для "плохих" заемщиков.

По мнению Николая Журавлева, снизив риск обращений за кредитами мошенников, банки смогут приблизить кредитные ставки для добросовестных клиентов к минимальному уровню. ЦБ, парламентарии, минфин и банковские ассоциации поддерживают концепцию поправок, поэтому они могут быть приняты уже осенью.

 

Жилье берут в оборот

Минфин предлагает сократить налоговые льготы при продаже жилой недвижимости

Правительство намерено отучить граждан от приобретения лишней жилплощади. Помимо того, что с 2015-го содержание ее будет обходиться дороже, так как налог на недвижимость придется платить исходя из кадастровой стоимости, Минфин предлагает изменить порядок налогообложения при ее продаже. Полученные доходы будут освобождаться от налога только в том случае, если продаваемое жилье — единственное или было таковым не далее, чем год назад, либо если это небольшой дачный домик. Еще ряд льгот могут установить регионы. Вряд ли они будут щедрыми с учетом того, что НДФЛ — заметный источник их доходов.

Минфин подготовил поправки к 23-й главе Налогового кодекса, касающейся налога на доходы физлиц. Законопроект меняет правила уплаты НДФЛ при продаже гражданами недвижимости. Если сейчас от налогообложения освобождаются доходы, полученные при продаже любого недвижимого имущества, которыми гражданин владел более трех лет, то теперь порядок в отношении жилой недвижимости существенно ужесточается. На федеральном уровне Минфин предлагает гарантировать освобождение от налога в том случае, если продается единственное жилье. Правда, при этом законопроект дает ряд послаблений: срок владения таким жильем не ограничен, то есть гражданин может продавать и покупать квартиру или дом хоть каждый день. Кроме того, это правило распространяется и на земельный участок, на котором дом расположен. Получить же освобождение от налога при продаже иной жилой недвижимости можно только при определенных условиях.

Если гражданин владеет двумя и более жилыми помещениями, он сможет без потерь продать то из них (в том числе вместе с земельным участком), которое было менее года назад его единственным жильем. Ограничения вводятся и при продаже жилых и хозяйственных строений, расположенных на дачных участках. Для освобождения от налогообложения ими нужно владеть по-прежнему не менее трех лет, но при этом площадь каждого типа таких сооружений не должна превышать в сумме 50 кв. м.

Ряд льгот при продаже иной жилой собственности и участков вправе ввести регионы, ограничив одновременно их предельную стоимость и срок владения. Но власти регионов не могут превышать пороги, установленные поправками к НК: продаваемая недвижимость не должна быть дороже 5 млн руб., а минимальный срок нахождения ее в собственности — составлять не менее трех лет. Регионы могут поднять планку до десяти лет.

Предусмотрел Минфин и вероятность сговора продавцов и покупателей жилья в целях ухода от налогов. По какой бы заниженной стоимости ни продавалось жилье, доходы от сделки подлежат налогообложению из расчета 70% ее кадастровой стоимости. Регион вправе повысить этот порог до 90% или уменьшить до нуля. Нулевой коэффициент предусмотрен и для недвижимости, для которой кадастровая стоимость не определена.

Для прочего имущества Минфин предлагает оставить прежний порядок, за исключением нежилых помещений и участков под ними, для владельцев которых льгот при продаже более вообще не предусмотрено.

Минфин не скрывает, что, помимо цели затруднить гражданам уход от налогов, законопроект имеет и иную: снизить привлекательность инвестиций в недвижимость. "Действующий порядок... ставит в неравные налоговые условия инвестиции физлиц в ценные бумаги и иное имущество",— обосновывает Минфин поправки к НК. Это не первый шаг в этом направлении: в Госдуме уже находятся другие поправки к НК, согласно которым граждане уже с 2015 года могут столкнуться с необходимостью платить налог на недвижимость исходя не из инвентаризационной, а из кадастровой стоимости. Регионы также могут вводить здесь ряд льгот, но, как и в случае с налогом на доходы, рассчитывать на щедрость регионов вряд ли приходится: оба эти налога составляют основу доходов их консолидированных бюджетов.

 

Минтруд предложил налоговые льготы для стимулирования добровольных пенсионных накоплений

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации подготовило проекты решений для стимулирования перехода на добровольную накопительную пенсию. Об этом заявил сегодня, 15 августа 2014 г., глава ведомства Максим Топилин.

По его словам, эти решения предполагают налоговые льготы и государственное софинансирование. «Есть уже готовые проекты решений, в том числе предусматривающие налоговые льготы, софинансирование со стороны государства, различные механизмы стимулирования добровольного пенсионного обеспечения», – цитирует слова министра «ИТАР-ТАСС».

М. Топилин добавил, что «при этом никакой обязательности участия в негосударственном пенсионном обеспечении ни у граждан, ни у работодателей не будет. Накопительная система будет работать исключительно на добровольной основе».

От обязательного характера накопительной части пенсии министерство предлагает отказаться, а гражданам будет предоставлено право формировать накопительную пенсии на добровольной основе. Это означает, что будущий пенсионер должен будет самостоятельно заключать договор с НПФ или УК и переводит определенную часть своих доходов на личный пенсионный счёт.

 

Приказ Минстроя России от 31.07.2014 N 411/пр "Об утверждении примерных условий договора управления многоквартирным домом и методических рекомендаций по порядку организации и проведению общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах"

Минстроем России подготовлены рекомендации по проведению общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание, сроки и порядок проведения которого устанавливаются общим собранием.

Утверждены методические рекомендации по порядку организации и проведению общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, а также примерные условия договора управления многоквартирным домом.

Предусмотрено, что в целях оказания управляющей организацией услуг и выполнения работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в договор управления многоквартирным домом рекомендуется включать в том числе условия о:

сторонах договора;

месте исполнения договора с указанием адреса многоквартирного дома и состава общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление;

предмете договора (состав выполняемых по договору работ, оказываемых услуг или видах деятельности, отнесенных законодательством к сфере управления многоквартирными домами);

дате начала оказания или выполнения работ (услуг) и видов деятельности, периодичности и сроках их выполнения, сроках сдачи-приемки работ (услуг);

порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом, в том числе порядок взаимодействия с ТСЖ, ЖК, ЖСК, иным специализированным потребительским кооперативом или застройщиком многоквартирного жилого дома по вопросам управления многоквартирным домом;

порядке организации выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома и т.д.

Кроме того, приведены примерные формы в том числе:

описания состава и технического состояния общего имущества многоквартирного дома;

отчета управляющей организации;

сообщения о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме;

доверенности на голосование.

 

Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью"

Для АО и ООО может быть предусмотрен порядок проведения смешанной реорганизации

С 1 января 2015 г. Закон об ООО и Закон об АО могут дополнить положениями о порядке проведения смешанной реорганизации. В соответствии с проектом в такой реорганизации допускается участие одного и более юрлиц иных организационно-правовых форм, если федеральными законами предусмотрено преобразование ООО или АО в юрлицо соответствующей организационно-правовой формы и (или) преобразование юрлица соответствующей организационно-правовой формы в ООО или АО. В результате этой реорганизации могут быть созданы юрлица иных организационно-правовых форм, чем формы юрлиц, участвующих в реорганизации, с учетом ограничений и требований, установленных Законом об ООО и Законом об АО.

Согласно проекту у ООО может появиться возможность провести совмещенную реорганизацию в форме разделения или выделения общества, осуществляемых одновременно со слиянием или с присоединением, и в форме присоединения общества, осуществляемого одновременно с преобразованием. В настоящее время Закон об ООО не предусматривает такой возможности.

Для АО предлагается совмещенная реорганизация в форме присоединения, осуществляемая одновременно с преобразованием.

Сейчас совмещенная реорганизация для АО проводится только в форме разделения или выделения общества, осуществляемых одновременно со слиянием или с присоединением.

Названные поправки связаны с тем, что 1 сентября 2014 г. вступает в силу новая редакция гл. 4 ч. 1 ГК РФ о юрлицах. В частности, изменятся положения Гражданского кодекса РФ о реорганизации юрлиц (ст. 57 ГК РФ в новой редакции), которые будут предусматривать возможность проведения смешанной и совмещенной реорганизации.

Если проект станет законом и вступит в силу с указанной в нем даты (т.е. с 1 января 2015 г.), неясным остается вопрос, могут ли ООО и АО проводить смешанную и совмещенную реорганизацию в период с 1 сентября 2014 г. по 1 января 2015 г. Представляется, что в этот период ООО и АО вправе проводить подобные реорганизации на основании общих норм Гражданского кодекса РФ о реорганизации юрлиц.

20 августа 2014