Обзор законодательства


Подпишитесь на рассылку сайта

Национальный доклад по госзакупкам должен быть ориентирован на широкую аудиторию - эксперты

Такое мнение было высказано на заседании рабочей группы Экспертного совета при Правительстве по совершенствованию госзакупок и госинвестиций

Национальный доклад по госзакупкам должен быть ориентирован не только на экспертов отрасли, но и на широкую общественность, а сама структура документа должна включать в себя три части: общие выводы для руководства страны по проблематике госзакупок; детализацию и раскрытие основных тем для специалистов и профильных экспертов; выводы с заключениями и предложениями по каждому из разделов доклада для широкой аудитории. Соответствующие предложения были озвучены на заседании рабочей группы Экспертного совета при Правительстве по совершенствованию госзакупок и госинвестиций, говорится в сообщении открытого правительства. Эксперты обсудили структуру и содержание доклада, а также функционирование портала zakupki.gov.ru. 

Идея составления национального доклада о госзакупках появилась после составления промежуточного доклада о контрактной системе. Ранее Дмитрий Медведев поручил  Михаилу Абызову совместно с Экспертным советом по результатам мониторинга правоприменения закона 44-ФЗ дополнительно проработать и представить в Правительство предложения по развитию контрактной системы. Соответствующий доклад был направлен в Правительство 1 июня. По поручению премьер-министра Дмитрия Медведева, Экспертный совет также ведет методологическое и информационное сопровождение 44-ФЗ.

Отличие будущего доклада от отчетов Минэкономразвития и Счетной палаты заключается в широком привлечении общественности и экспертного сообщества к его составлению. Доклад должен обеспечить всесторонний анализ практики применения 44-ФЗ, считают эксперты.

В рамках подготовки к составлению такого доклада уже был проведен онлайн-опрос, в ходе которого заказчики, поставщики, граждане и общественные контролеры рассказали о проблемах госзакупок и возможных путях их решения.

Эксперты пришли к выводу, что документ должен быть кратким, со сжатым описанием и анализом текущего состояния и перспектив развития системы государственных закупок. Также он должен содержать статистический, нормативно-правовой, управленческий и экономический анализ и общеэкономические индикаторы.

 

ФАС утвердила план мероприятий по контролю за ситуацией на продовольственных рынках

Документом предусмотрены меры по контролю за товарными рынками и по увеличению предложения сельхозпродукции, сырья и продовольствия

Федеральная антимонопольная служба утвердила план мероприятий по контролю за ситуацией на продовольственных рынках. Об этом говорится в сообщении на сайте ведомства.

Документ включает в себя меры по обеспечению оперативного мониторинга и контроля за состоянием товарных рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также меры, направленные на увеличение предложения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

К первым относится, в частности, усиление контроля органов госвласти субъектов РФ и органов местного самоуправления в целях недопущения нарушени яантимонопольного законодательства, в том числе в части ограничения свободного перемещения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также при предоставлении субсидий сельхозтоваропроизводителям.

Вторая группа мер предусматривает в том числе такие шаги, как подготовка предложений о предоставлении государственных льгот для увеличения количества хозяйствующих субъектов и объектов на рынке аквакультуры в РФ.

 

Рабочая группа АСИ выступает за отмену нотариальных доверенностей при регистрации юридических лиц

В агентстве пришли к выводу, что необходимость предоставлять такой документ влечет дополнительные расходы и временные затраты

АСИ предлагает отменить нотариальные доверенности при регистрации юридических лиц. Об этом говорится в сообщении на сайте агентства.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 г. №1429-р утверждена новая редакция «дорожной карты» НПИ «Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

«В новую редакцию дорожной карты по регистрации юрлиц добавились несколько новых мероприятий, например, введение обязательного досудебного обжалования решения регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации. Вместе с тем, из дорожной карты исключен пункт о создании института регистрационных агентов, так как, по мнению рабочей группы Агентства, в настоящее время роль регистрационных агентов уже выполняют многофункциональные центры. В новой редакции карты перенесены на более ранний период сроки реализации отдельных мероприятий, среди которых и пункт, предусматривающий отмену обязательности печати для юридических лиц. Соответствующий проект Федерального закона должен быть внесен в Аппарат Правительства Российской Федерации уже в октябре 2014 года», - комментирует руководитель Департамента мониторинга предпринимательских инициатив АСИ Дмитрий Воронков.

На заседании рабочей группы по мониторингу «дорожной карты» «Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» 6 августа обсуждалась реализация отдельных мероприятий. Так, по 5 пункту «дорожной карты» о предоставлении возможности получения заявителем от регистрирующего органа документов при государственной регистрации через любую организацию, оказывающую услуги по доставке документов, сотрудник ФНС России и присутствующие на заседании представители крупнейших операторов экспресс-доставки корреспонденции (EMS Почта России, DHL, Pony Express) подтвердили высокую готовность соответствующих соглашений, подписание которых ожидается уже в конце августа.

Активную дискуссию вызвал вопрос нотариальных доверенностей. Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 107-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» отменена обязанность нотариального заверения заявления о государственной регистрации юридического лица при подаче документов лично. В случае, если бизнесмен подает документы лично, процесс регистрации упрощается на одну процедуру, что экономит и время, и деньги.

Однако при рассмотрении законопроекта в Госдуме РФ во втором чтении в него были внесены поправки. Если раньше документы в налоговые органы подавались представителем предпринимателя по обычной доверенности, то теперь, если он подает документы не лично, ему нужно не только заверить заявление о государственной регистрации у нотариуса, но и подготовить нотариальную доверенность, что влечет за собой дополнительные расходы.

По результатам обсуждения руководитель рабочей группы АСИ по упрощению процедур регистрации предприятий Глеб Архангельский принял решение направить в Администрацию Президента Российской Федерации предложения об отмене нотариальных доверенностей вне рамок «дорожной карты» и поднять данный вопрос на заседании рабочей группы Экономического совета при Президенте Российской Федерации по направлению «Национальная предпринимательская инициатива».

 

Правительство может отказаться от налога с продаж

Возможно, правительство откажется от идеи вводить налог с продаж, говорили «Ведомостям» три федеральных чиновника.

Решение ввести налог принял президент на совещании в начале августа, рассказывали участники того совещания, финансово-экономический блок правительства и тогда критиковал идею, и сейчас считает ее плохой и пытается решение отыграть.

К прежним оппонентам — Минфину и Минэкономразвития — добавился Минпромторг, сообщает чиновник аппарата правительства. Министерства не ответили «Ведомостям». Вопрос в проработке, говорит чиновник Минпромторга.

Времени, чтобы переубедить начальство, немного — две недели до того, как проект бюджета будет внесен в Госдуму, вздыхает один из чиновников. Разделит ли позицию подчиненных премьер Медведев, неясно, сомнения высоки, но в любом случае надо идти к президенту, понимает другой чиновник.

Решение о налоге с продаж не принято, говорил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков две недели назад и повторил вчера. Решение принято, пересматриваться не будет, уверяет чиновник администрации президента, но добавляет: это решение правительства.

Минфин хотя и против, но уже внес в правительство законопроект о новом налоге: ставка — до 3%. Это копия закона, отмененного в начале 2000-х, Минфин внес его формально, чтобы не сорвать сроки, объясняет федеральный чиновник.

Чиновники предупреждают: налог принесет больше вреда, чем пользы. Вред оценивал бывший замминистра экономразвития Сергей Беляков: одновременное действие двух косвенных налогов (налога с продаж и НДС), сложность администрирования, рост цен.

Минпромторг разделяет опасения коллег из-за повышения цен. Проблема с предпринимателями, объясняет чиновник аппарата правительства: они покупают сырье в сетевых магазинах и будут платить и налог с продаж как потребители, и НДС, это повлияет на цены. Конституционный суд признавал такую ситуацию неконституционной — по идее, надо возмещать предпринимателям уплаченный налог, но технически это очень трудно, считает чиновник Минфина.

По оценке Центра макроэкономических исследований (ЦМИ) Сбербанка, налог с продаж поднимет инфляцию на 2,1 процентного пункта.

Налог опасен высокими инфляционными рисками: одно только обсуждение налоговых изменений, как объяснил ЦБ, вынудило его поднять ключевую ставку до 8%.

Сейчас на инфляцию давит и другой фактор — российский запрет на импорт продовольствия, предупреждает руководитель ЦМИ Сбербанка Юлия Цепляева: он прибавляет к инфляции 1,4 процентного пункта, а с учетом ограничений на импорт и с Украины это может разогнать инфляцию в 2014 г. до 8,5% или до 9%. Но санкции окажут одноразовый эффект, он весь проявится в 2014 г., считает Цепляева. В 2015 г., если налог с продаж будет введен, инфляция составит те же 8,5%, полагает она.

Польза же для бюджета от нового налога сомнительна. По оценкам Минфина, дополнительные доходы могут составить около 200 млрд руб., но это нереалистичные оценки, у налога низкая собираемость, признавали сами же чиновники Минфина. По оценке ЦМИ Сбербанка, собираемость налога не превысит 50%, выиграют только регионы, у которых высокие показатели розничного оборота (Санкт-Петербург, Москва, Ленинградская и Московская обл.), а у них и так нет проблем с бюджетами.

Главный бенефициар налога с продаж и главный лоббист решения — Москва, по словам трех федеральных чиновников. Дополнительные деньги нужны ей на финансирование инфраструктуры. Представитель департамента экономической политики Москвы не комментирует ход обсуждения.

Другой сильный защитник налога — помощник президента Андрей Белоусов, рассказывают два федеральных чиновника. Главный аргумент защитников: он будет поступать непосредственно в бюджеты регионов, а у них тяжелая ситуация.

Чем заткнуть бюджетные дыры и как поддержать регионы, чтобы они исполнили президентский указ о повышении зарплат бюджетников, обсуждается с весны. Тогда и появилось поручение президента повысить налоговую нагрузку, рассказывают чиновники. В начале августа премьер-министр Дмитрий Медведев нашел альтернативу: продлить мораторий на накопительную пенсию на 2015 г., это даст 280 млрд руб. бюджету и позволит свести его без дефицита.

Налоги все равно поднимать придется: проблемы регионов слишком серьезны, констатирует Александра Суслина из Экспертной группы. Расходы регионов на исполнение указов в 2015 г. достигнут 603,2 млрд руб., по данным Минфина, и всего на 41,9% будут покрыты дотациями на сбалансированность из федерального бюджета, а дефицит бюджетов — 800 млрд руб. Налог с продаж снизит дефицит всего до 600-650 млрд руб., предупреждает Суслина.

Есть еще риски обвала налога на прибыль, как было в 2013 г., тогда трансферт придется увеличивать даже при введении налога с продаж, предупреждает чиновник Минфина.

«Минфин понимает: налог решит проблемы Москвы, а другие регионы в следующем году придут с просьбой увеличить трансферт — надо будет искать другие источники», — объясняет чиновник министерства. Минфин предлагал альтернативу: повышение НДС на 2 п. п., это принесло бы 500 млрд руб. в федеральный бюджет, половину можно было бы направить регионам.

 

Новые промышленные предприятия освободят от налога на прибыль 

Региональные власти получат право снижать налоговую нагрузку на вновь создаваемые предприятия промышленности. Проект закона об этом подготовлен Министерством финансов и вскоре будет опубликован для общественного обсуждения.

Предприятия будут освобождены от уплаты налога на прибыль в размере, равном капитальным вложениям в производственные мощности. Закон может вступить в силу уже с начала следующего года.

 

Дороже земля - выше ответственность

В "Российской газете" состоялся "Деловой завтрак" с руководителем Росреестра Игорем Васильевым. Он ответил и на вопросы "РГБ".

- Минэкономразвития внесло в правительство проект закона "О государственной регистрации недвижимости". Что изменится для бизнеса с его принятием?

- Мы хотим повысить качество оказания госуслуг по государственному кадастровому учету недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и выполнить мероприятия, предусмотренные в нашей "дорожной карте".

Закон введет единую учетно-регистрационную процедуру. Это избавит заявителей от необходимости подачи отдельного заявления о кадастровом учете объекта недвижимости для последующей регистрации права собственности на него. Также единый закон о регистрации недвижимости является нормативной базой для юридического объединения ЕГРП и ГКН в Единый гоcударственный реестр недвижимости и предусматривает ряд других изменений, упрощающих процедуры регистрации прав и кадастрового учета недвижимости.

- Каким образом Росреестр проверяет фактическое использование земли? Какие санкции за нарушения грозят юрлицам?

- Для всех земельных участков должны быть определены виды разрешенного использования и целевое назначение. С учетом этих характеристик Росреестр ведет государственный конт-роль использования земель. Если при проверке Росреестр устанавливает, что земельный участок используется несоответствующим образом, то принимаются меры по привлечению виновных лиц к административной ответственности и конт-ролируется устранение нарушения.

В 2013 году было проведено 342 786 проверок соблюдения земельного законодательства и выявлено 57 024 нарушения требований по использованию земельных участков. Административная ответственность за такой вид правонарушений установлена статьей 8.8 КоАП. Однако существующий размер санкций от 1000 до 1500 рублей для граждан и от 40 тыс. до 500 тыс. рублей для юрлиц явно недостаточен.

Госдума в первом чтении уже одобрила законопроект, который увеличивает размер санкции, а также "привязывает" его к кадастровой стоимости участка, на котором допущено нарушение. Чем дороже земля, тем внимательнее придется быть его собственнику к правилам землепользования. Инициатором этих изменений выступил Росреестр.

- Сейчас правовой статус помещений и земли (несмотря на то, что это неразрывно связанные объекты) учитывается и фиксируется по-разному. Изменение статуса строений не влечет автоматического изменения статуса земель. Планирует ли Росреестр упрощать процедуру изменения статуса земли?

- Изменения таких характеристик земельных участков, как категория земель и вид разрешенного пользования, вносится в ГКН на основании заявления гражданина или юридического лица либо акта уполномоченного органа, поступившего в орган кадастрового учета в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Таким же образом меняется назначение зданий, сооружений, помещений.

Урегулирование вопроса изменения статуса земель к непосредственной компетенции Росреестра не относится. Но эта проблема действительно актуальна, и поэтому для упрощения процедуры изменения статуса земли "дорожной картой" по совершенствованию правового регулирования градостроительной деятельности и улучшению предпринимательского климата в сфере строительства предусмотрен переход от деления земель на категории к территориальному зонированию. Идет работа над проектом федерального закона, способного обеспечить такой переход.

- В июне изменился порядок обеспечения информационной открытости саморегулируемых организаций (СРО). Контроль этой деятельности и возложен на Росреестр. Что конкретно вы теперь контролируете?

- В июне изменился не только порядок обеспечения информационной открытости СРО, но и появились основания для привлечения к административной ответственности СРО за нарушения требований по раскрытию информации об их деятельности на официальных сайтах. Законом теперь определены порядок и сроки размещения этой информации. Например, СРО обязаны размещать на своих сайтах сведения о составе и стоимости имущества компенсационного фонда и реестр членов СРО, в том числе сведения о фактах применения к членам СРО дисциплинарных взысканий, информацию о результатах проведенных проверок, документы, касающиеся деятельности СРО. Росреестр контролирует исполнение требований саморегулируемыми организациями оценщиков и арбитражных управляющих, а при наличии достаточных данных возбуждает дела об административных правонарушениях и налагает штрафы. Изменения законодательства значительно повысили эффективность госконтроля и надзора за деятельностью СРО. А такая мера, как наложение штрафных санкций, материально коснется всех недобросовестных организаций и их руководителей, позволит мотивировать СРО к самоконтролю, а в итоге к улучшению качества их работы.

- По каким основаниям предпринимателям в основном отказывают в госрегистрации прав на недвижимость?

- Такой специальной статистики Росреестр не ведет, но, анализируя обращения и жалобы организаций, можно отметить, что причины самые разные. Нередки случаи отказа в госрегистрации в связи с несоответствием представленных документов, в том числе договоров аренды нежилых помещений, закону. В основном из-за ненадлежащего оформления договора, иногда по причине отсутствия в ЕГРП сведений о зарегистрированных правах предыдущего правообладателя, в том числе арендодателя, или когда выявляем несоответствие указанной в договоре площади, например, помещения сведениям, содержащимся в ЕГРП и ГКН.

Важно понимать, что решение об отказе в госрегистрации прав на объекты недвижимого имущества принимается в каждом конкретном случае государственным регистратором самостоятельно в результате правовой экспертизы представленных документов.

- Для юрлиц вводится обязательный досудебный порядок рассмотрения споров по поводу кадастровой стоимости в комиссии при Росреестре. Что это даст?

- Основная цель - разгрузить суды, и без того заваленные работой. Кроме этого обращение в суд это дополнительные затраты времени и денег. Пока мало кто знает и пользуется этим полезным и удобным инструментом. Потому, не лишая права бизнес впоследствии оспорить результаты в суде, мы ввели практику обязательного досудебного оспаривания.

- Какова статистика оспаривания результатов кадастровой оценки в судебном и внесудебном порядке?

- По итогам первой половины 2014 года в комиссиях по оспариванию кадастровой оценки при территориальных органах Росреестра рассмотрено 4124 заявления, из них 2244 - более половины - удовлетворены. В судах рассмотрено 6796 заявлений, из них положительно в 3255 случаях. Для сравнения, в 2013 году в комиссиях при территориальных управлениях Росреестра было рассмотрено 6184 заявления, в 2012 году - 1834 заявления. В судах в 2013 году было рассмотрено 6190 заявлений по оспариванию результатов кадастровой оценки, в 2012 году судами было рассмотрено 1200 таких заявлений.

- Какие жалобы поступают в Росреестр от бизнеса чаще всего?

- Обращения бизнеса мало чем отличаются от жалоб рядовых граждан. Бизнес-сообщество волнуют в первую очередь сроки принятия и рассмотрения документов, а также обоснованность решений об отказе в постановке на кадастровый учет и госрегистрации прав.

- Какую часть из них удается решить в досудебном порядке?

- Вопросы, связанные с обжалованием принятых решений по государственному кадастровому учету и регистрации прав, не могут быть урегулированы в досудебном порядке. По закону такие вопросы могут быть обжалованы только в суде. Остальные жалобы законодательство позволяет рассмотреть в досудебном порядке.

- Что сегодня бизнес оспаривает в судах чаще всего?

- Основную часть судебных дел с участием Росреестра и Федеральной кадастровой палаты составляют судебные споры, связанные с госрегистрацией прав на недвижимость, осуществлением кадастрового учета, контролем СРО. Значительная часть исков относится к оспариванию результатов кадастровой оценки.

- Какие жалобы по регистрации прав и кадастровому учету вообще поступают в Росреестр?

- В основном жалуются на неудовлетворительную организацию работы, в первую очередь, к сожалению, это касается нарушения сроков оказания госуслуг, а также не соглашаются с принятыми решениями об отказе и приостановлении кадастрового учета или госрегистрации прав. Кроме того, люди периодически жалуются на наличие очередей в помещениях приема и выдачи документов, длительное время ожидания предварительной записи, некорректное поведение сотрудников, недоступность телефонных номеров, неисправность терминала электронной очереди либо отсутствие талонов, некомпетентную консультацию. При этом не следует думать, что это повсеместная ситуация, во многих случаях основная тема обращений касается вопросов разъяснения законодательства, в том числе с просьбой посоветовать, как поступить в соответствующей - описываемой заявителем - ситуации, сократить сроки регистрации.

По вопросам госрегистрации прав на недвижимое имущество в 1 полугодии 2014 года в Росреестр поступило 38 тыс. обращений. С вопросами ГКН связано 29 тыс. поступивших обращений, с оценкой объектов недвижимости - почти 8,5 тыс. обращений.

 

Обойдемся без суда

В пятницу, 22 августа, вступают в силу поправки в закон о госрегистрации юрлиц и индивидуальных предпринимателей (ИП), меняющие порядок обжалования решений по отказам им в регистрации. Обжаловать отказ они будут в начале в УФНС и лишь потом обращаться в суд.

"Появится шанс избежать судебных разбирательств при отказе в регистрации, т.е. есть шанс сэкономить время и деньги", - считает Сергей Литвиненко, адвокат компании "Налоговик". Однако, по его мнению, в 90% случаев досудебное урегулирование не дает желаемого результата заявителю, и он все равно будет вынужден идти в суд.

Налоговики отказывают в регистрации в случаях, предусмотренных 129-ФЗ: чаще всего это неправильное оформление документов или неполное предоставление сведений. "Однако очень часто регистрирующий орган действуют излишне формально. Например, ликвидировать компанию, у которой есть хотя бы 1 рубль задолженности перед налоговым органом, невозможно, хотя это основание не содержится в законе", - рассказал Александр Некторов, партнер компании "Некторов, Савельев и партнеры".

"Основное условие возникновения конфликтных ситуаций при регистрации компаний - подозрение регистрирующего органа относительно достоверности представленных документов. Иногда отказ вызван субъективными причинами. Закон направлен прежде всего на исключение таких ситуаций", - сказал Дмитрий Шевченко, руководитель юридического департамента "Ланта-Банка".

20 августа 2014