Обзор законодательства

14 августа 2014

ФАС подготовила проект приказа, переводящий все аукционы по продаже госимущества в электронную форму

В ведомстве уверены, что повышение таким образом открытости торгов предоставит субъектам МСП равный доступ к ним

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) разработала проект приказа, предусматривающий возможность проведения аукционов по передаче государственного и муниципального имущества только в электронной форме, а конкурсов по выбору организатора торгов как в электронной, так и в действующей форме. Об этом сообщается на сайте ведомства.

В настоящее время уведомление о разработке этого проекта приказа "О проведении конкурсов и аукционов на право заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, в электронной форме" размещено на официальном сайте regulation.gov.ru в сети Интернет. 

Электронная форма проведения торгов способна положительным образом повлиять на увеличение количества участников конкурса или аукциона, минимизируя риски сговора организатора торгов с его участниками.

"Повышение гласности путем проведения торгов в электронной форме не только обеспечит информационную прозрачность, но и предоставит равный доступ для субъектов малого и среднего предпринимательства на участие в соответствующих торгах на всей территории Российской Федерации", - подчеркнул начальник Управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов ФАС России Вадим Соловьев.

 

АСИ предлагает предпринимателям оценить условия ведения бизнеса в России

Агентство запускает опрос по оценке эффектов от реализации «дорожных карт» Национальной предпринимательской инициативы

Агентство стратегических инициатив (АСИ) при участии некоммерческого партнерства "Клуб лидеров" и общественных объединений предпринимателей запускает опрос по оценке эффектов от реализации "дорожных карт" Национальной предпринимательской инициативы (НПИ). Об этом говорится в сообщении на сайте агентства.

Онлайн-голосование стартует 13 августа и продлится до 5 сентября 2014 года. Заполнить электронные анкеты можно на сайте Инвестклимат.РФ.

Реализация НПИ началась 2,5 года назад и была призвана радикально изменить условия ведения бизнеса в России. Предприниматели имели возможность самостоятельно выявлять административные барьеры и выступать инициаторами изменений законодательства. В результате на площадке АСИ были разработаны 11 "дорожных карт", которые впоследствии утверждались Правительством России. В общей сложности это около 160 законов, 50% из которых уже приняты Государственной думой.

Нововведения, обозначенные в "дорожных картах", коснулись практически всех важных для ведения бизнеса сфер: подключение к энергосетям, регистрация юридических лиц и прав собственности, строительство, таможенное регулирование, доступ к закупкам госкомпаний и т.д.

Как неоднократно отмечал генеральный директор Агентства стратегических инициатив Андрей Никитин, в ходе мониторинга реализации "дорожных карт" регулярно выявляются проблемы, связанные с практикой правоприменения. В различных регионах получение одних и тех же разрешений на ведение бизнеса может занимать от 42 до 541 дня.

Чтобы оценить эффективность реализации принятых на законодательном уровне нововведений "Клуб лидеров" регулярно проводит «контрольные закупки» в отдельных субъектах Российской Федерации. В качестве "тайного покупателя" предприниматели регистрируют компании, получают разрешения на строительство, подключаются к электросетям и т.д.

Опрос - еще один очень важный инструмент оценки эффективности правоприменительной практики. АСИ приглашает всех предпринимателей дать оценку реализации принятых к исполнению мероприятий по следующим "дорожным картам":

1) Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики: системные меры

2) Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики: рынок лекарственных препаратов

3) Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики: рынок авиаперевозок

4) Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики: рынок нефтепродуктов

5) Повышение качества регуляторной среды для бизнеса

6) Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

7) Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием

8) Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

9) Совершенствование таможенного администрирования

10) Повышение доступности энергетической инфраструктуры

Наиболее активные участники опроса в дальнейшем смогут войти в состав рабочих групп Агентства стратегических инициатив и предложить свои варианты развития предпринимательства в России.

Итоги опроса будут обобщены и размещены в открытом доступе на официальных информационных ресурсах АСИ. Подробный доклад о результатах опроса будет представлен в Правительство Российской Федерации.

 

Минфин внес в Правительство законопроект о введении налога с продаж - газета

В Правительство направлен законопроект, дополняющий Налоговый кодекс РФ главой "Налог с продаж". Об этом пишет сегодня РБК со ссылкой на источник в Министерстве финансов. Регионы смогут ввести его уже с 1 января 2015 года, но в правительстве считают, что не все губернаторы решатся на это одновременно.

Законопроект почти повторяет нормы о налоге с продаж, которые действовали в России до его отмены в 2004 году, говорит источник РБК в Минфине. Регионы смогут сами определять ставку налога в пределах 3%. Также, согласно законопроекту, не допускается дифференциация ставок для разных видов товаров или в зависимости от того, кто является плательщиком. Источник РБК в правительстве сообщил, что документ в правительство еще не поступил.

Если закон примут, Россия станет второй страной в мире, где будут действовать сразу два косвенных налога - НДС и налог с продаж. Налоговая база будет определяться как стоимость реализованных товаров или услуг с учетом НДС и акцизов, а налоговый период будет составлять один месяц.

"Мы будем пытаться провести закон таким образом, чтобы регионы получили возможность ввести налог с 1 января 2015 года, — сказал РБК источник в Минфине. — Если регион не захочет или не успеет это сделать, то, поскольку налоговый период по нашему проекту составляет один месяц, он сможет его ввести с 1 февраля, 1 марта, 1 апреля и т.д., или не вводить вообще — по законопроекту предполагается, что это тоже его право".

Таким образом, по итогам каждого месяца организации и индивидуальные предприниматели, у которых есть объект налогообложения (операции по реализации товаров и услуг), будут определять налоговую базу, применять к ней налоговую ставку и платить налог в бюджет. Продажа не всех товаров будет облагаться налогом, для ряда позиций предусмотрено исключение.

Так, налогом с продаж не будут облагаться хлебобулочные изделия, молокопродукты, сахар, соль, картофель, растительное масло, яйца, крупы, детское питание, детская одежда и обувь по перечню, который будут устанавливать регионы, лекарства. Не будет взиматься налог с продажи недвижимости и ценных бумаг, с услуг ЖКХ и услуг по сдаче в наем жилых помещений, с санитарно-курортных услуг, услуг в сфере культуры и искусства, перевозки пассажиров. Не попадут под налог учебная, научная литература, периодические печатные издания. Не будет взиматься налог с ритуальных услуг похоронных бюро, кладбищ и крематориев, продажи предметов культа. Кроме того, им не будут облагаться услуги адвокатов и некоторых финансовых организаций.

 

Российская розница будет отчитываться не только о ценах, но и о запасах продуктов.

Розничные продавцы продуктов питания должны будут отчитываться перед региональными чиновниками, курирующими торговлю, не только о ценах, но и о товарных остатках в магазинах и на складах. Об этом шла речь на встрече чиновников в среду с представителями ритейла, производителями и поставщиками продовольствия в Минпромторге, рассказали три ее участника и подтвердил представитель министерства.

Обязательные отчеты розницы перед муниципалитетами о минимальных и максимальных ценах в магазинах введены с прошлой пятницы — вскоре после того, как правительство запретило ввоз в Россию некоторых видов сельхозпродукции из США, стран ЕС, Норвегии, Канады и Австралии. Организовать наблюдение за ценами российский премьер Дмитрий Медведев поручил своему первому заместителю Игорю Шувалову и вице-премьеру Аркадию Дворковичу в ответ на указание президента Владимира Путина «принять меры по <...> недопущению ускоренного роста цен на сельскохозяйственную и продовольственную продукцию».

В списке поднадзорных товаров 40 видов продукции, от мяса и молока до мандаринов и соленой рыбы. На эти продукты может приходиться до половины оборота российских розничных сетей и даже более, оценивают аналитики Райффайзенбанка и «Открытие капитала». По этим же товарам ритейлеры обязаны будут отчитываться о складских запасах, говорят участники вчерашней встречи.

Минпромторг уже разослал розничным сетям единые формы для отчетности по розничным ценам и по товарным остаткам, говорит представитель «Ашана» Мария Курносова. Ритейлер вписывает в формы данные по 40 категориям продуктов — товарные остатки на распределительных центрах и в магазинах — в рублях, тоннах и днях, рассказывает ее коллега из «Дикси» Екатерина Куманина. «Эти данные мы можем выгружать автоматизированно, — добавляет она. — Далее эти таблицы мы ежедневно отправляем субъектам Федерации. Цель — не допустить дефицита продовольствия».

Ритейлеры получили список продуктов, цены на которые будут отслеживать чиновники

Следить предстоит и за несетевой розницей, и за сельскохозяйственными рынками. Эти данные должны собирать администрации самих рынков и направлять их региональным чиновникам, говорит руководитель департамента торговли и услуг Москвы Алексей Немерюк. В свою очередь, регионы будут ежедневно пересылать эту информацию в Минпромторг, дело которого — обработать ее, свести в единый документ и передать его в правительственную комиссию по мониторингу и оперативному реагированию на изменение конъюнктуры продовольственных рынков во главе с Дворковичем, говорит представитель министерства. Кроме того, наблюдать за ценами и товарными остатками будут Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Росстат.

Мониторингов такого масштаба в России еще не было и организовать их крайне сложно, говорит директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович. Нечто подобное — еженедельные отчеты — существовало еще во времена СССР, при Госкомрезерве и Госплане, в условиях мобилизационной экономики, вспоминает он. А ежедневные отчеты сетей об остатках продовольствия не отразят реальную ситуацию, предупреждает Остапкович: «Более или менее объективные данные возможны лишь на недельном отрезке, потому что ежедневные перемещения не дают никаких объективных результатов и не отражают ситуации с продовольствием». Он советует установить «хоть какую-то среднюю вариативность, лучше всего — десятидневный учет», тем более что это затратное мероприятие.

Технических сложностей с мониторингом нет, говорит Немерюк. «Мы уже почти неделю получаем эти данные, никаких проблем не видим. У нас сейчас дорабатывается информационная система, подстраиваем ее под необходимые параметры. Это информационная городская система по расположению в городе кафе и ресторанов и система с данными оптовых продовольственных рынков», — пояснил он.

Следить за ценами на продовольствие чиновники собираются и по отдельным отраслям. Вчера руководитель Росрыболовства Илья Шестаков поручил территориальным управлениям ведомства вместе с администрациями регионов «вести ежедневный мониторинг цен по основным видам рыбной продукции». Смысл этой меры, по его словам, — не допустить роста цен на рыбную продукцию. По данным рыбопереработчиков, переориентация спроса российских компаний с норвежского лосося на чилийский уже вызвала рост цен на рынке Чили. Всего за несколько дней после того, как Россия ввела ограничения на импорт рыбы из ряда стран, цены на нее в Чили выросли уже на 17%, приводит пример представитель крупной рыбоперерабатывающей компании «Меридиан». Возможно, придется приостановить на время производство, говорит он: «Срок поставки альтернативного сырья значительно длиннее поставок из Норвегии и занимает в среднем месяц».

Мониторинг будет действовать максимум два-три месяца, потом чиновники поймут, что цены все равно пошли в рост и его не остановить, рассуждает Остапкович из ВШЭ. Изменяется логистика всего розничного рынка, у розницы меняются поставщики, фактически объявлена структурная перестройка сельского хозяйства, перечисляет эксперт: «Это не может пройти без повышения цен, и ничего страшного в этом нет».

 

Депутаты предлагают запретить перевод земель сельхозназначения в иные категории.

В Госдуму внесён проект закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части установления запрета на перевод земель сельскохозяйственного назначения в иные категории земель, а также на изменение вида их разрешённого использования» (№ 587639-6).

С законодательной инициативой выступили Сергей Миронов, Роман Ванчугов и Олег Нилов. Авторы законопроекта предлагают внести изменения в действующее законодательство, устанавливающие невозможность перевода земель сельскохозяйственного назначения в иные категории, чтобы в условиях санкций обеспечить импортозамещение сельскохозяйственной продукции внутри РФ.

Кроме того, предлагается установить невозможность изменения вида разрешённого использования, установленного для определённой территории, относящейся к категории земель сельскохозяйственного назначения, действующего на момент вступления в силу данного проекта федерального закона, на иной вид разрешённого использования.

Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, «сегодня, когда Российская Федерация ответила на санкции отдельных стран введением протекционистских мер в защиту отечественного сельхозпроизводителя, необходимо создавать условия для развития российского сельского хозяйства и на законодательном уровне».

Данная законодательная инициатива, по мнению авторов, необходима для ограничения сокращения земель сельскохозяйственного назначения, в частности, на цели строительства и иные цели, сообщает «Финмаркет».

 

Микрофинансистам устроят макропроверки.

Вступила в силу инструкция Центробанка 151-И, которая определяет порядок проведения проверок микрофинансовых организаций (МФО). В соответствии с ней у МФО могут запросить широкий круг сведений — вплоть до электронных баз данных и записей видеонаблюдения. Проверки, согласно документу, который изучили «Известия», могут проводиться как с предварительным уведомлением микрофинансистов, так и без. Новые правила ускорят темпы отзыва лицензий у МФО: к концу года число участников рынка может сократиться с 4 тыс. до 2 тыс.

Проверки МФО будут проводить служащие Центробанка — на основании поручения, выданного мегарегулятором. В этом документе будут зафиксированы персональный состав уполномоченных представителей, а также сроки проведения проверки. Причем проверяемый период и конкретные вопросы к МФО представители регулятора будут определять самостоятельно. Также Банк России может поручить проведение проверок МФО аудиторам, актуариям или саморегулируемым организациям (СРО). Периодичность проверок в инструкции не указана и будет определяться «из надзорной необходимости», в том числе с учетом финансового состояния, подверженности рискам, достоверности отчетности, а также результатов прошлых мероприятий. Согласно инструкции, регулятор вправе проводить проверки МФО как c предварительным уведомлением компании, так и без него.

В ходе проверки будут оценивать соблюдение МФО законодательства и нормативных актов ЦБ, достоверность отчетности, достаточность капитала, чистых активов, соблюдение нормативов, качества управления организации (включая организацию управления рисками и внутреннего контроля), финансовой устойчивости, платежеспособности и перспектив деятельности. Также проверяющие будут выявлять действия, угрожающие правам и законным интересам клиентов МФО. Проверяющие могут запросить у МФО всю необходимую информацию за проверяемый период, в том числе учредительные документы, материалы службы внутреннего контроля, бухгалтерскую, статистическую и финансовую отчетность, сведения о выполнении антиотмывочного законодательства. Кроме того, проверяющие могут запросить у МФО доступ к электронным базам данных, расшифровку таких баз, а также записи видеонаблюдения.

Руководитель МФО и ее работники должны всячески оказывать содействие представителям ЦБ, в частности обеспечить беспрепятственный доступ рабочей группы в помещения организации, предоставить им рабочие места в отдельном служебном помещении. Акт проверки является документом для служебного пользования. Проверенная организация не имеет права раскрывать содержание акта проверки никому, кроме аудиторов. Один экземпляр акта будет направляться в СРО, членом которой является проверенная организация.

Как рассказал «Известиям» директор СРО НП «Мир» (членами этой саморегулируемой организации являются 50 МФО) Андрей Паранич, до создания единого мегарегулятора проверками МФО в полном объеме занималась Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР), поглощенная ЦБ: в организацию приходили сотрудники ФСФР, они смотрели документы и на основании выявленных фактов принимали какие-либо решения.

— Теперь же надзор разделился на две части, — говорит Паранич. — Первая часть — проверка документов, которую осуществляет инспекция Центрального банка на основании поручения профильного подразделения. Таким образом, всеми проверками абсолютно всех финансовых учреждений занимается одна и та же инспекция. У нее нет четко выраженной специализации — она может проверять и банки, и страховые компании, и МФО. Сама инспекция не оценивает результаты проверки, а передает их тому подразделению, которое давало поручение на проверку. Вторая часть проверки — принятие решения о необходимости вынесения тех или иных предписаний — выполняется профильным подразделением, отвечающим за регулирование того или иного рынка. Таким образом произошла унификация проверок по всем направлениям финансовых рынков. Поскольку проверками занимается одно и то же подразделение, то и порядок проведения проверок будет похож, будь это банк, МФО или другой участник рынка.

Многие микрофинансисты пока опасаются комментировать новую инструкцию ЦБ. Например, от комментариев отказались в компаниях «Домашние деньги», «Финотдел», «Мигкредит», МФО «Народная казна».

— Вопрос о выездных проверках МФО назрел достаточно давно и разработка подробной инструкции, регламентирующей все процедуры, была необходима, — говорит ведущий эксперт по банковским рейтингам «Эксперт РА» Антон Сараев. — При этом ЦБ РФ не стал выдумывать, что-то кардинально новое — по сути, инструкция 151-И написана на основе инструкции 105-И, которая регламентирует порядок проведения проверок кредитных организаций. Все основные подходы к проверке МФО заимствованы из банковской инструкции. В связи с этим можно сказать, что требования к МФО будут такими же жесткими, как и к банкам. Единственное послабление — это частота проверок, у МФО она строго не определена, а учитывая число микрофинансовых организаций (их порядка 4 тыс.), можно предположить, что регулярных проверок, как в банках, не будет.

Также, по словам Павла Симоненко, директора по продажам в странах СНГ Dukascopy Bank SA, деятельность банков в отличие от МФО еще подлежит надзору и со стороны силовых структур, в том числе и ФСБ.

Начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий говорит, что для сектора МФО характерен гораздо более слабый уровень регулирования и надзора, чем для банковского сектора.

— Например, у МФО всего 2 обязательных норматива, тогда как у кредитных организаций их 11, — указывает Осадчий. — Между тем взрывной темп роста численности МФО, продолжавшийся вплоть до III квартала 2013 года, и продолжающийся стремительный рост портфеля микрофинансовых займов (рост на 77% за 2013 год) уже в ближайшие годы могут создать угрозу стабильности финансового рынка. Кроме того, некоторые крупные МФО (например, ООО «Домашние деньги», активы которого на конец 2013 года достигли 5,2 млрд рублей) уже превосходят по размерам многие банки. Поэтому ужесточение надзора и регулирования рынка МФО со стороны ЦБ представляется своевременным и целесообразным.

По словам Паранича, исключение МФО из госреестра микрофинансовых организаций (аналог отзыва лицензии у банка), как правило, происходит потому, что компания отсутствует по указанному адресу или не сдала отчетность. Наиболее частое нарушение — непредставление отчетности о микрофинансовой деятельности и о персональном составе своих руководящих органов. Также встречается несоблюдение нормативов достаточности собственных средств и ликвидности для микрофинансовых организаций, привлекающих денежные средства физических и юридических лиц в виде займов; нарушение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Директор финансово-аналитического департамента СБ Банка Алексей Колтышев считает, что с принятием новой инструкции скорость исключения МФО из госреестра увеличится — как писали «Известия», Банк России этим летом рекордно активно отнимает лицензии у МФО. По мнению экспертов, до конца 2015 года может лишиться лицензий еще 2 тыс. участников 

Подпишитесь на наши новости подписаться на рассылку
14
августа
2014
Учредители агентства