Обзор законодательства


Подпишитесь на рассылку сайта

Перед сферой хлебопечения остро стоит проблема квалифицированных кадров

Наиболее актуальные темы для малого и среднего бизнеса в сфере хлебопечения - в новом интервью портала

Перед сферой российского хлебопечения остро стоит проблема квалифицированных кадров для отрасли. Об этом сообщил в интервью Федеральному порталу малого и среднего предпринимательства президент Российской гильдии пекарей и кондитеров Юрий Кацнельсон.

«Дефицит кадров колоссальный. Государство пока, к нашему огромному сожалению, пока в эту сторону не развернулось», - констатирует эксперт.

Не желая мириться с текущим положением дел, участники отрасли предпринимают свои шаги в надежде исправить ситуацию.

Ю. Кацнельсон: «В Цюрихе было подписано соглашение с Федерацией пекарей Швейцарии и Учебным центром в Ричмонде о создании в России международного центра для подготовки пекарей, кондитеров и даже мукомолов (в России нет учебного центра, который готовил бы специалистов мукомольной отрасли). Мы начали этот проект: есть уже компании-участники, подобраны соответствующие территории. Мы достаточно оптимистично на это смотрим и надеемся, что когда-нибудь выйдем на такой уровень, что попросим [соответствующей – прим. smb.gov.ru] нормативной правовой поддержки государства».

Еще одно направление, важное для сферы хлебопечения, - развитие конкуренции на товарных рынках, говорит эксперт.

О наиболее актуальных темах для малого и среднего бизнеса в сфере хлебопечения смотрите в интервью.

 

Минэкономразвития РФ предлагает ограничить доступ зарубежных производителей к участию в госзакупках

Министерство разработало новый механизм поддержки отечественных компаний

Министерство экономического развития РФ разработало новый механизм поддержки отечественных производителей, предполагаюзие ограничение доступа иностранных производителей к участию в госзакупках. Об этом говорится в сообщении министерства.

«Плюсом данного механизма является то, что он предоставляет преференциальный режим отечественным производителям, не ухудшая конкурентную среду на отраслевых рынках. Благодаря механизму, отечественные товары остаются конкурентоспособными по сравнению с импортными аналогами», - отметил директор Департамента развития контрактной системы МЭР РФ Максим Чемерисов.

Механизм будет работать следующим образом: если на конкурс либо аукцион подано две и более заявки, в которых содержатся предложения о поставке отечественных товаров разных производителей, то все заявки иностранного происхождения будут отклоняться.

Если на конкурс либо аукцион вышла только одна заявка с предложением о поставке товаров отечественного производства, и остальные участники предлагают товары зарубежного производства, то такие заявки не отклоняются и принимают участие в конкурсе или аукционе.

«То есть процедура будет предполагать, что заявки иностранного происхождения отклоняются только тогда, когда есть предложения отечественных товаров. Однако всё-таки мы сохраним определенную конкуренцию между отечественными и зарубежными производителями, что позволит поддерживать качество и цены на отечественные товары на надлежащем уровне. Разработанный механизм - одна из наиболее выгодных мер поддержки отечественных производителей, поскольку путем установления преференций при закупках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд направляется значительный поток средств именно в отечественный сектор экономики», - подчеркнул Максим Чемерисов.

Так, в настоящее время в рамках этого механизма Минпромторгом России подготовлен проект постановления, регламентирующий ограничения допуска в Россию отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств. Данные ограничения допуска не будут распространяться на производителей стран Таможенного союза (республики Беларусь и Казахстана). Для поддержки отечественных производителей отдельных видов товаров в рамках контрактной системы действуют 15-процентные преференции в отношении цены контракта для поставщиков товаров российского, белорусского и казахстанского происхождения (Приказ Минэкономразвития России от 25 марта 2014г. № 155). Срок действия данного документа установлен два года - до 31 декабря 2015 года (ранее приказы принимались ежегодно сроком на год).

«Стоит отметить, что в период действия приказа, устанавливающего 15-процентные преференции производителям стран Таможенного союза при закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с начала мая 2014 года было заключено 38329 контрактов на сумму 37,4 млрд. рублей», - сообщил Максим Чемерисов.

В настоящее время преференции распространяются на сельскохозяйственную и рыбную продукцию, что помогает стимулировать спрос и повышать конкурентоспособность наиболее уязвимых отраслей агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса, отмечается в сообщении МЭР РФ. В перечень преференциальной продукции входят также изделия из фарфора, фармацевтическая и медицинская продукция, изделия металлургической промышленности.

Также ранее было подписано постановление, вводящее запрет на закупку отдельных видов машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Под запрет подпадают легковые автомобили, автофургоны, бульдозеры, дорожные катки, троллейбусы, пожарные машины, трамвайные вагоны (Постановление от 14 июля 2014 г. № 656).

 

Медведев решил развивать инновации за счет оставшихся пенсионных денег

К 1 ноября Центробанк, Минэкономразвития, Минфин и институты развития должны представить в правительство предложения об инвестировании пенсионных сбережений в ценные бумаги и финансовые инструменты высокотехнологичных компаний, а также в паи венчурных инвестфондов. Такое поручение Медведева содержится в протоколе по итогам встречи премьера с экспертным советом правительства 25 июля.

В поручении не уточняется, идет ли речь только о пенсионных резервах (добровольная пенсионная система) либо еще и о накоплениях (обязательная). Совет предлагает разрешить подобные инвестиции и для резервов, и для накоплений (доклад совета есть у «Ведомостей»).

Пенсионные деньги (особенно накопления) инвестируются предельно консервативно: размещать их можно только на депозитах и фондовом рынке: самые рискованные активы в портфелях пенсионных фондов — акции из котировального списка биржи высшего уровня. Пенсионные средства отсечены от наиболее перспективных по доходности объектов, отмечается в докладе. Эксперты предлагают разрешить инвестировать до 1% накоплений НПФ в высокотехнологичные компании и паи венчурных фондов, а пенсионные резервы вкладывать в том числе через договор инвестиционного товарищества.

В накопительной системе к 2013 г. скопилось 3,3 трлн руб., отмечается в докладе. 1% от этой суммы мог бы привлечь в инновационные проекты 33 млрд руб. Эксперты ожидали, что накопления, направляемые в фонды, будут увеличиваться, а с ними — и доля инноваций: до 53 млрд руб. к 2017 г. Но накопления за 2014-2015 гг. заморожены.

$1 млрд — большие деньги для российского венчурного рынка, говорит директор по взаимодействию со стратегическими инвесторами фонда «Сколково» Эдуард Каналош, в прошлом году в российские венчурные проекты было вложено около $1 млрд, по данным РВК. За три года существования сколковского проекта в его стартапы было инвестировано $400 млн.

Такие инвестиции сопряжены с большими рисками, признают авторы доклада. Каналош считает, что риски можно снизить. Западные пенсионные фонды уже могут инвестировать в такие проекты: фонды США — до 5% портфеля, напоминает он, такая доля позволяет улучшить доходность фонда, в то же время, даже если будут потеряны все 5% (что маловероятно), ничего страшного не произойдет — текущие выплаты не пострадают. В Европе, по данным EVCA, на пенсионные фонды и страховые компании приходится более 30% вложений в фонды прямых инвестиций и венчурные фонды.

Другая проблема — недостаток качественных инновационных проектов, их может не хватить для новых денег, отмечается в докладе. Предлагается и рецепт снижения этого риска: НПФ будут инвестировать только через профессиональных управляющих. Требования к ним Каналош предлагает прописать в актах ЦБ: должна быть длинная история на рынке с серией успешных сделок. Подобные инвесторы аккредитованы в «Сколково», некоторые из них уже управляют и деньгами венчурных инвесторов, и пенсионными средствами, например УК «Лидер». Такие инвестиции возможны, но это слишком большие риски для фондов — все кончится претензиями от государства из-за инвестиционных потерь, опасается управляющий крупнейшим НПФ. Риски проектов должен оценивать не фонд и даже не УК, а какой-то независимый орган с глубокой экспертизой, предлагает он.

Минфин и Минэкономразвития не ответили на запрос «Ведомостей». ЦБ отказался от комментариев, представитель первого вице-премьера Игоря Шувалова категорически отказался комментировать вопрос, связанный с пенсионными накоплениями. Минфин давно планировал расширение списка активов, разрешенных для НПФ, но сложно говорить о каких-то инвестициях сейчас, когда после замораживания подорвано доверие к накопительной системе в целом, констатирует федеральный чиновник. Возможно, накопительная пенсия будет и вовсе отменена (такие идеи обсуждаются в правительстве), длинных денег в стране не будет в принципе ни для кого — не то что для венчурных, но даже для эмитентов-госкомпаний, резюмирует один из чиновников.

 

Правительство поддержит российских сельхозпроизводителей

Премьер Дмитрий Медведев велел правительству увеличить финансирование госпрограммы развития сельского хозяйства на 2013-2020 гг., следует из поручения, опубликованного на сайте правительства. Дополнительные средства должны пойти на развитие производства сельхозпродукции, поставки которой сейчас в значительной мере зависят от импорта.

На прошлой неделе Россия сроком на год запретила поставки говядины, свинины, плодоовощной продукции, мяса птицы, сыров, молока и молочных продуктов из стран ЕС, США, Австралии, Канады и Норвегии. Это стало ответом на санкции, введенные этими странами в отношении ряда российских предприятий и граждан. «Если наши партнеры продемонстрируют конструктивный подход», правительство готово пересмотреть срок эмбарго, говорил Медведев.

Нынешний вариант госпрограммы развития сельского хозяйства предусматривает выделение из федерального бюджета до 2020 г. 1,5 трлн руб. (с учетом других источников финансирования — 2,5 трлн руб.), в том числе в 2014-2016 гг. — 500,5 млрд руб. Основная статья расходов — субсидирование процентной ставки по инвестиционным кредитам: в 2014 г. на эти цели выделено 53 млрд из 170 млрд руб., передал «Ведомостям» замминистра сельского хозяйства Дмитрий Юрьев.

На прошлой неделе российский министр сельского хозяйства Николай Федоров заявил, что в ближайшие 3-4 года отрасли нужно дополнительно 137 млрд руб. Правда, эта сумма подсчитывалась до того, как Россия запретила часть импортного продовольствия, и может быть уменьшена благодаря тому, что у отечественных аграриев появились дополнительные возможности для сбыта, оговаривался он. 137 млрд руб. — это расчеты Минсельхоза о дополнительной потребности на 2015-2017 гг., объясняет Юрьев. Сколько средств сверх утвержденной программы может потребоваться аграриям до 2020 г., говорить пока преждевременно, продолжает он: у Минсельхоза еще есть время до 30 сентября, чтобы представить согласованную с Минэкономразвития и Минфином позицию.

Минфин пока против любых дополнительных расходов на поддержку сельского хозяйства, говорил на прошлой неделе Федоров. Новую заявку Минсельхоз пока не присылал, отвечает чиновник Минфина: «Пришлет — будем думать, но даже в действующей программе есть деньги на импортозамещение».

В поставках свинины на российский рынок доля отечественного производителя — лишь 70%, сообщала группа «Черкизово»: за 2-3 года российские свиноводы смогут обеспечить потребности рынка, но нужна комплексная государственная поддержка. В частности, помогли бы покилограммная поддержка (дотации, привязанные к объему производства) и создание стабилизационного фонда наподобие интервенционного, для которого государство закупает зерно, рассуждает представитель группы «Черкизово» Александр Костиков. Рынок свинины очень волатилен, объясняет он: сейчас цена на нее высокая, а 1,5 года назад она снижалась каждую неделю. Такие колебания затрудняют прогнозирование: при нормальной ситуации на рынке компания может вернуть кредит на строительство свинокомплекса за 6-8 лет, но из-за падения цены на продукцию, которое было год назад, этот срок увеличился до 12-15 лет, говорит Костиков. По его оценкам, строительство свинокомплекса объемом производства 13 000 т в год с нуля обходится в $50 млн.

За семь лет Россия смогла бы полностью обеспечить себя молочной продукцией, уверен Наум Бабаев, председатель совета директоров компаний «Дамате» и «Русмолко» (75% — у сингапурской Olam International, 25% — у Бабаева). Но для этого нужны, во-первых, дешевые кредиты со ставкой не выше 2-3% годовых: сейчас ставка для сельхозпроизводителей — 14-15%, из которых субсидируется только 8%, говорит Бабаев.

А во-вторых, своевременные субсидии, продолжает он. Сейчас это не так: до конца нынешнего года сельхозпроизводители должны получить субсидии за 2013 г. и лишь в следующем — за этот. В 2017 г. выйдут на полную мощность предприятия «Дамате» в Тюмени и Башкирии (20 000 голов дойного стада), в этом году — предприятие «Русмолко» в Пензенской области (10 000 голов), вместе они смогут производить 4,5% от нынешнего импорта молока, говорит Бабаев. А получив доступ к дешевым кредитам, компания могла бы ускорить строительство второй и третьей очередей в Пензенской области, отмечает он.

«СХП Лосево» требуются средства на реконструкцию молочной фермы, чтобы вдвое увеличить мощность завода, передал через пресс-службу гендиректор компании Эльдар Беглов. По его словам, реконструкция позволила бы на 80-90% обеспечить производство, потенциальная мощность которого — около 60 т молока в день, собственным сырьем. Если бы были деньги, предприятие развивало бы и другие направления — в частности, разводило бы крупный рогатый скот, коз, занималось овощеводством, говорит Беглов.

Поручение Медведева принесет пользу, если деньги пойдут напрямую предприятиям АПК, а не в банковский или страховой сектор, не на железнодорожные перевозки и не на закупку химических удобрений, считает он. Результаты финансирования АПК станут заметны только через несколько лет, предупреждает Мельников.

 

Пустят в расход

В ближайшее время кабмин прирастет новым властным органом: правительственной комиссией по повышению эффективности бюджетных расходов. Эксперты "РГ" считают, что резервов для экономии у российской власти предостаточно, однако и о повышении доходов забывать не стоит.

На официальном портале раскрытия информации госорганами опубликованы проект постановления премьер-министра Дмитрия Медведева о создании такого органа, а также проект положения об этой комиссии, который регламентирует ее деятельность.

В нашей экономике назревают перемены: она в перспективе станет гораздо более конкурентной

Вновь создаваемый орган будет весьма влиятелен - он сможет урезать финансирование существующих госпрограмм или отменять их вовсе. Комиссия будет готовить и контролировать реализацию предложений по оптимизации расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов. И направлять "высвободившиеся" бюджетные деньги для финансирования приоритетных направлений. Вновь планируемые госпрограммы также будут проходить через эту комиссию. На ее заседания будут приглашать руководителей федеральных и региональных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов. Комиссия сможет создавать внутри себя рабочие группы в рамках своей компетенции. Все ее решения будут обязательными для исполнения. Как ранее писали СМИ, предложение о создании этой комиссии было представлено премьер-министру России Дмитрию Медведеву в материалах к совещанию по бюджетному планированию 5 августа. По некоторым данным, возглавить ее может первый вице-премьер Игорь Шувалов.

"Такая комиссия не может подменить рыночной среды, - предупреждает завотделом международных рынков капитала Института мировой экономики и международных отношений РАН Яков Миркин. - Назревает реструктуризация модели нашей экономики для того, чтобы найти более сбалансированную роль государства, уменьшить значимость олигополий и стимулировать создание по-настоящему конкурентной среды". По его словам, если экономить, то надо заняться тем, что олигополии взвинчивают цены и расходы их могут быть завышены. Нужно заняться убыточностью и расходами госкорпораций, проблемными портфелями активов крупнейших госбанков, дотациями избыточно высокого ссудного процента. Нужно спросить, сколько средств тратится на докапитализацию бизнеса как скрытое возмещение его убытков, считает Яков Миркин.

Нельзя сэкономить больше, чем у тебя есть денег, продолжает академик, директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Виктор Ивантер. По его словам, этот же принцип относится и к госбюджету. "Все зависит от задачи - меньше тратить или больше зарабатывать? Если брать Россию сегодня, в целом минфин вполне контролирует денежные расходы федерального бюджета. Сказать, что идет масштабное разбазаривание, нельзя, сейчас не 90-е годы", - замечает эксперт.

Он убежден, что гораздо эффективнее наращивать доходные статьи бюджета, а не урезать финансирование уже имеющихся. По его мнению, нужно вкладываться в так называемые "возвратные" расходы. То есть в инфраструктурные проекты, к примеру, в строительство высокоскоростных железных дорог. А если вкладывать деньги в импортозамещение, то доходы возникнут моментально, уверен Виктор Ивантер. "Основная проблема бюджета не в экономии, а в доходе и заработке. Нет иного способа увеличить доходы бюджета, кроме как вкладываться в экономику. Надо думать не что сохранить, а куда вложиться с максимальной эффективностью", - резюмирует он.

А профессор НИУ "Высшая школа экономики", экономист Игорь Николаев считает, что сокращать нужно ряд региональных инвестиционных программ. "Их эффективность желает оставлять лучшего", - подчеркивает эксперт.

Уровень государственных расходов сегодня в России избыточен, согласен руководитель направления "Финансы и экономика" Института современного развития Никита Масленников. Его нужно срочно сокращать, говорит эксперт "РГ". И назвал пять направлений.

Первое - необходимо пересмотреть объем госзаказа. "Там, по оценкам экспертов, каждый пятый рубль ассигнований тратится нецелевым образом", - пояснил собеседник "РГ". Второе - еще раз просчитать ассигнования, выделяемые в рамках программы модернизации вооруженных сил. Третье - отменить многие госгарантии, которые сегодня являются объемными расходными статьями бюджета. "Это может быть сопряжено с рационализацией по налоговым льготам, - пояснил эксперт. - Чем у вас меньше налоговых льгот в экономике, особенно отказ от неэффективных, так называемых "спящих", тем меньше и государственных расходов". Четвертое - проанализировать эффективность господдержки. "Здесь тоже очень тщательно нужно смотреть, какие формы и инструменты оставлять, а от каких отказываться", - уверен Масленников.

Нужно сокращать разрыв в зарплатах между чиновниками и работниками социальной сферы, уверены эксперты

Пятое - ликвидировать дисбаланс в уровнях зарплаты бюджетного сектора экономики. "Сейчас возникают разрывы между крупными чиновниками и учителями, врачами и даже военнослужащими, - говорит он. - Эта проблема требует взвешенного взгляда. Возможно, нужно немного притормозить рост расходов на государственный управленческий аппарат в ближайшем будущем". Здесь дело даже не в размере этих статей расходов, а в "кумулятивных эффектах с точки зрения разбалансированности динамики потоков по доходам в бюджетном секторе".

Что касается спецкомиссии, то это очень неплохая новость, отметил Масленников. "У нас до сих пор нет механизма для среднесрочного балансирования бюджетной системы в рамках повышения эффективности госрасходов", - пояснил эксперт. И напомнил, что недавно была принята соответствующая программа правительства.

 

Несостоявшимся заемщикам присвоили категории

Формирование кредитной истории может стать для граждан более рискованным процессом. Новый вариант проекта нормативного документа ЦБ предполагает порядок, при котором несостоявшийся заемщик по решению одного банка сможет навсегда попасть в категорию "имеющих неудовлетворительную кредитную историю" или "избыточную долговую нагрузку".

Очередные изменения в составе информационной части кредитной истории отражены в проекте указания ЦБ "О составе и порядке формирования информационной части кредитной истории". По словам собеседников "Ъ", знакомых с ходом обсуждения проекта, вчера он был разослан участникам рынка для сбора комментариев.

В настоящее время в кредитных историях заемщиков нет так называемой информационной части. Предполагается, что она будет содержать данные, которые БКИ будут раскрывать по запросу кредитора без согласия заемщика. В ней планируется указывать причины отказа в кредите, сумму займа и т. п. Срок начала передачи данных для информационной части от кредиторов в БКИ в настоящее время — 1 марта 2015 года. ЦБ с начала года как минимум дважды уже корректировал проект своего указания, регламентирующего информационную часть кредитных историй.

Наиболее важным для заемщиков нововведением ЦБ является предложение банкам конкретизировать причины отказа в кредите. Так, регулятор предлагает выделять отказы из-за кредитной политики заимодавца, неудовлетворительной кредитной истории заемщика (либо его поручителя), избыточной долговой нагрузки на кредитора (поручителя) и прочее. Участники банковского рынка указывают, что подобная классификация нуждается в четких определениях. "У каждого банка свои системы оценки заемщиков, и основания, послужившие причиной отказа для одного банка, могут не иметь такого же влияния в другом банке",— указывает руководитель управления финансовых рисков Пробизнесбанка Богдан Ноздровский. При этом, например, в случае негативного решения банка по причине неудовлетворительной кредитной истории заемщика другие игроки могут посчитать, что отказавший в выдаче кредита банк располагал какой-то особой информацией, которая повлияла на его решение, и тоже откажут заемщику в кредите, продолжает господин Ноздровский. В такой ситуации кредитная история заемщика может быть навсегда испорчена по формальным причинам.

Кроме того, и новый вариант указания ЦБ оставляет, например, открытым вопрос, может ли банк указывать несколько причин отказа в кредите заемщику, отмечает директор юридического департамента Объединенного кредитного бюро Виктория Белых.

Бюро кредитных историй новый вариант указания ЦБ может добавить работы. Дело в том, что регулятор уточнил порядок действий банков и БКИ в случае, если кредит был одобрен, но заемщик по той или иной причине не получил его в срок, установленный банком (например, взял его в другом банке). В такой ситуации БКИ должно будет самостоятельно убрать запись о неполученном кредите из информационной части кредитной истории заемщика. "Изначальная цель БКИ — аккумулировать данные, передаваемые банками, но никак не удалять их, и такие задачи программным обеспечением бюро не предусмотрены",— говорит директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй Алексей Волков.

 

Новый заказ подождет еще год

Правительство неофициально установило новый срок проведения отбора электронных площадок для работы в рамках госзаказа — предполагается, что список выбранных операторов определят только через год. Перенос отборочных процедур объясняют необходимостью сначала запустить в электронном виде такую существенную часть госторгов, как конкурсы,— они полностью перестанут быть "бумажными" только с 2015 года.

Как заявил "Ъ" источник в правительстве, отбор новых электронных площадок для работы в рамках контрактной системы планируется отложить на год. В Минэкономики подтвердили, что в настоящее время вопрос о переносе срока отбора площадок прорабатывается.

Напомним, первая процедура отбора площадок для размещения госзаказов проходила в 2009 году — по ее итогам к работе тогда еще в рамках 94-ФЗ было допущено пять операторов. Этот список впоследствии оспаривался одним из претендентов, а вся процедура в целом оценивалась остальными участниками рынка как непрозрачная. После принятия в 2013 году нового закона о работе системы госзаказа — 44-ФЗ — отбор площадок планировалось провести заново. В начале июня 2014 года Минэкономики опубликовало для общественного обсуждения проект закона о предполагаемых правилах проведения этой процедуры.

В апреле 2010 года попытка правительства форсировать перевод госзакупок на систему электронных торгов натолкнулась на сопротивление уже существующих игроков рынка

По оценкам участников рынка, он оставлял много возможностей для принятия решения по субъективным критериям, а какие-то аспекты его функционирования были просто не проработаны. Также отмечалось, что в предлагаемых критериях отбора площадок усматривается их технологическая ориентированность на лидеров из пятерки уже работающих операторов. Тогда же ведомство выпустило еще один документ, в котором предлагало расширить полномочия будущих операторов и отдать им же организацию электронных процедур по приватизации и банкротству.

Однако, как стало известно "Ъ", в начале июля состоялось совещание у вице-премьера Игоря Шувалова, на котором обсуждалась возможность перенесения сроков проведения отбора на год. Позже, 6 августа, заместитель главы Минэкономики Евгений Елин на совещании с участием представителей операторов сообщил, что такое решение было принято. Источник "Ъ" в правительстве сообщил, что отбор новых электронных площадок планируется отложить на год в связи с тем, что в следующем году предполагается осуществить крупнейшую реформу сферы закупок путем перехода на электронные процедуры, а реализация двух реформ сразу нецелесообразна.

Ранее Минэкономики предлагало проводить полностью в электронной форме не только аукционы, но и конкурсы, которые с введением контрактной системы должны были стать основным способом осуществления госзаказа. Согласно законопроекту, представленному ведомством еще в декабре 2013 года, отказаться от оформления бумажных документов госзаказчикам пришлось бы уже с 1 июня 2014 года. Однако впоследствии сроки были скорректированы, и сейчас первые электронные конкурсы должны быть проведены с 1 января 2015 года.

Отбор электронных площадок для проведения госзакупок в рамках новой контрактной системы обещает быть не менее нервным для участников рынка, чем при предыдущей. Правила отбора, представленные Минэкономики в июне, оставляют много возможностей для субъективных решений, отмечают операторы

"Перенос сроков отбора площадок выглядит вполне целесообразным, так как в случае введения с 2015 года электронных конкурсов и процедур приватизации было бы рационально или отбирать операторов сейчас, к чему Минэкономики, суды по представленным им разработкам правил отбора пока не готовы, или уже ожидать запуска всех электронных форм и выбирать площадки в соответствии с новыми критериями",— отмечает ответственный секретарь комиссии Госдумы по стратегическим информационным системам Андрей Черногоров. В пресс-службе ФАС этот вопрос комментировать отказались, однако, по данным "Ъ", ведомство поддерживает это решение, так как всегда выступало за максимальное внедрение электронных форм в систему госзаказа. Как стало известно "Ъ", на этом же совещании обсуждался вопрос об отборе площадок для проведения приватизации — скорее всего, эти процедуры будут проводить те же операторы, которых отберут для работы в рамках госзаказа.

Нынешний уровень эффективности проведения торгов может объясняться техническими сбоями в ходе торгов, которые являются следствием фактического отсутствия на этом рынке конкуренции, так как доли его участников остаются стабильными. Кроме того, по мнению ряда операторов, за прошедшие пять лет произошло крайне много изменений в ИТ-сфере и назрела острейшая необходимость провести переаккредитацию электронных торговых площадок по государственным закупкам.

 

НДС отказано в ускорении

Как стало известно "Ъ", зафиксированное в "дорожной карте" по улучшению налогового администрирования предложение бизнеса по расширению заявительного порядка возмещения НДС не нашло поддержки Минфина и Федеральной налоговой службы (ФНС). Ведомства опасаются, что снятие для основной массы налогоплательщиков требования о наличии банковской гарантии для ускоренного возврата НДС может привести к росту числа мошенничеств с этим налогом.

Изучить предложение о расширении упрощенного порядка возмещения НДС правительство поручило Минфину и ФНС в феврале текущего года. Речь идет об одном из пунктов утвержденной Белым домом "дорожной карты" "Совершенствование налогового администрирования". В нем зафиксировано пожелание бизнеса предоставить право на возмещение НДС в заявительном порядке всем более или менее крупным и реально работающим компаниям. Предприниматели просили чиновников определить пороговую сумму уплаченных за год налогов, при превышении которой компании, стабильно работающие более трех лет и своевременно сдающие налоговую отчетность, получали бы возможность вернуть НДС без лишних обременений, то есть без банковской гарантии.

Сейчас в соответствии с принятыми в кризисном 2009-м нормами Налогового кодекса любое предприятие, заручившись гарантией банка, может вернуть НДС уже после подачи декларации, не дожидаясь ее проверки. Напомним, до принятия этой нормы на возврат отводилось четыре месяца, но на практике процедура затягивалась минимум на полгода. Особо крупные компании принятыми в 2009 году поправками от необходимости получать дорогостоящую банковскую гарантию освобождены. Такими признаны организации, у которых сумма основных налогов (НДС, на прибыль, НДПИ и акцизы), уплаченных за последние три года, превышает 10 млрд руб. При принятии этих норм чиновники утверждали, что под этот критерий подпадают "несколько сотен" компаний. Речь идет в основном о крупнейших налогоплательщиках, хорошо известных налоговым органам и способных (в случае если заявленное право на возмещение в итоге не подтверждено) без проблем вернуть причитающийся бюджету НДС вместе с процентами за использование этих денег.

Изучив ситуацию с заявительным порядком, Минфин и ФНС пришли к выводу, что менять его не следует, поскольку он защищает бюджет от рисков неплатежей. По мнению ведомств, отмена банковской гарантии для стабильно работающих, но некрупных предприятий (их в РФ порядка 300 тыс.) может привести к тому, что заявительным порядком станут в том числе пользоваться и фирмы-однодневки, участвующие в схемах незаконного возмещения НДС. Чиновники, в частности, опасаются, что, получив без проверки бюджетные деньги, компании затем будут инициировать процессы реорганизации, ликвидации, смены руководителей и т. д. При этом риски не взыскать в госказну "незаслуженно" возмещенный НДС с небольших компаний весьма высоки — не только потому, что получатели могут скрыться, но и из-за того, что у них может оказаться недостаточно активов для этого.

Не приняли в Минфине и ФНС и аргумент предпринимателей о том, что компании, непрерывно осуществляющие хозяйственную деятельность в течение трех лет, не станут мошенничать с НДС. В ведомствах отмечают, что для проверки факта непрерывности ведения бизнеса налоговым инспекторам необходимо проанализировать всю отчетность за трехлетний период и оценить движение денег по счетам. А это в массовом порядке в отведенный для "заявительного" возмещения пятидневный срок сделать фактически невозможно. Удлинение же этого срока, полагают в ведомствах, обесценит идею ускоренного возмещения и не позволит быстро возмещать НДС крупнейшим "благонадежным" налогоплательщикам.

 

В 2015 году в России появятся центры консультаций по финансовой грамотности

В рамках совместной программы Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка по повышению финансовой грамотности населения будут созданы консультационные центры по финансовой грамотности, с 2015 г. россияне смогут воспользоваться их услугами.

Определять структуру центров, их формы и юридический статус, по словам директора департамента международных финансовых отношений Минфина РФ Андрея Бокарева, регионы будут самостоятельно. «Основываясь на международном опыте - нет однозначно чёткого определения или рекомендации в какой форме должны существовать эти центры. Везде своя специфика. Например, Волгоград однозначно пошёл по принципу формирования таких центров на базе областных вузов. С учётом и активной позиции и руководства этих ВУЗов, заинтересованности, и наличия там готовой площадки», – цитирует «Прайм» слова А. Бокарева.

На данный момент идут обсуждения о создании при поддержке местных властей консультационных центров на базе территориальных подразделений Роспотребнадзора. «То есть понятно, что у Роспотребнадзора будет своё консультационное бюро, где граждане могут посоветоваться со специалистом по защите прав потребителей финансовых услуг. Но при наличии согласия и поддержки местных властей масштаб этого бюро может быть расширен и выведен за рамки услуг по защите прав потребителей», – добавил Бокарев.

Сейчас обсуждается механизм создания горячих линий, куда можно будет позвонить и получить нужную информацию.

Совместно с этим идёт работа над национальным порталом по финансовой грамотности. «Там будет содержаться информация о тенденциях, о международном опыте, и мы предпола

13 августа 2014