Обзор законодательства


Подпишитесь на рассылку сайта

Общественная палата начинает мониторинг эффективности госпрограмм по поддержке предпринимательства

Параллельно будут направлены запросы в региональные министерства финансов с просьбой дать оценку результативности программ в субъектах РФ

Комиссия Общественной палаты (ОП) по развитию малого и среднего бизнеса начинает мониторинг эффективности государственных программ по поддержке предпринимательства. Об этом говорится в сообщении ОП РФ.

"Государство выделяет большие средства на поддержку малого и среднего бизнеса. Но, к сожалению, многие программы, с помощью которых осуществляется эта поддержка, делаются под кальку из года в год, и из-за этого они не дают никакой отдачи, особенно в условиях современного динамичного рынка", - заявил председатель Комиссии ОП Дмитрий Сазонов.

"Нам необходимо четко понять, какие механизмы поддержки малого и среднего бизнеса актуальны, а какие уже себя изжили, поэтому мы решили провести комплексный мониторинг эффективности этих программ", — отметил он.

"В ближайшее время мы откроем горячую линию и проведем онлайн и оффлайн опросы среди предпринимателей на площадке федеральной ОП. Также мы планируем подключить к этой работе региональные общественные палаты и профильные НКО. Параллельно с этим мы направим запросы в региональные Минфины с просьбой дать свою независимую оценку эффективности проводимых программ в субъектах", — сказал Дмитрий Сазонов.

По его словам, полученные данные будут проанализированы экспертами ОП, а результаты будут представлены на заседании в Общественной палате, которое, по предварительным данным, состоится в сентябре этого года.

 

В.Путин поручил поставить административные штрафы в зависимость от категорий предприятий

Нововведение, как ожидается, будет служить поддержке малого бизнеса

Президент РФ Владимир Путин поручил к ноябрю подготовить поправки, предусматривающие различные уровни административных штрафов для разных категорий субъектов предпринимательства. Об этом сообщает агентство "Интерфакс".

Как следует из опубликованных на сайте Кремля поручений президента, размер административных штрафов должен зависеть от состава правонарушения и категории совершившего его предприятия, а нововведение в целом будет служить поддержке малого бизнеса.

Данное поручение главы государства должно быть выполнено к 1 ноября.

21 июля Путин провел совещание о социально-экономическом развитии Самарской области. Среди вопросов, которые поднимались предпринимателями, также была затронута проблема, связанная с отсутствием дифференциации уровня штрафов в зависимости от размеров предприятия.

 

Конкуренция хромает

Федеральная антимонопольная служба представила правительству Доклад о состоянии конкуренции в стране. Документ является основой для определения органами государственной власти приоритетов в своей деятельности по обеспечению конкуренции, а также для разработки законодательных мер по обеспечению конкуренции.

Среди ближайших задач ФАС - принятие четвертого антимонопольного пакета и поправок в статью 178 УК РФ. Должно сократиться количество мелких расследований и дел. Кроме того, необходимо принять Правила недискриминационного доступа в ряде отраслей, реформировать систему госзаказа для нужного малого и среднего бизнеса. Особое внимание антимонопольная служба уделит ужесточению норм федерального закона N 223 и формированию лучших и худших практик по нему.

ФАС отмечает проблемы развития конкуренции в сфере госзакупок: заказчики отбирают подрядчиков по субъективным неценовым критериям, а то и вовсе обходят конкурсные процедуры, переводя закупки на ГУПы и МУПы. Уменьшилась поддержка малого и среднего бизнеса за счет госзаказа, более чем вдвое упала доля средств, сэкономленных на торгах по строительным подрядам (7,24% в 2013 г. против 3,16% в I квартале 2014 г.), говорится в докладе.

Бизнес тоже внимательно изучил доклад ФАС. Вице-президент "ОПОРЫ России" Владислав Корочкин сообщил "РГБ", что, действительно, выделяемые ГУПам и МУПам субсидии позволяют в соответствии с Бюджетным кодексом вывести закупки из-под конкурсных процедур. "Если нет аукциона - можно обосновать любую цену", - подчеркнул Корочкин и поддержал вывод антимонопольной службы о том, что резко увеличивается значимость субъективных критериев оценки заявок на конкурсах: "Фактор цены заказчик может вообще не учитывать, например, предметы искусства. Или они могут составлять значительный вес. Например, в строительстве - до 40%. Хотя даже 20% субъективных факторов при принятии решения достаточно, чтобы выиграл "тот, кто надо". Обо всем этом говорилось на всех этапах обсуждения замены 94-ФЗ на ФКС".

На вопрос "РБГ", действительно ли, как написано в докладе ФАС, поддержка субъектов МСП за счет госзаказа резко уменьшилась, Владислав Корочкин ответил, что статистически количество аукционов для малого бизнеса увеличилось. Но средняя стоимость лота резко упала, и общий объем средств, достающихся малому бизнесу, тоже. На то есть несколько причин. Теперь в спецторги включаются, кроме малых предприятий, так называемые "социально ориентированные организации". Кроме того, разрешено использовать "соисполнителей". То есть лот выигрывает кто-то очень большой, заявляя, что 10% отдаст малому бизнесу. "На практике, естественно, заказ чаще всего отдается аффилированным или специально созданным организациям", - утверждает он.

"В существующем виде ФКС представляет собой половинчатое решение. Отсутствие конкуренции, о котором говорит ФАС, возникает из-за возможности использования непрозрачных "бумажных" процедур при осуществлении закупок, например, в форме конкурсов", - считает генеральный директор ЭТП Газпромбанка Андрей Черногоров. Он надеется, что окончательный переход к электронному виду размещения заказа устранит эту лазейку, что приведет к сокращению издержек государства и снижению коррупционных рисков".

Отдельно в Докладе ФАС было уделено внимание проблеме аукционов в строительстве. Учредитель НП "Содействие развитию конкуренции" Евгений Воеводин считает важным, что ФАС обращает внимание на то, как влияют на конкуренцию административные барьеры в этой и других отраслях. "В целом ФАС докладывает об увеличении количества хозяйствующих субъектов на рынке строительства по России, что должно позитивно сказываться на состоянии конкуренции в этой отрасли, однако здесь требуется более детальный анализ в более узких географических границах", - подчеркнул он.

При подготовке Доклада ФАС учла некоторые предложения бизнеса. Член генерального совета "Деловой России" Сергей Габестро рассказал "РБГ", что "Деловая Россия" направила в ФАС России свои предложения, сформированные в документе-позиции "Деловой России" "Антитраст по-европейски: как направить российскую антимонопольную политику на развитие конкуренции". В документе приведен подробный анализ ситуации с конкуренцией в России и предложена программа действий. Основным направлением документа является уход ФАС от чрезмерного антимонопольного контроля предприятий малого и среднего бизнеса, компаний с маленькой долей рынка, что, по мнению его авторов, позволит ФАС России сосредоточить свои ресурсы на контроле реальных монополистах-крупных компаниях, злоупотребления которых экономически ощутимы для конкуренции страны.

"В финальной версии "Доклада о состоянии конкуренции в Российской Федерации" наряду с предложениями других общественных организаций были представлены и предложения "Деловой России", некоторые из предложений нашей организации антимонопольная служба уже поддержала и учла в своей работе (отмена Реестра монополистов, декриминализация статьи о злоупотреблении доминирующим положением, отмена регулирования торгов частных компаний и т.д.), - подчеркнул Габестро. - Однако, несмотря на положительные тенденции и отражение нашей позиции в Докладе, не все из указанных предложений нашли отклик в действиях ФАС. По нашему мнению, только комплексное решение проблем позволит антимонопольной политике России выйти из глубокого кризиса, в котором она оказалась в последние годы".

Стоит отметить, что недавно на сайте Открытого правительства были опубликованы результаты опроса о состоянии контрактной системы, в котором приняли участие почти 5700 человек: представители органов власти из числа закупщиков, поставщики, контролирующие органы власти, общественные контролеры и обычные граждане. Средняя оценка системе госзакупок составила 4,98 из 10 баллов.

Генеральный директор Единой электронной торговой площадки Антон Емельянов назвал закон о контрактной системе "большим шагом вперед.

"Закон охватывает более широкую сферу работы, связанную с госзакупками: и планирование, и размещение, и исполнение процедур, поэтому он более сложный, - подчеркнул Емельянов. - Если говорить о возможностях повышения эффективности ФКС, то в первую очередь есть резервы роста эффективности госзакупок в введении новых типов электронных процедур, которые мы ожидаем до конца этого года. Проведение госзакупок в электронном виде в любом случае эффективнее, чем в бумажном".

 

Закон поставит точку

Грамотные законы нужны везде, и строительная отрасль не исключение. Правовое регулирование - основа успешной реализации любого проекта. В прошедшую весеннюю сессию Госдума приняла два новых базовых закона, влияние которых распространится не только на строительную отрасль, но и смежные с ней сферы.

Речь идет о Федеральном законе N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и Федеральном законе N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Важно то, что эти законы внесли изменения в Градостроительный кодекс. С их принятием в систему градостроительного планирования вернулся один из основополагающих документов - "Схема расселения". Также идет уточнение требований к проектам планировки.

Помимо всего прочего, Градостроительный кодекс дополнен отдельной статьей о договорах комплексного освоения территорий. Что можно считать серьезным шагом к формированию системы государственно-частного партнерства в сфере градостроительства.

Можно сказать, что впервые в нашей новой истории практически удалось решить непростую задачу гармонизации градостроительного законодательства с земельным. Делается это для целенаправленного территориального планирования, актуализации генеральных планов и принятия эффективных механизмов и программ их реализации. Свою роль должен сыграть принятый в эту же весеннюю сессию закон о нормативах градостроительного проектирования (N 131-ФЗ от 05.05.2014 г.).

Сейчас находится в работе едва ли не главный для всех строителей законопроект N 50482-6 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации", касающийся уточнения отдельных положений деятельности СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства.

Этот законопроект должен завершить бесконечные споры о реальной роли института саморегулирования в строительной отрасли. Кроме того, этому закону предстоит поставить точку в формировании системы правоотношений, основных форм и видов участия профессиональных сообществ, юридических и физических лиц в градостроительной деятельности, обеспечив гарантии безопасности и социальной ответственности за результаты этой деятельности.

Саморегулированию в России всего несколько лет. Разумеется, что сейчас идут активное накопление и анализ практического опыта. Этот опыт как раз и позволяет менять существующую законодательную базу к лучшему.

Проведенные в первой половине года под эгидой Национальных объединений саморегулируемых организаций всероссийские и окружные конференции, совещания и "круглые столы" определили, какие направления кардинальных преобразований в строительной отрасли требуются в современных рыночных условиях. Если принять во внимание, что в марте этого года на заседании президиума Совета при президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию был объявлен курс на комплексное проектирование и создание безопасной, высокоэкологичной и комфортной городской среды, становится очевидно, что для успешной реализации этого плана необходимо сформировать устойчивую законодательную и нормативно-техническую базу.

Также необходима реформа отраслевого управления, чтобы достичь конкретных результатов в решении социальных и экономических задач градостроительного развития. Такие положения, как совершенствование системы научной деятельности и профессиональной подготовки, обеспечение кадровой политики, нацеленной на инновационное развитие отрасли, - очевидны сами по себе.

Важной деталью является инициатива самих СРО об усилении меры ответственности их собственных членов за осуществление предпринимательской деятельности. Особое внимание следует уделить предложениям профессионального экспертного сообщества и национальных объединений саморегулируемых организаций по совместной и тщательной работе над совершенствованием механизмов защиты от недобросовестного предпринимательства. В частности, формированием открытых информационных ресурсов, обеспечивающих эффективное взаимодействие и благоприятную конкурентную среду для градостроительной деятельности.

Сегодня остается актуальной цель на повышение уровня результативности института саморегулирования, деятельности СРО и членов СРО. В мировой практике есть необходимые наработки для создания современных систем оценки соответствия результатов предпринимательской деятельности и выпускаемой продукции. По меньшей мере необходимо внедрить методы рейтингования и механизмы добровольной сертификации для подтверждения соответствия требованиям установленных стандартов.

Нам остро требуется как можно большее количество успешных проектов в сфере строительства. И особенно положительный опыт комплексного освоения и реновации территории

Национальное объединение проектировщиков (НОП) подготовило законопроект "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Документ предлагает изменить порядок размещения, управления и капитализации средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций. Эксперты, составлявшие законопроект, полагают, что с принятием этого закона СРО получат возможность направлять средства компенсационных фондов на приобретение облигаций АИЖК и облигаций с залоговым обеспечением, которые были выпущены для приобретения инженерно-технической инфраструктуры, построенной по программе "Жилье для российской семьи"

Нам остро требуется как можно большее количество успешных проектов в сфере строительства объектов гражданского и промышленного назначения. И особенно положительный опыт комплексного освоения и реновации территории.

 

Счет извлекли из запаса

В последнее время компании, имеющие несколько счетов, стали получать от банков требования подтвердить уплату налогов. Причины такого интереса очевидны. С одной стороны, растет число фирм, имеющих более одного счета, а значит, один из них свободен от проведения налоговых платежей. С другой - кредитные организации осторожничают, а неуплата клиентами налогов - верный путь к отзыву лицензии.

Если у компании есть счет в банке, но налоговые платежи по нему не проходят, в банке начинают подозревать, что клиент является "однодневкой". В этой ситуации у банка есть право проверить, платит ли организация налоги через другой банк. "Отсутствие по банковскому счету операций, связанных с уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет, может свидетельствовать о необычном характере деятельности владельца счета. Возможность квалификации подобной деятельности в качестве подозрительной напрямую предусмотрена положением Центробанка от 2 марта 2012 г. N 375-П. У обслуживающего банка точно возникнет желание проверить клиента, если все совершаемые по банковскому счету операции являются транзитными (связаны только с зачислением и списанием средств от контрагентов)", - говорит Егор Батанов, партнер юридической компании "Некторов, Савельев и партнеры". Практика направления запросов об уплате налогов через другой банк возникла несколько лет назад. Но последнее время банки стали более настойчиво интересоваться отсутствием налоговых платежей по счетам своих клиентов.

Кредитные организации стараются тщательнее проверять своих клиентов из-за пристального внимания со стороны ЦБ РФ

На увеличение количества запросов повлияла политика ЦБ РФ. С начала года по причине отзыва лицензий решением ЦБ закрыт 41 банк. Это привело к тому, что многие компании, являющиеся клиентами небольших банков, решили открыть дополнительные счета. В итоге появилось больше фирм, оплата налогов которыми для банка не очевидна. При этом нельзя сказать о массовом открытии дополнительных счетов. "Количество открытых компаниями допсчетов действительно увеличилось, но не слишком. Разделение счетов и их смена приводит к исправлениям во многих документах, что усложняет ведение учета. И, например, в договорах и соглашениях с контрагентами приходится изменять реквизиты счетов", - отмечает Михаил Филиппов, юрист компании "Налоговик".

Кредитные организации стараются тщательнее проверять своих клиентов из-за пристального внимания со стороны ЦБ РФ. "Несоблюдение требований "антиотмывочного" законодательства все чаще называется Центробанком в качестве основания для отзыва банковской лицензии", - говорит Батанов. Поэтому ситуация с участившимися запросами спровоцирована скорее активностью банков и их боязнью столкнуться с санкциями ЦБ РФ, чем с активностью компаний по открытию допсчетов.

Однако результат проводимой банками работы не впечатляет. Банкиры не рапортуют, что обнаружили в рядах своих клиентов "однодневку". "Во многих случаях направление подобных запросов является формальной операцией. У банка нет оперативной возможности проверить достоверность представленных ему выписок и тем более оценить, насколько суммы уплаченных налогов, указанные в такой выписке, соответствуют масштабу и характеру деятельности владельца счета. Поэтому многие банки ограничиваются получением минимального количества информации от клиента и не проводят серьезной оценки его деятельности", - заявляет Батанов.

Тем не менее правила взаимодействия банка с клиентами ужесточаются. "С 1 июля 2014 года действует новая инструкция Банка России об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам) и депозитных счетов от 30 мая 2014 N 153-И. До 1 июля 2014 года банки были вправе отказывать в заключении договора банковского счета, если клиент не предоставил документы или сведения, необходимые для его идентификации (п. 1.2 Инструкции N 28-И). С 1 июля банк при тех же обстоятельствах обязан отказать в заключении договора (п. 1.2 Инструкции N 153-И). К "идентифицирующей" информации относятся регистрационные документы, сведения о присутствии или отсутствии организации по юридическому адресу, перечень видов деятельности, список основных контрагентов и другие сведения. Таким образом, налицо расширение полномочий банков в области проверки сведений владельцев банковских счетов, а следовательно, оснований для приостановки денежных операций", - считает Артем Денисов, управляющий партнер юридической компании "Генезис".

Новые правила работы стимулируют банки налаживать с клиентами тесный контакт. Только такой подход действительно помогает проверить добросовестность клиента как налогоплательщика. "Мы делаем все возможное, чтобы идентифицировать нашего клиента, познакомиться с ним - это не только подтверждение уплаты налогов, это личные встречи, знакомство с бизнес-планами компании-клиента", - рассказывает Александр Железняк, председатель правления финансовой группы ЛАЙФ.

Сложившаяся на банковском рынке ситуация может привести к тому, что небольшие банки станут слабее, а крупные - сильнее. Этому поспособствует приток клиентов в те банки, которые с учетом сложившихся обстоятельств будут выглядеть надежнее. "В условиях активизации деятельности Центробанка по ликвидации подозрительных банков все более опасным становится хранение денег в небольших банках. Поэтому можно ожидать, что некоторые клиенты, опасаясь рисков потери своих средств, перейдут на обслуживание в крупнейшие российские банки", - прогнозирует Батанов.

 

Без права на ошибку

1 сентября вступит в силу стандарт штрихкодирования платежных документов. Этот стандарт был разработан Национальным платежным советом при участии Сбербанка. Предполагается, что национальный стандарт позволит ускорить и удешевить обработку платежных документов, а также устранить ошибки при ручном вводе платежей. Единый стандарт штрихкодирования платежных документов утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ГОСТ Р 56042-2014), но его применение будет добровольным.

До сих пор использование на платежках штрихкодов, их форматы и количество не регулировались нормативными документами, поэтому разные поставщики услуг использовали разные штрихкоды, а иногда даже несколько штрихкодов одновременно. Есть два типа штрихкодов - линейные (когда информация кодируется только в одном направлении - по горизонтали) и двухмерные (информация кодируется в двух направлениях - в высоту и в ширину). Линейный штрихкод имеет серьезные ограничения по объему данных, поэтому операционистам приходится дополнительно вводить информацию вручную.

"Ручной ввод платежей требует много времени и приводит к ошибкам. Основная цель внедрения стандарта - автоматизация ввода реквизитов платежных документов в точках оплаты плательщиками и сотрудниками принимающих организаций. Для этого разработан единый стандарт формирования и приема платежных документов с двухмерным штрихкодом для всех поставщиков и коммерческих организаций. Этот штрихкод содержит перечень всех реквизитов, необходимых для приема платежа. Код наносится на платежный документ и быстро считывается техническими средствами при оплате в любой точке приема платежей", - рассказал зампред правления Сбербанка Александр Торбахов.

Противники этой идеи высказывают два основных аргумента. Во-первых, наличие в некоторых организациях собственных стандартов штрихкодирования. Переход на новые стандарты потребует времени, отмечают они. Во-вторых - удорожание стоимости печати. При использовании двухмерных штрихкодов чернил тратится больше.

Однако госслужбы и крупные компании это не останавливает. Уже используют стандарт или готовятся приступить к его использованию в ближайшее время МГТС, Ростелеком, Мосэнергосбыт, ГИБДД, ПФР, Департамент образования города Москвы. Планируют использовать новый стандарт и налоговики, рассказал Александр Торбахов.

Ручной ввод платежей требует много времени и приводит к ошибкам

Переход на единый стандарт не потребует больших финансовых и временных затрат, уверены эксперты. "Внедрение единой системы штрихкодов позволит значительно снизить время, необходимое на проведение платежа. Можно не сомневаться в том, что и контрагенты банка, среди которых много коммунальных предприятий, госорганов и других структур, с которыми мы постоянно сталкиваемся, будут постепенно переходить на эти штрихкоды. Оборудование для считывания менять не нужно, необходимо лишь перенастроить систему ввода данных. Это позволит сократить очереди в отделениях и исключить человеческий фактор, то есть процесс будет сведен примерно к тому, как мы покупаем товар на кассе в магазине - считывание штрихкода и расчет, можно не сомневаться, что этому примеру последуют и другие банки", - говорит партнер консалтинговой компании "ОЛСА" Вадим Киселев.

 

Кто заплатит за имущество

Минфин готовит законопроект "О внесении изменений в статью 374 части второй Налогового кодекса РФ". Если он будет принят, то компании потеряют возможность выводить из-под налогообложения объекты движимого имущества (автомобили, компьютеры, оборудование, мебель) за счет проведения реорганизации, когда имущество передается организации-правопреемнику.

Законопроект нужен для того, чтобы устранить существующий сейчас и активно используемый способ налоговой оптимизации. Благодаря тому, что пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ исключает из-под налогообложения налогом на имущество организаций движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, предприниматели получили законный способ оптимизации налога, то есть его уменьшения. А именно - компания просто проводит реорганизацию и в качестве взноса в уставный капитал вносит свое же старое движимое имущество, купленное до 1 января 2013 года, тем самым освобождая себя от обязательства платить налог за это имущество.

"Сейчас такой способ налоговой оптимизации в отличие от большинства остальных имеет все законные основания. Контролирующие ведомства не раз подтверждали, что движимое имущество, принятое реорганизованной организацией (правопреемником) или полученное в качестве вклада в УК на баланс с 2013 года в состав основных средств, не признается объектом налогообложения по налогу на имущество. Об этом говорится, например, в письмах Минфина России от 13 ноября 2013 г. N 03-05-05-01/48376, от 29 мая 2013 г. N 03-05-05-01/19527, ФНС России от 1 июля 2013 г. N БС-4-11/11799", - рассказала Анастасия Моргунова, директор департамента налогового консалтинга интернет-бухгалтерии "Мое дело".

Законность этой схемы подтверждают и другие эксперты. "Некоторые организации умышленно выделяют новое юридическое лицо и вносят имущество в уставный капитал для уклонения от налогообложения. Такой способ оптимизации не несет в себе никаких нарушений, ведь действующая редакция ст. 374 Налогового кодекса позволяет это делать. Чтобы пресечь подобные действия компаний, минфин и готовит поправки в НК РФ", - рассказала Ольга Аввакумова, эксперт компании "СКБ Контур".

В результате изменений бизнес будет платить больше налогов. "Если поправки будут одобрены, то использовать описанный способ оптимизации налогов уже не получится, реорганизация, конечно, не будет запрещена, но на размер уплачиваемого налога на имущество организаций она больше не повлияет. В результате собираемость налогов повысится, и региональные бюджеты получат больше доходов, а предприниматели будут платить повышенный налог на имущество. Но не все, а те, кто уже использовал описанную схему оптимизации налогов или собирался это сделать", - полагает Роман Терехин, член рабочей группы по вопросам малого и среднего предпринимательства при Комитете Совета Федерации по экономической политике.

"В связи с этими изменениями предпринимателям можно разве что посоветовать использовать этот способ для уменьшения размера налога до 2015 года, пока он законен и не попал под запрет. А тем, кто уже освободил таким способом имущество от уплаты налога на него, нужно быть внимательными, и если законопроект примут, то начать рассчитывать и уплачивать налог на это имущество. Иначе последуют претензии налоговых органов и штрафы за неуплату налогов из-за неправильного определения их размера", - рекомендует Роман Терехин.

Пока неясно, как именно минфин запретит эту схему. Вероятно, формулировка пункта 4 статьи 374 НК РФ "Не признаются объектами налогообложения" в подпункте 8 будет дополнена исключением по движимому имуществу, полученному при реорганизации и внесенному в качестве вклада в уставный капитал. Однако у бизнеса в запасе есть другой путь выгадать на налоге - вынужденная продажа имущества и повторная постановка на учет. Как чиновники будут бороться с таким способом, пока неясно, отмечает Ольга Аввакумова.

Государство ищет новые способы пополнить бюджет, поэтому минфин перекрывает лазейки для снижения налога на имущество. "Казне нужны деньги, соответственно, изыскиваются новые способы ее пополнить, и увеличение налогового бремени кажется законодателям наиболее быстрым и доступным способом. Налог на имущество организаций за последнее время претерпел массу преобразований, некоторые из них практически могут парализовать деятельность компаний, которые являются собственниками зданий и не используют схемы для вывода имущества из-под налогообложения. Теперь дело дошло и до движимого имущества. Такими темпами налог на имущество может стать одним из основных источников поступления денежных средств", - заявила Диана Маклозян, руководитель юридического департамента консалтинговой компании HEADS.

Новые поправки в закон могут привести к тому, что в стране все меньше компаний будут вообще обладать каким-либо имуществом, что приведет к росту фирм-однодневок и уменьшит возможность принудительного взыскания с компаний долгов. Это, в свою очередь, затронет интересы как самого государства, так и контрагентов компаний. "Все нововведения относительно имущества пока вводятся только в отношении юридических лиц, не затрагивая индивидуальных предпринимателей, что может привести к тому, что будут использоваться схемы по переводу имущества с юридических лиц на физических", - считает Диана Маклозян.

Оптимизировать налог компании могут с помощью лизинга, поскольку пп. 1 п. 2 ст. 259.3 НК РФ в отношении основных средств, являющихся предметом договора лизинга, предусмотрено право применять коэффициент ускоренной амортизации, но не выше 3. "Одним из распространенных способов ухода от налога на имущество является аренда. Организация у своей "дружественной" компании-упрощенца арендует необходимое оборудование. Но надо понимать, что выгоднее - налог на имущество или арендные платежи. Кроме того, надо следить за тем, чтобы взаимоотношения компаний не попали во внимание налоговых органов как контролируемые сделки", - напоминает Диана Маклозян.

12 августа 2014