Обзор законодательства

6 августа 2014

Д. Медведев не исключает роста налоговой нагрузки ради повышения доходной части бюджета.

Проект бюджета для внесения в Госдуму планируется подготовить к середине сентября

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев не исключает, что для повышения доходной части бюджета может быть рассмотрен вопрос о повышении налоговой нагрузки. Об этом он заявил на совещании по вопросу "О бюджетных проектировках на 2015 год", передает агентство ИТАР-ТАСС.

"Чтобы добиться дальнейшего роста, нам нужно сконцентрироваться на приоритетах и повысить эффективность государственных расходов, - сказал премьер. - Это очевидно, это общее место, мы об этом говорим во время любых экономических совещаний. С другой стороны, необходимо проанализировать и дополнительные возможности по мобилизации доходов включая самые разные варианты - даже увеличение налоговой нагрузки - несмотря на то, что к этой мере надо прибегать в самом крайнем случае".

Глава кабинета министров добавил, что "ряд вопросов уже рассматривался, есть предложения, нужно еще раз все обсудить, все "за" и "против", прежде чем будут приняты нормативные решения. Премьер-министр напомнил, что ориентировочно в середине сентября необходимо выйти на проект бюджета, который будет внесен в Государственную думу.

Дмитрий Медведев признал, что "сложившаяся вокруг страны ситуация" ставит перед правительством ограничения и требует ответа на долгосрочные вызовы уже сейчас. "То, что мы могли оставить на потом и сказать, что сделаем это как-то иначе, теперь нужно отвечать на эти вопросы именно сейчас" - отметил премьер. По его словам, необходимо работать с расходной и доходной частью бюджета. "Оба пути непростые, о них нужно думать, и они требуют комплексных решений", - констатировал он.

Глава правительства также заявил, что все социальные обязательства государства будут выполнены в полном объеме и учтены в бюджете на ближайшие три года. Он подчеркнул, что проект бюджета на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годов должен быть реалистичным и сбалансированным, учитывающим в том числе,негативные последствия санкций против страны.

При этом глава кабинета особо отметил, что все намеченные проекты, необходимые для государства, будут реализовываться. "В любом случае, что бы ни происходило, никаких сомнений быть не должно: мы продолжим движение вперед и будем реализовывать программы и проекты, которые имеют общенациональное значение", - сказал он.

 

МЭР РФ: Закон о госрегистрации прав на недвижимое имущество улучшит бизнес-климат

Министерство рассчитывает, что документ вступит в силу с 1 января 2017 года

Принятие закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество", проект которого Минэкономразвития РФ внесло в правительство, позволит объединить реестр прав и кадастра недвижимости. Таким образом, в результате будет создана единая учетно-регистрационная процедура с максимальным сохранением институтов, регулирующих гражданско-правовой оборот хозяйствующих субъектов. Об этом в интервью "Российской Бизнес-газете" рассказал заместитель министра экономического развития РФ Павел Королев.

"Появится, по сути, "единая" процедура: от идеи создания объекта недвижимости до оформления прав на него. Идея законопроекта заключается в консолидации актов в сфере оборота недвижимости для повышения качества оказываемых госуслуг", - сказал он.

По словам замминистра, создание единого госреестра недвижимости, включающего всю информацию о земельных участках, их границ, границ охранных зон, объектов, расположенных в пределах границ земельных участков, их вид, использование (в том числе фактическое), в корне изменит систему госрегистрации. Кроме того, такой информационный ресурс будет содержать сведения обо всех актуальных и прекращенных обязательствах правообладателей.

Павел Королев уверен, что в результате бизнес получит внятные, четкие и прозрачные правила оказания государственных услуг, исчерпывающий перечень документов, детальную регламентацию услуг, а также сокращение сроков оказания госуслуг.

Замминистра рассчитывает, что закон вступит в силу с 1 января 2017 года.

 

Чиновники, на выезд

Оспорить оценку дачи, квартиры, участка, с которой налоговые инспекции производят расчет налога, можно и в досудебном порядке. Для этого введены такие процедуры, как общественная экспертиза и оценочная комиссия при Росреестре. Об этом на "Деловом завтраке" в "РГ" рассказал руководитель Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) Игорь Васильев.

Игорь Владимирович, ваша служба как никакая другая приближена к людям. Не так давно у нас увеличился земельный налог, на очереди - введение налога на недвижимость. Основные данные для начисления налога предоставляет ваша служба. Может ли гражданин с вашей помощью заранее получить представление о том, во что оценили его земельный участок, обратиться к вам и, предположим, не согласиться с оценкой?

деятельности в РФ". Нововведения направлены на определение справедливой и сопоставимой кадастровой стоимости для правообладателей, на создание "честной" базы по платежам, в том числе налоговым. И на формирование прозрачного и конкурентного рынка для тех, кто эту стоимость определяет. Наиболее существенным новшеством для открытости кадастровой оценки стало введение процедуры "общественной экспертизы" в структуре Росреестра. В рамках такой экспертизы на сайте нашей службы еще до принятия результатов оценки местной властью любой может познакомиться с проектом отчета. А в случае несогласия дать к нему свои замечания.

А в случае недовольства уже результатами оценки, каковы должны быть действия граждан?

Игорь Васильев: Есть судебные процедуры, а есть досудебные - в этом случае можно обратиться в комиссии, действующие при наших территориальных органах.

Что значит "досудебная"? То есть стороны пойдут в вопросе оценочной стоимости объекта недвижимости на некий компромисс?

Игорь Васильев: Да, ведь здесь истина лежит посередине, и она очень сильно зависит от качества работы оценщиков, привлекаемых местными властями для этих работ.

Наверное, на 90 процентов. А впоследствии уже появляется возможность ее оспорить в досудебных процедурах, привести свои аргументы. И в итоге принимается решение - либо в пользу, либо не в пользу налогоплательщика.

В Москве большинство документов для проведения регистрационных действий с недвижимостью принимаются в удобных многофункциональных центрах (МФЦ). А как те же самые процедуры проходят в регионах? Есть ли там очереди?

Игорь Васильев: В настоящее время подписаны соглашения с 83 субъектами Федерации, по которым во всех регионах организован процесс приема документов через такие центры. Что же касается очередей, то Росреестр сейчас начинает реализовывать проект, благодаря которому можно будет просмотреть в реальном времени видеоизображение с камер, установленных в офисах Росреестра и Кадастровой палаты. И увидеть, есть ли в данный момент очередь. В Москве очередей сейчас нет. Вдобавок те же самые камеры будут способствовать и решению антикоррупционной задачи. Наши специалисты будут знать, что их работа постоянно контролируется.

А вы можете помочь тем гражданам, которые в силу возраста или здоровья сами не могут приехать в МФЦ?

Игорь Васильев: Росреестр стал одним из первых федеральных ведомств в стране, внедрившим услугу по выездному обслуживанию заявителей, которую оказывает Федеральная кадастровая палата. Для ветеранов и людей с ограниченными возможностями выездная услуга по приему и выдаче документов предоставляется бесплатно. В первом полугодии 2014 года было совершено 1978 таких выездов, во время которых принято и выдано 2,4 тысячи пакетов документов - 4 процента от общего числа.

 

Малый бизнес получит гарантированное кредитование

ВЭБ предложил правительству пересмотреть механизм кредитования под гарантии МСП-банка. Если поправки будут приняты, претендовать на них смогут и предприятия малого бизнеса, а стоимость проектов, под которые такие гарантии могут выдаваться, снизится втрое. Это поможет увеличить объем выдач гарантий до 10 млрд руб. ежегодно. Однако ВЭБу еще предстоит заручиться согласием Минфина и Минэкономики.

Рассмотрение механизма госгарантий под кредиты среднему бизнесу проходило на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова в конце июля. Об этом "Ъ" рассказали несколько его участников. "ВЭБ согласно поручению направил свои предложения по повышению объема выдач госгарантий",— уточнил один из них. О некоторых из этих предложений рассказал "Ъ" первый зампред МСП-банка Денис Урсуляк. Предполагается выдавать гарантии на проекты не только среднего, но и малого бизнеса. "Кроме того, мы считаем необходимым снизить стоимость проектов, под кредитование которых может быть выдана гарантия МСП-банка, со 100 млн руб. до 30 млн руб., как у региональных гарантийных фондов",— добавляет он. Третье предложение — учитывать займы от собственников компаний-заемщиков в тех 20% стоимости проекта, которые обеспечивает сама компания. В ВЭБе отказались от комментариев. Впрочем, по сведениям "Ъ", программу предложено распространить не на весь малый бизнес, а лишь на компании, которые на дату выдачи гарантии уже соответствуют критериям среднего бизнеса по выручке (от 400 млн до 1 млрд руб.) или количеству сотрудников (100-250 человек).

Вопрос эффективности гарантийного механизма обсуждается не впервые. С начала действия программы госгарантий от МСП-банка (с августа прошлого года) их было выдано менее двух десятков на сумму всего 1,5 млрд руб. При этом отказов предприятия получили существенно больше, свыше 100 случаев, отмечает один из собеседников "Ъ". В начале года в МСП-банке уже предлагали распространить гарантии и на малый бизнес при условии докапитализации банка (см. "Ъ" от 24 января), но на эти средства было решено создать Агентство кредитных гарантий. "Теперь ВЭБ просит хотя бы предусмотреть в бюджете средства на поддержку МСП-банка, если его расходы на выплаты по гарантиям вырастут до 10%",— отмечает один из собеседников "Ъ". В Минфине на запрос "Ъ" о готовности выделения бюджетных средств на эти цели вчера не ответили.

Пока не ясно, будут ли приняты предложения ВЭБа, с учетом того, что некоторые из них он уже обсуждал с Минэкономики и не нашел его поддержки в конце прошлого года. В МСП-банке ссылаются на то, что на уровне правительства эти предложения будут рассматриваться впервые. В Минэкономики от детальных комментариев отказались, уточнив, что выработка позиции еще не завершена.

Впрочем, банкиров в ходе совещания интересовало другое — расширение механизма рефинансирования в ЦБ под залог кредитов малому и среднему бизнесу, обеспеченных госгарантиями. По итогам совещания Банку России было рекомендовано снизить требования к кредитным рейтингам ценных бумаг, обеспеченным такими кредитами (например, при секьюритизации). В ЦБ этого не исключают. "В настоящее время положение "О порядке расчета рыночного риска" в соответствии с документами Базельского комитета для отнесения ценных бумаг к инструментам с низким риском в рамках оценки специального процентного риска содержит требование о наличии двух рейтингов долгосрочной кредитоспособности, установленных международными рейтинговыми агентствами на уровне не ниже уровня ВВВ-",— говорится в ответе Банка России. Кроме того, предполагается дополнительно рассмотреть вопрос о возможности применения в целях расчета рыночного риска рейтинговых оценок, устанавливаемых национальными рейтинговыми агентствами. В ЦБ не исключают отнесения гарантий, выданных Агентством кредитных гарантий, к первой категории качества (гарантии МСП-банка согласно его рейтингу уже к ней относятся). "Сейчас они признаются обеспечением второй категории качества как обычные банковские гарантии и принимаются в расчет с дисконтом 50% от суммы гарантии",— пояснили в ЦБ. Впрочем, в МСП-банке предлагают не привязывать качество своих гарантий к рейтингу банка. "Если предложения по снижению стоимости проекта все же не дадут доступа малому бизнесу, который реально не имеет собственности и не может ее заложить для получения кредита, поэтому и нуждается в гарантиях, то смягчение требований по резервам помогло бы банкам уменьшить давление на капитал",— говорит зампред СДМ-банка Вячеслав Андрюшкин.

 

Минэкономики берет реорганизацию в оборот

Минэкономики опубликовало поправки к законам об АО и ООО, касающиеся проведения реорганизации обществ. Изменения приводят эти законы в соответствие с новой редакцией Гражданского кодекса, предполагающей создание более гибких процедур реорганизации. В частности, для слияния и преобразования компаний больше не придется проводить несколько реорганизаций подряд — все можно будет сделать в одной совмещенной процедуре. Кредиторы же теперь могут требовать от реорганизуемого лица досрочного погашения обязательств только через суд.

Изменения законов "Об акционерных обществах" и "Об обществах с ограниченной ответственностью", предложенные Минэкономики, детализируют новую процедуру реорганизации этих компаний в соответствии с новыми положениями ГК РФ. Вступление поправок в силу предполагается 1 января 2015 года.

Напомним, новая редакция ГК допускает проведение как смешанной реорганизации с одновременным сочетанием различных ее форм (слияние, выделение, преобразование), так и совмещенной — преобразование одновременно двух и более юрлиц, даже если они имеют различную организационно-правовую форму (АО и ООО). В результате реорганизации может быть создано юрлицо другой формы, нежели компании, участвовавшие в процедуре. Исключение — случаи, прямо предусмотренные законодательством. Например, недопустима реорганизация некоммерческой организации в коммерческую и наоборот. Понятие "разделительного баланса" исчезает, все права и обязанности новообразованных обществ будут определяться в передаточном акте. Если в результате реорганизации остается единственный правопреемник, передаточный акт не составляется.

Кроме того, поправки ограничивают права кредиторов реорганизуемого лица. Так, кредиторы, чьи права требования возникли до публикации в СМИ первого уведомления о реорганизации (теперь они публикуются дважды), могут потребовать досрочного исполнения обязательств. Но теперь — только в судебном порядке. Партнер юридической фирмы ЮСТ Евгений Жилин замечает, что предыдущее регулирование обязывало обращаться в суд за досрочным исполнением обязательств только кредиторов ОАО. "Права кредиторов стали более сбалансированы, ранее был существенный перекос в их сторону. Вносимые изменения предполагают, что кредитор должен доказать, что реорганизация ущемляет его права",— указывает партнер адвокатского бюро "Линия права" Руслан Нагайбеков.

Согласно поправкам, обязательства по предъявленному кредитором требованию должны быть исполнены до момента окончания процесса реорганизации. При невозможности досрочного исполнения кредитор может обратиться за возмещением убытков. Все эти права не предоставляются кредиторам, которые уже имеют или получат достаточное обеспечение в течение 30 дней с даты предъявления требований. Достаточным считается обеспечение, которое согласился принять кредитор, или же независимая безотзывная банковская гарантия, срок действия которой минимум на три месяца превышает срок исполнения обязательства.

Реорганизованное и новообразованное юрлица несут перед кредитором солидарную ответственность, если передаточный акт не позволяет определить правопреемника по обязательству или при реорганизации были "недобросовестно распределены активы и обязательства реорганизуемых юрлиц", что привело к существенному нарушению интересов кредиторов. К солидарной ответственности могут быть привлечены и граждане, уполномоченные выступать от имени реорганизуемой компании — включая членов коллегиальных органов управления. Евгений Жилин отмечает, что предложенная Минэкономики формулировка "недобросовестное распределение активов" довольно расплывчата. На практике она может означать как широкие возможности для кредиторов, так и уход представителей должника от ответственности.

Из позитивных нововведений можно назвать возможность проведения реорганизации под отлагательным условием — если будут приняты соответствующие корпоративные решения остальными участниками процедуры. "Если одно АО присоединяется к другому с преобразованием в ООО, но первое АО приняло решение на общем собрании акционеров, а второе — нет, то отлагательное условие дает возможность сделать решение первого АО не имеющим юридических последствий",— объясняет Руслан Нагайбеков. Помимо признания реорганизации недействительной суд может признать ее несостоявшейся, если решение о ее проведении не принималось участниками (акционерами) компании или для госрегистрации новообразованных лиц были предоставлены недостоверные данные.

В целом юристы считают, что изменения возвращают реорганизацию как инструмент в гражданско-правовой оборот. "Имевшееся регулирование не соответствовало растущим потребностям бизнеса, и поэтому проще было решать вопросы реструктуризации иными способами, например, передачей активов и созданием новых юрлиц. Теперь реорганизацией начнут пользоваться чаще",— отмечает Руслан Нагайбеков. По словам Евгения Жилина, процедура стала более гибкой и исключила необходимость проведения нескольких реорганизаций подряд, а разрешение совмещенной и смешанной реорганизации позволит сэкономить время и деньги компаний.

 

Центробанк разрабатывает срочный план поддержки села

О том, что Центральный банк вплотную приступил к разработке программы поддержки сельскохозяйственных производителей, сообщается в письме директора департамента денежно-кредитной политики Банка России Игоря Дмитриева «О кредитной поддержке сельскохозяйственных предприятий», разосланном в территориальные учреждения ЦБ.

«По поручению руководства Банка России департамент денежно-кредитной политики в настоящее время прорабатывает комплекс вопросов по совершенствованию механизмов финансирования и кредитования российских сельхозпроизводителей, — указывает  в письме господин Дмитриев. — Прошу〈…〉в возможно короткие сроки подготовить и направить в департамент предложения по развитию мер кредитной поддержки сельскохозяйственных предприятий».

Конкретных сроков и условий Дмитриев в письме не указал. Как рассказал «Известиям» источник в департаменте денежно-кредитной политики, предполагается, что план будет готов к концу лета, однако пока никаких деталей нет.

Причиной для разработки такого плана, по словам собеседника «Известий» в ЦБ, явилось то, что после резкого повышения ключевой ставки c 5,5 до 8% эта отрасль стала наименее привлекательной для кредитных организаций. Согласно статистике, в этом году на проведение полевых работ банками было выдано кредитов только на 90 млрд рублей, хотя год назад этот показатель составлял 104 млрд рублей. Ранее председатель Центробанка Эльвира Наибуллина говорила, что поддержка производства, в том числе и сельского хозяйства, — это задача правительства, а не ЦБ.

Как рассказал «Известиям» председатель комитета «Деловой России» по агропромышленной политике, председатель правления Национального союза производителей молока Андрей Даниленко, вопрос поддержки сельхозпроизводителей в конце июня поднимался президентом Владимиром Путиным на совещании по вопросам поддержки сельского хозяйства. Президент выразил озабоченность сильной закредитованностью сельских предприятий на фоне их крайне низкой рентабельности. По данным Минсельхоза, на 1 мая текущего года задолженность сельхозпроизводителей перед российскими банками выросла на 5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, достигнув приличной суммы — 2 трлн рублей, при этом просроченная задолженность выросла еще больше — на 20%.

— Основные фонды, включая машинный парк, требуют пополнения и обновления, — констатировал президент. — Необходимо существенно улучшить условия для инвестиций в сельское хозяйство, повысить привлекательность этого капиталоемкого и технологического сектора экономики. Российский рынок, рынок формирующегося Евразийского экономического союза, — а это, как мы знаем, свыше 170 млн человек — один из самых перспективных сегодня.

По словам Даниленко, в настоящее время обсуждается три возможные меры поддержки мегарегулятором сельского хозяйства. Во-первых, выдача дешевых денег банкам для кредитов фермерам с фиксированной процентной ставкой, во-вторых, выдача специальных поручительств перед банкам и, в третьих, возможность смягчения требований к резервам на кредиты, выданные сельхозпроизводителям.

— В настоящее время ресурсы, привлеченные Россельхозбанком, — коммерческие, а значит, дорогие, и, судя по всему, на фоне санкций невозможно будет привлечь даже такое фондирование, — говорит Даниленко. — А если к делу подключится Центральный банк, то за счет экономии на кредитах себестоимость сельской продукции может быть снижена минимум на 20%.

— Снижение требований по созданию резервов на потери по ссудам для малых компаний, возможно, дало бы хороший эффект, — соглашаются в пресс-службе МСП Банка. — Банк России в этой области мог бы рассмотреть снижение резервов на полную сумму подобного обеспечения. Не исключено, что у ЦБ есть предложения и в области страхования сельскохозяйственных рисков. Также полезным может быть и долгосрочное фондирование операций по кредитованию сельхозпроизводителей на доступных условиях.

— Центральный банк, судя по всему, ищет эффективный инструмент, с помощью которого эффективные хозяйства могли бы получить господдержку, — считает президент ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков. — Проблема в том, что на селе фактически нет длинных денег, несмотря на то что в России существует специализированный для поддержки фермеров Россельхозбанк. Тем не менее ЦБ мог бы найти такой инструмент, который предоставил бы сельским предпринимателям длинное финансовое плечо: он мог бы, к примеру, выкупать выданные кредиты, брать их в залог, разработать специальную программу страхования урожая — это всё в силах регулятора.

 

Правительство продлило на 2015 год заморозку пенсионных накоплений

Правительство приняло решение продлить на 2015 год мораторий на формирование накопительной части пенсий.

«При обсуждении проектов федерального бюджета и бюджета ПФР правительство приняло решение направить в 2015 году средства страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в полном объеме на формирование и финансирование страховой пенсии в распределительной составляющей пенсионной системы. Соответственно, те взносы, которые в 2015 году должны были пойти в накопительную составляющую, увеличат пенсионные права граждан в распределительной составляющей», — заявил министр труда и социальной защиты Максим Топилин.

По словам главы Минтруда, продление заморозки пенсионных накоплений не связано с дефицитом пенсионной системы, а направлено на усиление ее солидарного характера.

«Вместе с тем не может не вызывать опасения низкая эффективность накопительной составляющей и фактическое снижение пенсионных прав сограждан посредством этого механизма», — отметил Топилин.

В настоящее время прорабатывается детальный механизм реализации принятого решения.

По оценке министерства, сейчас в накопительной части пенсионной системы находятся около 52% граждан. На долю уже реорганизованных НПФ приходится около 76% всех пенсионных накоплений, сообщает «РИА Новости».

 

Компаниям могут разрешить открывать банковские счета дистанционно

Национальный совет финансового рынка (НСФР) предлагает на уровне закона освободить компании и индивидуальных предпринимателей (ИП) от обязанности предоставлять банкам для открытия счетов свидетельства о постановке на учет в Федеральной налоговой службе (ФНС) и о государственной регистрации. Совет предлагает предусмотреть для корпоративных клиентов возможность открывать счета дистанционно. Банки, как указывает совет, могут проверять достоверность сведений, предоставляемых компаниями и ИП, на основании данных, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), полученных в электронном виде. Также НСФР считает нужным закрепить на уровне закона возможность предоставления компаниями и ИП документов, необходимых для идентификации, в электронном виде. Соответствующий законопроект НСФР, изменяющий закон «О банках и банковской деятельности», а также Налоговый кодекс, направлен в Минфин, Минэкономразвития и Росфинмониторинг.

Согласно Налоговому кодексу, сейчас банки вправе открывать счета юрлицам и ИП только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговой. А в соответствии с ч. 11 ст. 5 закона «О банках и банковской деятельности» установлен запрет на открытие счетов корпоративным клиентам без получения от компаний и ИП аналогичного документа, а также свидетельства о госрегистрации.

— Указанные нормы исключают возможность дистанционного открытия счета компании и ИП, — говорит автор законопроекта, председатель НСФР Андрей Емелин.

Если законопроект НСФР будет принят, компании смогут открывать счета в банках в режиме онлайн, не посещая для этого офис кредитной организации.

— По подсчетам участников рынка, время открытия счета в случае закрепления возможности дистанционной проверки сведений о юрлицах и ИП в целях открытия расчетного счета будет сокращено в 18 раз, — говорит директор юридического департамента НСФР Наталия Крючкова. — Существенно сократятся административно-хозяйственные расходы на «бумажный документооборот» и оплату труда сотрудников банка. Закрепление возможности дистанционного открытия расчетных счетов существенным образом повлияет в лучшую сторону на инвестиционный климат и позволит России улучшить свои позиции в рейтинге привлекательности ведения бизнеса (Doing Business).

Как пояснила Крючкова, для начала банки могут открывать счета дистанционно тем корпоративным клиентам, которые уже были идентифицированы — чтобы соблюсти антиотмывочное законодательство (115-ФЗ). То есть речь будет идти об открытии в режиме онлайн второго и последующего счетов. Как указывают в НСФР, если схема будет признана удачной и никаких дополнительных рисков в ходе ее реализации не возникнет, можно будет распространить ее на все счета компаний и ИП.

Сейчас помимо вышеуказанных свидетельств корпоративные клиенты предоставляют в банк для открытия счета учредительные документы (устав, учредительный договор), карточку с образцами оттиска печати и подписей лиц, наделенных правом распоряжаться счетом, документы, подтверждающие их полномочия. И еще с десяток самых разнообразных документов. Полный комплект документов, необходимых для открытия расчетного счета, может быть различным в зависимости от требований конкретного банка.

По мнению НСФР, документы могут предоставляться компаниями в электронном виде или же банки при открытии счетов корпоративным клиентам могут руководствоваться выпиской из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, содержащих требуемые данные.

В Минфине сообщили, что законопроект НСФР министерствами получен и находится на рассмотрении.

В Минэкономразвития «Известиям» заявили, что пока не изучали документ и официальная позиция по нему не сформирована. Однако в министерстве отметили, что идея НСФР может быть поддержана с учетом всех рисков, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем.

— Росфинмониторинг вряд ли поддержит этот законопроект, поскольку идентификация клиента либо, как в случае с юридическими лицами, представителя клиента является ключевым элементом системы противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, — пояснил «Известиям» статс-секретарь, замдиректора Росфинмониторинга Павел Ливадный. — В том числе необходимость осуществления идентификации в этих случаях является одним из значимых элементов системы борьбы с фирмами-однодневками. Плюсы от предлагаемого механизма далеко не очевидны, поскольку российские банки столкнутся с рисками, связанными с тем, что не будут знать свою клиентскую базу, в которой юридические лица составляют основную часть, и могут столкнуться с обслуживанием клиентов высочайшей степени риска.

Банкиры также неоднозначно восприняли новацию.

Вице-президент,  замруководителя корпоративного блока Промсвязьбанка Андрей Леушев считает, что новация снизит как операционные, так и финансовые издержки банков, компаний и ИП.

— Первоначальная идентификация только на основании выписки из ЕГРЮЛ вступает в противоречие с общемировым банковским стандартом «знай своего клиента», — считает директор юридического департамента СДМ-банка Александр Голубев. — «Знакомство» с клиентом только на основании переписки по электронной почте вряд ли может считаться должным и достаточным. Да, разумеется, бумажный документооборот между банками и их клиентами должно максимально уменьшаться и заменяться на электронный. Однако для того, чтобы минимизировать искажение (прежде всего с целью мошенничества) передаваемых сведений, такие данные должны быть как минимум удостоверены цифровой подписью, для получения которой клиенту всё равно необходимо будет себя идентифицировать в полном объеме.

Как отмечает замначальника отдела открытия счетов СБ Банка Каринэ Ганюшкина, выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП не содержит всей необходимой при открытии счета информации: в частности, там нет реквизитов свидетельств  о госрегистрации и о постановке на учет в налоговом органе, которые банк указывает в сообщении об открытии и закрытии счетов.

По мнению адвоката Данила Левченко, предоставление банкам копий всех учредительных и прочих документов, заполнение анкет — пережиток, который рано или поздно должен отмереть. По его словам —  ЕГРЮЛ и ЕГРИП — это госреестры, содержащие всю полноту сведений о юрлицах.

По мнению Левченко, большой список документов требуемых банком для открытия счета — не панацея от мошенничества.

— Недобросовестные лица и сегодня используют безналичные платежи в той мере, в которой этого требует их незаконный бизнес, поэтому бюрократия при открытии счета в банке для юридических лиц просто создает лишние, никому не нужные проблемы для банков и их клиентов, — отмечает он. 

Подпишитесь на наши новости подписаться на рассылку
6
августа
2014
Учредители агентства