Обзор законодательства

4 августа 2014

МЭР РФ: В рамках контрактной системы количество закупок у малого бизнеса увеличилось на 60%

Малый и средний бизнес получит дополнительный триллион рублей при закупках государственных компаний

В первом полугодии 2014 года в рамках контрактной системы сумма контрактов с субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными некоммерческими организациями составила более 167 млрд рублей, что на 59% превышает аналогичный период прошлого года. Об этом сообщил заместитель министра экономического развития России Евгений Елин.

Федеральным законом № 44-ФЗ расширены меры поддержки МСП, в том числе увеличена квота закупок у субъектов малого предпринимательства с 10% до 15%, говорится в сообщении Минэкономразвития РФ.

"Кроме того, установлена обязанность заказчиков осуществлять взаиморасчеты с СМП в срок не более 30 дней, что устраняет одно из основных препятствий, в силу которого ранее эти субъекты не могли участвовать в государственных закупках по причине длительных сроков оплаты контрактов. Важное отличие закона о контрактной системы заключается в том, что в эти 15% не входят в несостоявшиеся закупки, как это было ранее, таким образом, исключена виртуальная поддержка малого бизнеса", - отметил директор Департамента развития контрактной системы Максим Чемерисов.

В настоящее время аналогичная работа проводится в рамках 223-ФЗ. Так, подготовлен проект постановления Правительства РФ, которым устанавливается квота закупок у малого и среднего предпринимательства для компаний с государственным участием и субъектов естественных монополий.

"Возможность стать поставщиком государства является более эффективной мерой поддержки бизнеса и развития промышленного потенциала малого и среднего предпринимательства, решения задач импортозамещения, чем просто разовые субсидии. Объем дополнительных средств, которые благодаря данному нововведению будут направлены на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства, оценивается не менее чем в 1 трлн. рублей", - заметил заместитель министра.

Минфин разослал законопроект о введении налога с продаж на согласование — «Коммерсантъ»

На согласование ведомствам разослан подготовленный Минфином проект закона о введении регионами налога с продаж (НСП), пишет1 «Коммерсантъ». В соответствии с документом в НК с 1 января 2015 г. должна появиться новая глава 30.1 «Налог с продаж», устанавливающая общие параметры налога. Решение о его введении каждый регион будет принимать самостоятельно.

Путин решил вернуть налог с продаж

Платить новый налог придется организациям и индивидуальным предпринимателям, работающим с физлицами. Максимальная ставка налога — 3% от цены реализации (включая НДС и акцизы). Регионы смогут устанавливать и меньшую ставку, но ее дифференциация по видам товаров и категориям плательщиков запрещена.

По замыслу Минфина налог не должен распространяться на большинство товаров, входящих в перечень социально значимых товаров (облагаются льготной 10%-ной ставкой НДС): хлеб и хлебобулочные изделия, молоко и молокопродукты, растительное масло, маргарин, мука, яйца, крупы, сахар, соль, картофель, лекарства, детское и диабетическое питание, детская одежда и обувь. Однако на мясо, рыбу и овощи новый налог будет распространяться.

Освободят от НСП услуги предприятий ЖКХ, транспортных организаций, банков, сферы образования, культуры и социального обслуживания. Не придется его платить и тем, кто реализует недвижимость и ценные бумаги.

Эти нормы действовали и в прежней редакции закона о НСП, действовавшей до 1 января 2004 г. Отличия заключаются лишь в том, что в новой редакции налог предлагается взимать с продаж, как за наличный, так и безналичный расчет, а также снижена его ставка с 5 до 3%.

В 2003 г. Конституционный суд признал одновременное взимание НДС и налога с продаж неконституционным (тогда речь шла о покупках индивидуальных предпринимателей). Никакого решения этой проблемы в новой версии закона не представлено.

Малый бизнес просит льгот по налогу на имущество

Просьба «Опоры» содержится в письме ее президента Александра Бречалова, которое он направил 31 августа министру экономического развития Алексею Улюкаеву. В пресс-службе «Опоры» подтвердили содержание письма и факт его отправки. В Минэкономразвития его пока не получали, сказал его представитель.

Весной президент Владимир Путин подписал закон, который обязал малый бизнес платить с торгово-офисного имущества налог с его кадастровой стоимости. Такой налог уже ввели власти Москвы, Московской и Амурской областей, а с 2015 г. могут ввести и остальные регионы.

Бречалов предлагает скорректировать федеральные стандарты оценки, утверждаемые Минэкономразвития: при расчете стоимости объекта и земли учитывать только ту площадь, которую малый бизнес реально использует для торговли и офиса. Складские помещения, коридоры, коммуникации, подъездные пути, объекты благоустройства и т. п. учитываться не должны.

Введение поправочных коэффициентов, которые учитывают «фактически полезное использование», поможет существенно снизить налоговую нагрузку на малый и средний бизнес, пишет Бречалов. Сейчас оценщик не выезжает на место, а руководствуется устаревшей документацией и усредненными ценовыми показателями по региону, которые часто отличаются от реальной стоимости. В результате кадастровая стоимость завышается. Собственники и арендаторы уже подали тысячи исков, пытаясь оспорить оценку, говорится в письме.

К аналогичному решению пришли власти Москвы, напоминает Бречалов: планируется, что при определении кадастровой стоимости будет учитываться только полезная площадь здания. Для торговых центров коэффициент полезных площадей может составить 0,6-0,7, для офисных — 0,75-0,85, но окончательного решения пока нет, объясняет представитель столичного департамента имущества. Пока нет утвержденных коэффициентов, нет и расчетов выпадающих доходов, уверяет представитель департамента экономической политики Москвы.

У регионов есть право давать льготы по налогу на недвижимость, в том числе вводить понижающие коэффициенты, поэтому нет необходимости предпринимать что-либо на федеральном уровне, считает сотрудник Минэкономразвития. «Правительство в целом повышает фискальную нагрузку на торговлю (с 2015 г. возможно введение налога с продаж. — “Ведомости”), и соглашаться на какие-либо льготы сейчас неправильно», — рассуждает он.

С правительством идея «полезной площади» предметно не обсуждалась, говорит сотрудник аппарата: «Главный вопрос — что считать такой площадью? Например, без складских помещений и парковки торговый центр работать не может».

У девелоперов пока нет единого сценария реакции на рост налогов, рассказывает президент Российского совета торговых центров Булат Шакиров: одни поднимают арендную плату, другие оспаривают оценку. Обычно собственники торговых центров поднимают ставку для арендаторов, а те перекладывают нагрузку на потребителя, предупреждает он. Налог должен платиться только с «полезной площади», уверен Шакиров: в торговых центрах площадью 3000 кв. м на подземные парковки может приходиться до 2000 кв. м и доход от них, даже если парковка платная, минимален.

Изменение федеральных стандартов означает, что льготу получит не только малый, а весь бизнес, отмечает Дмитрий Костальгин из Taxadvisor. Логика введения понижающего коэффициента спорная, рассуждает он: «По такой же логике можно ввести поправочный коэффициент на ночное время, когда магазины не работают и прибыль не извлекается».

ФАС считает, что новый закон о госзакупках неэффективен

В распоряжении «Ведомостей» оказалась презентация к докладу Артемьева о состоянии конкуренции. Он выступит с ним на заседании правительства в четверг, сказал представитель премьера Дмитрия Медведева.

Конкуренция из сферы госзакупок почти полностью устранена — так оценивает ФАС первые итоги применения закона о федеральной контрактной системе (ФКС с 2014 г. сменила закон о госзакупках 94-ФЗ). Госзаказчики отбирают подрядчиков по субъективным неценовым критериям, а то и вовсе обходят конкурсные процедуры, переводя закупки на ГУПы и МУПы. Уменьшилась поддержка малого и среднего бизнеса за счет госзаказа, более чем вдвое упала доля средств, сэкономленных на торгах по строительным подрядам (7,24% в 2013 г. против 3,16% в I квартале 2014 г.), говорится в докладе.

Ценовые показатели играют главную роль только при закупках простых товаров и услуг, а нестоимостные критерии необходимы при отборе исполнителей с «интеллектуальным потенциалом», спорит представитель Минэкономразвития. Отсрочка ГУПам и МУПам (для них нормы закона о ФКС вступают в силу с 2017 г.) была нужна, чтобы они успели адаптироваться, но Минэкономразвития согласно перенести сроки на 2015 г. За первое полугодие на стройке было сэкономлено уже 5,73% госсредств, а закупки у малого бизнеса выросли на 59% до 167 млрд руб., приводит данные представитель министерства.

Представитель ФАС отказался комментировать презентацию, расчеты и аргументы Минэкономразвития, но заверил, что текст доклада меняться не будет.

Исполнители вынуждены переключаться на аукционы: ФАС отменяет итоги большинства конкурсов, если критерии участия в них нельзя четко измерить, жалуется консультант господрядчика, но для некоторых работ без субъективных оценок не обойтись. Электронные аукционы ввели, а на экономии, качестве и коррупции это не отразилось, признает федеральный чиновник: полноценно положения о планировании и нормировании госзакупок заработают только в 2016 г. Закон нерабочий, согласен консультант господрядчика: требуется ряд подзаконных актов. Выводы делать рано, но среднее время на госзакупку увеличилось в 1,3-1,5 раза до 2,5-3 месяцев, рассказывает госзаказчик.

Закон о ФКС — существенный шаг вперед, уверен исполнительный директор Национальной ассоциации институтов закупок Георгий Сухадольский, но идеология оказалась проработана лучше, чем технология: принимается уже второй крупный пакет поправок. Есть только каркас ФКС, признает сотрудник Минэкономразвития: «Чтобы сформировать ее полностью, понадобится 2-3 года».

Россиян хотят поголовно перевести на безналичные зарплаты

Ассоциация региональных банков России (АСРОС) обратилась в Центробанк с предложением обязать все предприятия переводить зарплаты сотрудникам только на банковские карты. Как пояснил «Известиям» президент АСРОС, зампредседателя комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков, данная мера направлена на стимулирование безналичного оборота. Небанковский бизнес, особенно средний и малый, не в восторге от предложения.

По словам Аксакова, изменения необходимо вносить в Трудовой кодекс и Кодекс об административных нарушениях. Нарушители, по словам депутата, должны нести ответственность: так, штрафы для руководителей компаний могут составить 5 тыс. рублей, а для самих организаций — от 10 тыс. до 50 тыс. рублей.

На фоне вялотекущей борьбы российских властей с «серыми» зарплатами многие компании продолжают выдавать работникам на руки только наличные. За 2013 год денежные доходы населения, по данным ЦБ, составили 43,9 трлн рублей, физлица сняли с карт или оплатили «пластиком» товары и услуги на сумму 26,1 трлн рублей. Следовательно, можно грубо (без учета пенсий и других социальных выплат) оценить охват карточный зарплатными проектами на уровне в районе 50%. Ранее президент Сбербанка Герман Греф заявлял, что из-за высокой доли наличности в денежном обороте страна теряет более 1% ВВП. Объем наличности по отношению к ВВП в России составляет 11,9%, что заметно больше, чем в других странах (5,3% в Мексике, 4,2% в Бразилии; 6,6% в США и 9,3% в Европе).

По мнению Аксакова, обязательная выплата вознаграждения сотрудникам на карты поможет ограничить хождение наличных, а штрафы будут носить стимулирующий характер. Интерес банкиров в рамках продвижения зарплатных проектов вполне объясним: расширение клиентской базы, стабильные комиссии за перечисление средств на карты сотрудников (доходят до 1%), кросс-продажи (можно предложить работникам организации кредитные продукты, информация о доходах под руками), остатки на счетах.

В пресс-службе Центробанка «Известиям» сообщили, что рассмотрят предложение АСРОС при изыскании возможностей для более активного развития безналичных операций с использованием платежных карт, включая корпоративные.

— Все будет более ясно и прозрачно, — комментирует директор департамента розничного бизнеса СДМ-банка Денис Давыдов. — Следует отметить, что данная инициатива будет полезна не только работодателям, но и самим работникам. Причины: заработная плата, переведенная на карту, как правило, белая, что выгодно сотруднику. Это позволит ему после получения справки о доходах подтвердить их в банке при получении кредита, для получения визы для вылета в другую страну.

К тому же известно, что очень часто именно в дни зарплат происходят грабежи, и тогда полученные в кассе наличные теряются безвозвратно, а карточку банк оперативно восстановит, сохранив деньги, указывает старший вице-президент банка «Интеркоммерц» Денис Хренов. В то же время, по словам вице-президента СМП-банка Елены Дворовых, не во всех случаях предложение о выплате зарплаты на карты выглядит разумно.

— Например, в некоторых отдаленных регионах «пластик» далеко не везде принимается для оплаты, а снятие наличных может стать проблемой из-за того, что количество банкоматов в  этом населенном пункте крайне невелико, — указывает Дворовых.

Если в Москве и Московской области один банкомат или платежный терминал приходится на 400 человек, то в Дагестане — на 4500 (данные ЦБ).

— Есть много населенных пунктов, в которых просто некуда засунуть карту по назначению, например, в 11 регионах России на человека приходится 0,2 банкомата, — приводит пример начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий. — Не учитывается и низкий уровень финансовой грамотности населения, особенно в регионах. Внедрение этой инициативы чревато тяжелыми последствиями: люди в глубинке могут быть лишены возможности воспользоваться своими деньгами.

Как отмечает замруководителя блока розничного бизнеса МТС-банка Сергей Картаев, введение зарплатных карт возможно только при условии, что система безналичных расчетов в стране будет действовать на все без исключения торговые и сервисные предприятия, а также предприятия, реализующие зарплатные проекты, обеспечат своим сотрудникам возможность пользоваться устройствами для снятия и перечисления наличных (банкоматами и терминалами).

По словам замдиректора по банковским рейтингам «Эксперт РА» Михаила Доронкина, инициатива должна быть проработана в плане применимости к конкретному типу компании (большинству предприятий малого бизнеса зарплатные проекты будут, очевидно, не выгодны) и работника (следует исключить сезонных и временных работников). Начало реализации инициативы возможно путем запуска пилотного проекта в ряде секторов экономики и регионов с развитой финансовой инфраструктурой (в Москве, Санкт-Петербурге и других городах-миллионниках), считает Доронкин.

Представители компаний выступили против предложения АСРОС. Многим интересно, как банки планируют обсуживать банкоматы, расположенные в сотнях километров от технических и инкассационных центров. По сути, как говорит директор по развитию бизнеса контакт-центра Teleperformance Russia & Ukraine Александр Шибалков, банки предлагают переложить расходы по дальнейшему развитию сети банкоматов на бизнес и потребителей, не планируя при этом сильно развивать сеть POS-терминалов.

— А в ситуации, когда банковские карты не принимаются в розничных точках за пределами крупных городов, эта инициатива еще и абсолютно бессмысленна с экономической точки зрения, поскольку требует огромных затрат, не принося никакого результата, — считает главный бухгалтер турагентства «На чемоданах» Мария Суворова. — То есть работники в итоге точно так же остаются с наличными на руках, а расходы во многих случаях увеличиваются в разы. Поэтому эффект от такого нововведения может быть обратным — еще большая часть малого бизнеса может уйти в тень.

Член правления бизнес-ассоциации «Опора России» Наталья Чудакова сообщила «Известиям», что лишать компании права выбора способа перечисления зарплаты неправильно: «У людей всегда должны быть наличные».

Центробанк и Минфин ведут активную борьбу с наличностью с 2011 года. Число россиян, предпочитающих платить наличными, действительно снижается, но пока темпы этого снижения сложно называть быстрыми. По последним данным ЦБ, 70% россиян продолжают расплачиваться наличными. В 2010 году этот показатель был равен 90,9%.

Российские магазины хотят обязать иметь в ассортименте не менее 50% отечественных товаров

В законодательство РФ нужно внести положение, обязывающее российские торговые сети располагать в своем ассортименте не менее половины товаров отечественного производства. Об этом заявил председатель Комиссии Общественной палаты РФ по социальной поддержке граждан и качеству жизни Владимир Слепак.

«Если мы хотим в сегодняшней непростой обстановке быть реальными патриотами, давайте, уважаемые депутаты, внесём, для начала в закон о торговой деятельности положение обязывающее торговые сети иметь в своем ассортименте не менее 50% товаров отечественных производителей, предоставив им режим наибольшего благоприятствования», - заявил В.Слепак.

«До 80% товаров на полках наших торговых сетей, деятельность которых, кстати, регулируется отдельным законом, представляют зачастую недобросовестные иностранные компании, что подтверждают последние проверки Россельхознадзора, в то время как отечественные производители подвергаются дискриминации», - цитирует пресс-служба палаты председателя комиссии ОП РФ по социальной поддержке и качеству жизни.

 

Подпишитесь на наши новости подписаться на рассылку
4
августа
2014
Учредители агентства