Обзор законодательства

1 августа 2014

Минпромторг усилит меры по устранению барьеров в развитии нестационарной торговли

В частности, планируется упростить процедуру размещения объектов по торговле свежими продуктами питания и печатной продукцией

В целях поддержки малого торгового бизнеса и самозанятости населения Министерство промышленности и торговли России проведет консультации с Правительством Москвы по вопросам совершенствования регулирования нестационарной торговли в Москве и устранения барьеров в развитии малого торгового бизнеса. Об этом говорится в сообщении Минпромторга РФ.

Организовать совместные совещания с представителями мэрии глава ведомства Денис Мантуров поручил профильному департаменту Минпромторга в ответ на обращения граждан, пришедших к нему на личный прием 25 июля 2014 года в связи с ситуацией в нестационарной торговле в Москве.

В ходе диалога с представителями малого торгового бизнеса глава Минпромторга упомянул о разработанных ведомством последних изменениях, направленных на устранение пробелов в федеральном регулировании торговли.

Поправки Минпромторга в федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (закон "О торговле") предполагают меры поддержки предпринимателей, чья торговая деятельность имеет социальную значимость. Так, может быть упрощена процедура размещения объектов по торговле свежими продуктами питания (овощами, фруктами, мясной и молочной продукцией, хлебом) и печатной продукцией. Особые процедуры предполагается установить для фермерских хозяйств, чтобы дать им возможность расширять сбыт через собственные торговые точки.

Органы власти должны будут определить обязательные требования к внешнему облику торговых объектов (киосков, павильонов, лотков), а предприниматели – соблюдать все предписания. Планируется в обязательном порядке взимать платежи в бюджет за размещение объектов и использование выделенной под них территории. За грубые нарушения (например, невнесение платы, нарушение требований к внешнему виду и пр.) предлагается установить ответственность вплоть до расторжения договора и прекращения деятельности торгового объекта.

Проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предполагает введение единого упрощенного порядка осуществления развозной и разносной торговли.

Законопроект призван модернизировать законодательство, регулирующее торговлю с использованием мобильных объектов (автомагазины, автокафе и иные передвижные торговые точки). Эти объекты будут выделены в отдельную категорию, также предстоит утвердить упрощенный порядок их функционирования.

Минпромторг ставит перед собой цель создать необходимые условия для развития мобильной торговли, которая имеет ряд особенностей и преимуществ. Дело в том, что транспортные средства, согласно действующему закону "О торговле", относятся к нестационарным торговым объектам, под которыми закон понимает все типы торговли, которая осуществляется вне капитальных помещений.

Для мобильных торговых объектов в настоящее время действуют несвойственные и излишние требования, которые не позволяют таким объектам в полной мере выполнять свои функции: автомагазин и иной мобильный объект не занимает на постоянной основе конкретное место или земельный участок, а постоянно меняет дислокацию. И в этом заключается один из ключевых плюсов мобильной торговли: быть там, где это нужно в конкретный момент времени.

Подобные недостатки законодательства требуется устранить, чтобы дать возможность полноценному развитию мобильной торговли.

Кроме того, в поправках в закон "О торговле" реализуется важнейший принцип "меняется место – сохраняется бизнес". Другими словами, изъятие у предпринимателя места размещения его торгового объекта должно сопровождаться предоставлением равноценного компенсационного места. Также предлагается уточнить и сделать более прозрачными и предсказуемыми все процедуры – от формирования схем размещения нестационарных торговых объектов до оформления договорных отношений с хозяйствующими субъектами.

Ожидается, что предстоящие консультации представителей Минпромторга и мэрии Москвы послужат дальнейшему совершенствованию механизмов законодательного регулирования нестационарной торговли. 

Минэкономразвития предлагает разрешить малому бизнесу создавать картели - газета

Кроме того, могут быть запрещены внезапные проверки субъектов МСП с выручкой до 60 млн рублей

Министерство экономического развития РФ предлагает не распространять на малый бизнес с выручкой до 60 млн руб. некоторые положения антимонопольного законодательства. Таким предпринимателям будет разрешено создавать картели и сговариваться с конкурентами, если их совместная доля на рынке не превышает 10%. Внеплановые проверки ФАС без санкции прокурора будут запрещены. Об этом пишет сегодня газета "Ведомости", которая ознакомилась с предложениями МЭР РФ, подготовленными в соответствии с поручением премьер-министра страны Дмитрия Медведева о прекращении антимонопольного преследования МСП.

Как отмечает издание, иммунитет защитит около 4,6 млн представителей малого бизнеса из 5,6 млн.

ФАС считает, что новые требования недостаточно жесткие. В отзыве на предложения Минэкономразвития служба предлагает снизить совокупную долю рынка до 5%, а идею ограничения выручки не поддерживает. Размер компании не имеет никакого отношения к доле на рынке: на локальном рынке и малое предприятие может занимать доминирующее положение, объясняет замруководителя службы Андрей Цыганов.

Бизнес, наоборот, поддерживает Минэкономразвития и даже просит расширить действие мер, пишут "Ведомости". РСПП предлагает вывести из-под действия антимонопольного законодательства совместные действия любых (в том числе крупных) компаний, если общая доля сговорившихся не превышает 10% рынка. "Деловая Россия" предлагает оставить порог в 400 млн руб. Увеличение порога Минэкономразвития не поддерживает, сообщил представитель ведомства. Оба объединения предлагают запретить внеплановые проверки любых предпринимателей без санкции прокурора. Для сохранения улик необходима внезапность, возражает Цыганов.

60 млн — оборот микропредприятий, реформу для начала лучше опробовать на них, поясняет логику Минэкономразвития его сотрудник. Предложения РСПП и "Деловой России" требуют обсуждения, считает он. Сегодня на правительстве будет обсуждаться состояние конкуренции, сообщила пресс-служба кабинета министров. Возможно, речь зайдет и об антимонопольном контроле за малым бизнесом, не исключает Цыганов. Это маловероятно, говорит другой федеральный чиновник: пока вопрос прорабатывается на уровне вице-премьеров.

Минэкономразвития: при покупке непубличных компаний обязательная оферта не нужна

Требование выставлять обязательную оферту будет распространяться только на покупателей публичных компаний, следует из проекта Минэкономразвития с поправками в ряд законов (в том числе об АО). Документ опубликован на портале regulation.gov.

Сейчас покупатель акций ОАО при превышении порогов в 30, 50 и 75% капитала выставляет остальным акционерам обязательную оферту о выкупе их акций. В мае президент Владимир Путин подписал поправки в Гражданский кодекс, которые упраздняют деление акционерных обществ на открытые и закрытые. С 1 сентября вместо них будут публичные и непубличные компании. Основное отличие — наличие или отсутствие у компании листинга на бирже. В связи с этим и потребовались поправки в другие законы.

Все акционерные общества, у которых сейчас нет листинга акций, 1 сентября могут стать непубличными и к ним перестанут применяться нормы об обязательной оферте, беспокоится директор по корпоративному управлению Prosperity Capital Management Денис Спирин. Таких АО очень много — это весь список RTS Board (акций, которые на организованных торгах не обращаются) — и у них много акционеров, рассказывает он. Подавляющее большинство ОАО по новым правилам будут считаться непубличными, согласен замруководителя департамента фонда «Сколково» Максим Распутин.

Чтобы избежать обязательных оферт при покупке акций в неторгуемых активах, компании используют разные схемы. Один из вариантов — быстрый выход (в течение 35 дней) из капитала сразу после покупки. В 2012 г. «дочка» «Мечела» «Мечел-транс» после покупки 73,33% обыкновенных акций порта Ванино перепродала 71,8% акций кипрским Sedmino Investments, Opern Trade и Travine Traiding. Эти три компании — структуры владельца «Мечела» Игоря Зюзина, рассказывал «Ведомостям» федеральный чиновник, знакомый с деталями сделки. «Газпром» при покупке газораспределительных организаций у «Роснефтегаза» (из купленных 72 организаций в 38 были миноритарии) признал продавца своим аффилированным лицом — сделки между связанными компаниями не требуют обязательной оферты. С принятием закона будет достаточно сослаться на то, что покупается непубличная компания.

Непонятно, почему новое деление компаний должно само по себе лишать акционеров права предъявлять акции к выкупу контролирующим акционером, удивляется Спирин. Смена или концентрация контроля в непубличных компаниях точно так же влияет на миноритариев, как и в случае с публичными организациями, возмущается он: «У них должны быть одинаковые инструменты защиты их интересов». Было бы правильно распространить требование об обязательной оферте на все компании, считает партнер King & Spal­ding Илья Рачков: «Миноритарии по определению более слабая сторона».

Нельзя сказать, что и сейчас права миноритариев нелистингованных ОАО надежно защищены, отмечает Распутин: цена выкупа определяется независимым оценщиком и часто существенно ниже рыночной. Механизм обязательной оферты не защищает даже акционеров публичных компаний, скептичен федеральный чиновник: «От него пытаются уклониться все». Новый подход соответствует международным стандартам — по Европейской директиве о поглощениях право на оферту есть только у миноритариев публичных компаний, говорит Распутин.

Как минимум необходимо, чтобы нормы об обязательном предложении продолжали применяться для всех компаний, которые были ОАО до 1 сентября, предлагает Спирин. Миноритарии непубличных компаний могут заключать акционерные соглашения с условиями, которые предусматривают специальную премию для акционеров при смене контроля, предлагает Распутин.

Путин решил вернуть налог с продаж

На совещании у президента в среду чиновники допоздна решали, каким именно образом собрать с населения и компаний больше косвенных налогов. Было два варианта: дать регионам право ввести новый налог — налог с продаж в размере 3%, но идея не нравилась финансово-экономическому блоку правительства. Чиновники предлагали альтернативу — повысить НДС на 2 п. п. до 20% с 2015 г.

Президент поддержал налог с продаж, рассказали «Ведомостям» два федеральных чиновника и чиновник финансово-экономического блока правительства.

«У Минфина и Минэкономразвития были сильные оппоненты — [первый вице-премьер Игорь] Шувалов, [вице-премьер Аркадий] Дворкович и [помощник президента Андрей] Белоусов», — объясняет один из собеседников «Ведомостей». По его словам, автор идеи — Белоусов, он активно отстаивал новый налог. Совещания по повышению налогов шли еще с весны, делятся чиновники, а недавно тема вылилась в публичное пространство — хотели проверить реакцию людей.

По итогам дискуссии в обществе Минфин может пересмотреть предложение по налогу, говорила недавно первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко: у самого министерства много аргументов против него, признавала она. Главных аргументов два.

Во-первых, налог с продаж менее выгоден бюджету: по оценкам чиновников, в следующие три года он принесет 195 млрд, 211 млрд и 230 млрд руб. соответственно, а увеличение НДС на 2 п. п. — около полутриллиона рублей только в 2015 г. НДС зачисляется в федеральный бюджет, налог с продаж — в региональный, это его преимущество, так как на спасение регионов и направлено повышение налогов (из-за выполнения президентских указов и падения поступлений по налогу на прибыль у них сильно растут дефициты).

Минфин планировал направить половину из полученных 500 млрд руб. регионам в виде трансферта, и при этом оставалось бы еще около 250 млрд руб. — эти деньги критически необходимы для покрытия бюджетных дыр, объяснял чиновник финансового блока правительства. Часть пошла бы на инвестиции в Крым, часть закрыла бы дыру в дорожных фондах (около 70 млрд руб.), у которых обрушатся доходы от акцизов из-за налогового маневра в нефтяной отрасли. Придется искать другие источники компенсации — скорее всего, из доходов от повышения НДПИ, но тогда придется корректировать бюджетное правило, предупреждали чиновники Минфина.

«Новый старый налог» вводился в начале 90-х и в 2000-х, и тогда его собираемость была очень низкой — не факт, что он принесет даже 200 млрд руб., скептичен чиновник финансово-экономического блока правительства. Собираемость в 2002 г. составляла 30%, напоминает ЦМИ Сбербанка, правда, сейчас показатель может быть выше (доля крупных магазинов и сетей в товарообороте увеличилась до 22%), но не превысит 50%.

По оценке ЦМИ, новый налог принесет максимум 350 млрд руб. (при допущении о 50%), минимум — 150 млрд руб. (если уплачивать налог в полном объеме будут только крупные торговые сети). Доходы же от повышения НДС (по двум ставкам — с 10 до 12% и с 18 до 20%) составят 375 млрд руб., при этом собираемость налога оценивается правительством на уровне 94%, отмечают эксперты ЦМИ. ФНС уже научилась контролировать незаконное возмещение, подтверждает чиновник Минфина.

Из-за таких масштабов уклонения от уплаты идея, что налог с продаж решит проблему регионов, — иллюзия, подчеркивает другой чиновник. Выиграют те регионы, у которых высокие показатели по доле розничного товарооборота, генерируемого розничными сетями. По прогнозам ЦМИ, Санкт-Петербург (доля — 53%), Ленинградская область (41%), Московская область (33%), а также Алтай и Камчатский край — во всех регионах по итогам 2013 г. был профицит бюджета. А в проблемных Северо-Кавказском федеральном округе и Якутии этот показатель ниже 10%. Налог поможет лишь Алтайскому краю, Адыгее и Татарстану: у них относительно высокий показатель и есть дефицит бюджета. Но дефицит невелик, и эффект от повышения НДС был бы для их бюджетов таким же, заключают эксперты ЦМИ.

Налог с продаж не единственная налоговая идея властей: также готовится повышение отчислений в ФОМС (уплата текущего взноса в 5,1% со всего фонда оплаты труда, а не до определенного порога), после 2018 г. чиновники могут вернуться к идее повышения НДС на 2 п. п. и на столько же — НДФЛ. Если все эти инициативы будут реализованы, налоговая нагрузка в России вырастет на 1,7% ВВП, по условиям 2013 г. она составила бы 37,5%, отмечает Андрей Чернявский из Центра развития Высшей школы экономики.

Рост налоговой нагрузки от введения налога с продаж — 0,26% ВВП, от повышения НДС — 0,58%. Однако общий эффект для экономики будет более болезненным при введении налога с продаж, считают эксперты ЦМИ. При повышении НДС на 2 п. п. скачок цен не превысил бы 1,7%, при введении налога с продаж — максимум на 2,1%. «Розничные цены могут вырасти на все 3%», — предупреждал в разговоре с «Ведомостями» гендиректор крупнейшей российской розничной сети «Магнит» Сергей Галицкий. Крупные розничные сети оперируют с минимальной маржей и будут вынуждены перенести нагрузку на потребителей, объясняли его коллеги из других сетей.

Скачок цен приведет к падению розничных продаж. В сценарии с повышением НДС на 0,8% это привело бы к вычету 0,3-0,4 п. п. из роста ВВП, а при введении налога с продаж на 1% вычет из роста ВВП — 0,5 п. п., оценивают эксперты ЦМИ. Если бы налог был введен в этом году, мера бы обнулила экономический рост. «Оба варианта ударят по экономике, но выбирали меньшее из двух зол, налог с продаж — большее», — объяснял федеральный чиновник. Проблема в том, что в России, по сути, будет два косвенных налога. Минэкономразвития не поддерживает идею введения налога с продаж одновременно с НДС, заявлял замминистра Сергей Беляков.

Вырастет нагрузка на налоговую и на предпринимателей, предупреждает чиновник ФНС: придется вводить кассы для тех, кто применяет упрощенную систему налогообложения, контролировать конечные точки продаж, присылать туда инспекторов — а ФНС, наоборот, стремилась дистанцировать и автоматизировать контроль, подчеркивает он. Любое повышение налогов так или иначе компенсируется из прибыли, повышение НДС было бы ненамного лучше, говорит председатель РСПП Александр Шохин: но при нежелании оптимизировать бюджетные расходы это самый простой с точки зрения администрирования путь.

Новых налогов не будет

У правительства РФ нет планов по введению новых налогов для финансирования развития Крыма. Об этом сообщил вице-премьер Дмитрий Козак по итогам совещания по развитию полуострова.

«Введение новых налогов - политическое решение. Такого решения нет», - подчеркнул он, отвечая на вопрос о возможности появления прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц, в том числе для финансирования проектов в Крыму.

«Мы не будем вводить новые налоги. И это не связано с Крымом», - добавил Козак.

По его словам, все эти рассуждения не имеют оснований, сообщает «ИТАР-ТАСС».

Напомним, ранее сообщалось, что правительство РФ рассматривает возможность разрешения регионам вводить налог с продаж до 3%. По оценке министра финансов РФ Антона Силуанова налог с продаж способен принести в бюджет до 200 млрд рублей.

Россия будет создавать национальную систему платёжных карт с нуля

Экспертная комиссия при Центральном банке России решила строить технологическую платформу национальной системы платёжных карт (НСПК) с нуля, самостоятельно, независимо от зарубежных брендов. Об этом сообщил «ЭЖ» президент Ассоциации региональных банков России (ассоциация «Россия»), заместитель председателя Комитета Государственной думы РФ по финансовому рынку Анатолий Аксаков.

Он принимал участие во вторник, 29 июля, в заключительном заседании экспертной комиссии ЦБ РФ. Решение принято, и оно, скорее всего, окончательное, поскольку нового сбора экспертов не планируется, считает глава ассоциации «Россия».

Напомним, что потребность в создании НСПК возникла из-за экономических санкций США против России, когда ведущие мировые платёжные системы Visa и MasterCard приостановили на короткое время операции с несколькими российскими банками. Российские специалисты предлагали вариант ускоренного создания национальной системы платёжных карт в партнёрстве с японскими или китайскими компаниями. Затем возобладал вариант использования в качестве базовой технологии Универсальной электронной карты (УЭК) Сбербанка России или новосибирской «Золотой короны».

Теперь ясно, что будет совершенно новая технологическая платформа. По мнению А. Аксакова, до выпуска общероссийской платёжной карты пройдёт не менее полутора лет. Только на создание операционно-клирингового центра потребуется год, считает депутат Госдумы.

Депутаты предложили опустить «железный занавес» в сфере госзакупок

Законопроект № 579602-6 содержит поправки в законодательство о контрактной системе, в том числе о закупках отдельными видами юридических лиц, касающиеся ограничения закупок товаров, работ или услуг, которые производятся, оказываются или выполняются иностранными субъектами. Правда, Правительству РФ предполагается оставить право определять исключения из такого запрета, правда, с приоритетом в отношении стран-участниц Таможенного союза.

Необходимость таких жестких мер авторы законопроекта, депутаты Госдумы, обосновывают грядущим расширением экономических санкций против России, в связи с чем стране необходимо переходить на режим «самоокупаемости». При этом в пояснительной записке замечено, что вводить ограничения на закупку иностранных товаров, работ и услуг частными компаниями законодатели не могут, а вот в сфере госзакупок это вполне возможно.

Второго шанса взыскать долги с солидарных кредиторов, возможно, не будет

Действующая редакция ст. 323 РФ дает возможность кредитору обращаться в суд к одному или нескольким из солидарных должников, а при неисполнении ими решения о взыскании задолженности обратиться с аналогичным требованием к оставшимся должникам. В законопроекте № 579434-6, внесенном в Госдуму, предлагается эту «несправедливость» устранить. Тем более, что такие правила вместе с процессуальными нормами дают кредиторам возможность не только обращаться с требованием по отдельности к каждому должнику, но и предъявлять впоследствии к исполнению исполнительные листы, выданные в отношении таких лиц.

По мнению автора законопроекта, в ГК РФ необходимо установить, что после вступления в силу решения суда по делу о взыскании задолженности с одного или нескольких солидарных должников истец-кредитор лишается права требовать исполнения обязательств от оставшейся части солидарных должников.

На работающих в РФ иностранцев будет распространена система соцстрахования

В Госдуму внесён правительственный законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о распространении на иностранных граждан обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (№ 577906-6).

Проект закона распространяет нормы обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории Российской Федерации, заключивших трудовой договор на неопределённый срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года у одного страхователя.

Данные лица будут иметь право на получение пособия по временной нетрудоспособности в случае уплаты работодателем за них страховых взносов.

Право на получение пособий в связи с материнством будет предоставляться иностранным гражданам и лицам без гражданства также, как и в настоящее время, после приобретения ими статуса временно или постоянно проживающих на территории России.

Тариф страховых взносов в Фонд социального страхования устанавливается в размере 1,8 процента.

Предусмотрено, что в случае принятия закона он вступит в силу с 1 января 2015 г., сообщает пресс-служба нижней палаты.

Недоамортизированную часть ОС можно списывать и после истечения срока полезного использования

В письме от 21.07.2014 № 03-03-РЗ/35549 Минфин России разъяснил, что в случае, если после окончания срока полезного использования у компании-плательщика налога на прибыль останется недоамортизированная часть объекта основных средств, то организация вправе продолжить начисление амортизации до полного списания стоимости такого объекта в налоговом учете. При этом срок полезного использования основного средства налогоплательщик вправе самостоятельно определять с учетом требований техники безопасности и других факторов.

Подпишитесь на наши новости подписаться на рассылку
1
августа
2014
Учредители агентства