Обзор законодательства


Подпишитесь на рассылку сайта

Малый бизнес выведут из антимонопольного регулирования

Малый бизнес с выручкой до 60 миллионов рублей в год может быть выведен из-под антимонопольного регулирования. Ему даже могут разрешить создавать картели, если доля сговорившихся не превысит десять процентов рынка. А внеплановые проверки ФАС без санкции прокурора будут запрещены. Такие предложения содержатся в документе Минэкономразвития, направленном в правительство.

Такой "иммунитет" защитит около 4,6 миллиона представителей малого бизнеса из 5,6 миллиона, пишет сегодня газета "Ведомости" со ссылкой на ведомство.

Между тем в ФАС считают, что эти требования недостаточно жесткие. В отзыве на предложения Минэкономразвития служба предлагает снизить совокупную долю рынка до пяти процентов, а идею ограничения выручки не поддерживает. Размер компании не имеет никакого отношения к доле на рынке - на локальном рынке и малое предприятие может занимать доминирующее положение, объясняет замруководителя службы Андрей Цыганов.

Бизнес, наоборот, поддерживает Минэкономразвития и даже просит расширить действие мер, пишет газета. РСПП предлагает вывести из-под действия антимонопольного законодательства совместные действия любых (в том числе крупных) компаний, если общая доля сговорившихся не превышает десяти процентов рынка. Оба объединения предлагают запретить внеплановые проверки любых предпринимателей без санкции прокурора. Для сохранения улик необходима внезапность, возражает Цыганов.

Сегодня на правительстве будет обсуждаться состояние конкуренции, сообщила пресс-служба кабинета министров. Возможно, речь зайдет и об антимонопольном контроле за малым бизнесом, не исключает эксперт.

 "Бомбил" поставят на счетчик

Нашумевший закон о такси, обязывающий всех перевозчиков получать лицензии, действует в России уже почти три года. Но, по мнению экспертов, он произвел обратный эффект на рынке - большинству таксистов стало выгоднее работать нелегально. Сегодня "в тени" работают около 60 процентов перевозчиков. Чтобы заставить их работать в рамках закона, депутаты предлагают полностью изменить систему штрафов.

В течение двадцати лет государство не принимало участие в регулировании в этой социально значимой сферы. Сфера развивалась хаотично, а можно сказать и стихийно. Первая попытка законодательного регулирования была предпринята в 2011 году. Тогда был принят 69-й федеральный закон, - рассказывает один из авторов законопроекта Вячеслав Лысаков. - Но он оказался, мягко говоря, неудачным, так как произвел обратный эффект. Огромное количество таксисов ушло в тень, сняло фонари". Все потому, что в законе были отражены лишь интересы крупных компаний, которых сегодня на рынке 2 процента. А остальные остались "на обочине", сказал депутат.

Пришло время изменить эту ситуацию, "вспомнив" про мелкий бизнес и заметно ужесточив штрафные санкции для нелегальных водителей такси, добавил Вячеслав Лысаков.

В своем законопроекте, который будет рассмотрен Госдумой в первом чтении уже в начале сентября, они предлагают заметно увеличить штраф для так называемых "бомбил" с 5 до 30 тысяч рублей. А за повторное же нарушение у водителей, помимо штрафа, будут забирать водительские права на срок от трех до шести месяцев.

Вместе с тем депутаты хотят снизить штрафные санкции для тех, кто работает легально - за нарушения правил извоза они заплатят максимум 5 тысяч рублей.

"К сожалению, получилось так, что закон о такси сегодня прямо или косвенно стимулирует нелегальный рынок", - пояснил Лысаков. По его словам, работающих без лицензии водителей сложнее поймать в потоке машин, а существующий штраф в 5 тысяч рублей они могут легко "отработать" уже через пару часов.

Сегодня в тени работают около 60 процентов таксистов

В то же время легального перевозчика видно издалека. Его, по словам депутата, часто останавливают и штрафуют за мелкие нарушения. Так, например, за утерю так называемых магнитных поясов, удерживающих шашечки, таксисту придется заплатить 2,5 тысячи рублей, должностному лицу - 10 тысяч, а юридическому - до 50 тысяч. "Такая ситуация, когда теневой бизнес не несет практически никакой ответственности за свои неправомерные действия, абсолютно недопустима. И нашим законопроектом мы эти штрафные санкции зеркально меняем местами", - рассказал Лысаков.

Помимо этого, авторы документа считают неправильным решение некоторых местных властей о введении единого цвета машин - например, желтого или зеленого. Покраска одного такси обойдется сегодня минимум в 50-60 тысяч. И, по словам собеседника "РГ", это является еще одной причиной ухода таксистов в тень. "В большинстве стран, кстати, такси не имеют одного цвета, их опознать можно по шашечкам и фонарю, - заявил депутат. - Мы же предлагаем разрешить регионам вводить дополнительные требования к такси - одинаковый цвет, ограничения по возрасту автомобиля или даже самого водителя - только в одном случае. Если они применят к этому виду бизнеса меры государственной экономической поддержки. То есть дадут кредит, помогут с лизингом, обеспечат бесплатную парковку в аэропортах и так далее".

То же самое касается и расценок на услуги такси. Если местные власти захотят заметно снизить или "заморозить" стоимость проезда, они с легкостью смогут это сделать. Но взамен они должны предложить компаниям или частным предпринимателям с лицензией любые меры экономической поддержки.

Еще одно нововведение, которое предлагают авторы законопроекта, касается диспетчерских центров, работу которых до сих пор было очень сложно контролировать. "В России сегодня работают не только "белые", но и "черные" операторские центры. Последние занимаются экономическим пиратством, - заявил Вячеслав Лысаков. - Ко второму чтению мы разработаем меры ответственности к таким службам".

Кроме того, по словам Лысакова, в новом законопроекте будет совершена попытка отменить квотирование, то есть ограничения количества такси на рынке. "Сейчас около 400 тысяч человек получили разрешения, хотя людей, задействованных в этой сфере, насчитывается до 1,5 миллиона человек", - говорит депутат. Это может вызвать злоупотребления со стороны местных администраций и муниципалитетов, которые могут начать выдавать разрешения аффилированным организациям.

Сама тема легковых такси в России - общественно значимая, уверен депутат. Такси в подавляющем большинстве регионов фактически являются полноценной заменой общественного транспорта. Оно доступно и недорого. Теперь главная задача сделать так, чтобы такси стало таким же доступным и недорогим в крупных городах нашей страны.

 Антиофшорный законопроект в августе будет рассмотрен правительством

Законопроект о совершенствовании налогообложения компаний, зарегистрированных в офшорных юрисдикциях, до конца августа будет рассмотрен правительством и внесен в Госдуму. Об этом заявил министр финансов РФ Антон Силуанов на совещании президента РФ членами правительства.

«Мы согласовали основные подходы, дорабатываем с бизнесом отдельные позиции, и до конца августа внесём соответствующий законопроект», - сказал Силуанов.

По словам Силуанова, законопроект предусматривает, что все доходы, которые получают российские налоговые резиденты, должны облагаться налогом по российским законам, а не скрываться в офшорах.

Министр напомнил, что Россия со многими странами заключила соглашения об избежании двойного налогообложения, которые предусматривают льготные режимы налогообложения. «Предприниматели пользуются этим, причём не раскрывая информацию, в пользу кого распределяется прибыль, и насколько обоснованно происходит использование этих льгот», - сказал глава Минфина.

Как отметил министр, «за год у нас только на Кипр и в Нидерланды уходит примерно 50 млрд долларов доходов с территории России». Он подчеркнул, что примерно половина из этой суммы является доходами, которые принадлежат российским налоговым резидентам. «Мы могли бы получить порядка 30 млрд рублей дополнительных доходов в бюджет, которые нам сейчас крайне необходимы», - приводит слова министра финансов «ПРАЙМ».

В Госдуму поступили поправки, связанные с подтверждением правомерности применения ставки 0% по НДС

Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 165 Налогового кодекса РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации о налогах и сборах» подготовлен Минфином России.

Законопроект направлен на совершенствование ряда положений статьи 165 НК РФ, связанных с подтверждением правомерности применения налоговой ставки 0% по налогу на добавленную стоимость и фактической уплаты этого налога.

Законопроектом предлагается:

установить обмен информацией в электронной форме между ФТС России и ФНС России о вывозе и ввозе товаров на территорию России;

предоставить право экспортёрам и импортёрам товаров, а также их перевозчикам представлять в налоговые органы вместо копий таможенных деклараций и перевозочных документов на бумажных носителях с соответствующими отметками таможенных органов сведения из этих документов, необходимые для обоснования правомерности применения налоговой ставки 0%, в виде реестров в электронной форме с сохранением возможности по выбору налогоплательщиков представлять документы на бумажных носителях;

подтверждать факт уплаты НДС при импорте товаров для целей налоговых вычетов на основании сведений ФТС России, переданных в ФНС России в электронной форме;

уточнить перечень документов, подтверждающих ввоз иностранных товаров для переработки и вывоз продуктов переработки, при выполнении работ (оказании услуг) по переработке товаров, помещённых под таможенную процедуру переработки на таможенной территории;

изменить дату исчисления срока представления документов для подтверждения налоговой ставки 0% при реализации припасов.

Законопроект рассмотрен и одобрен на заседании Правительства РФ 10 июля 2014 года, сообщает пресс-служба кабмина.

Роструд напомнил работодателям о создании соответствующих условий труда в жаркую погоду

На сайте Федеральной службы по труду и занятости размещены рекомендации работодателям по организации рабочего процесса при жаркой погоде, которые помогут сохранить здоровье сотрудников и улучшить производственные результаты.

Права работников во время жаркой погоды защищают санитарные нормы, принятые в РФ. Согласно СанПиНу, если температура в рабочем помещении приблизилась к отметке 28,5 градусов, рекомендуется сокращать продолжительность рабочего дня на один час. При повышении температуры до 29 градусов – на два часа, при температуре 30,5 градусов – на четыре часа.

Кроме того, работодатель обязан обеспечивать безопасные и здоровые условия труда работников согласно Трудовому Кодексу.

Трудовые инспекторы рекомендуют работодателям обеспечить кондиционирование на рабочих местах, а также давать сотрудникам возможность делать перерывы в работе, предусмотреть места для отдыха и предоставлять краткосрочные оплачиваемые отпуска.

При этом оплата таких вынужденных отпусков может производиться в соответствии со второй частью статьи 157 Трудового кодекса как время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, в размере не менее двух третей средней зарплаты.

Во время аномальной жары работодатель может перенести работу некоторых работников из офиса домой, продлить обеденный перерыв, чтобы люди могли выходить на прогулки и дышать воздухом, изменить режим и график труда, например, на час раньше начинать производственную деятельность и на час раньше заканчивать. Все нововведения должны быть прописаны в дополнительных соглашениях к трудовому договору.

Работодатель должен следить за тем, чтобы в рабочих помещениях всегда была доступна чистая питьевая вода и аптечка с соответствующими медикаментами.

Работодатели, которые не заботятся об условиях труда и здоровье работников, могут быть оштрафованы, дисквалифицированы или понести еще более жесткую ответственность, говорится в рекомендациях Роструда.

 <Письмо> Минтруда России от 15.05.2014 N 14-0/В-363 "О пересчете отпускных"

Отпускные, приходящиеся на период со 2 апреля 2014 года, должны рассчитываться с применением показателя среднемесячного числа календарных дней, равного 29,3

Минтруд России напоминает о поправках в статью 139 Трудового кодекса РФ, согласно которым со 2 апреля 2014 года средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется путем деления суммы начисленной заработной платы за последние 12 календарных месяцев на 12 и на среднемесячное число календарных дней - 29,3 (ранее на 29,4).

Разъясняется, что в случае, когда начало отпуска приходится на 1 апреля 2014 года, за один день производится расчет отпускных сумм с применением среднемесячного числа календарных дней 29,4, за остальные дни - с применением среднемесячного числа календарных дней 29,3.

В этой связи со 2 апреля 2014 года работнику должен быть произведен перерасчет ранее выплаченной отпускной суммы. Доплату по результатам пересчета нужно произвести в последующий срок выплаты заработной платы, установленный в организации.

 Федеральный закон от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Юрлица должны будут ставить на учет объекты, негативно воздействующие на окружающую среду

С 1 января 2015 г. юрлица и ИП, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - объекты), обязаны будут ставить такие объекты на госучет. Для этого необходимо будет подать заявку в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с их компетенцией (далее - уполномоченный орган). Представляется, что таким федеральным органом станет Росприроднадзор, который ведет госучет объектов в настоящее время.

Законом предусмотрены также процедуры актуализации учетных сведений об объектах и снятия объектов с госучета.

За невыполнение (несвоевременное выполнение) обязанности по подаче заявки на постановку объектов на госучет, представлению данных для актуализации учетных сведений предусмотрен штраф. Для должностных лиц он составит от 5 тыс. до 20 тыс. руб., для юрлиц и ИП - от 30 тыс. до 100 тыс. руб.

Сейчас у названных организаций и ИП отсутствует обязанность ставить объекты на госучет. Его осуществляют уполномоченные органы госвласти самостоятельно.

Согласно Закону заявку необходимо подать в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации объектов. Если эксплуатация объектов началась до 1 января 2015 г. (то есть до введения названной обязанности), то поставить на учет эти объекты юрлицам и ИП, которым они принадлежат на установленном законом праве, нужно до 1 января 2017 г.

Форма заявки пока не утверждена. Указывается, что уполномоченный орган должен в течение 10 дней со дня получения заявки присвоить объекту категорию и код, поставить его на учет и выдать заявителю свидетельство.

Порядок присвоения объекту кода на данный момент не установлен. Согласно Постановлению Правительства РФ от 15.04.2014 N 326 Минприроды России должно определить порядок формирования и присвоения кодов объектам в течение 2012 - 2020 гг. (с учетом принятия рассматриваемого Закона). Вероятно, это произойдет до 2015 г.

 

31 июля 2014