Обзор законодательства


Подпишитесь на рассылку сайта

Торговым представительствам разрешили закупки на территории иностранного государства

Разрабатываемые заказчиками-загранучреждениями планы-графики не подлежат размещению в единой информационной системе, согласно закону о контрактной системе

На встрече с представителями торгпредств обсуждался новый закон о контрактной системе, который предусматривает возможность дипломатическим и торговым представительствам Российской Федерации осуществлять закупки для своей деятельности на территории иностранного государства.

Как отмечается в сообщении Министерства экономического развития РФ, документом учтены особенности и специфика осуществления закупок в соответствии с законодательством тех государств, на территории которых осуществляют свою деятельность указанные заказчики.

При предъявлении требований к поставщикам загранучреждение вправе использовать законодательство государства, на территории которого осуществляет свою деятельность. Разрабатываемые заказчиками планы – графики не подлежат размещению в единой информационной системе. Такие нововведения содержит закон о контрактной системе.

"При подготовке нового закона также были учтены предложения, высказанные на предыдущей встрече с представителями торгпредств. Для нас важна обратная связь с правоприменителями данного закона и оперативное выявление существующих сложностей для дальнейшего развития сферы закупок", - отметили в Департаменте по развитию контрактной системы.

Началось формирование библиотеки типовых контрактов, которая позволит существенно упростить работу заказчиков по подготовке документации о закупке, сократив их временные трудозатраты, а для поставщиков станут заранее известными условия контрактов, по которым государство закупает товары, работы, услуги.

Для удобства как поставщиков, так и заказчиков будет разработан каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Первая часть каталога заработает с 2015 года. Разработка и принятие каталога позволит исключить злоупотребления со стороны недобросовестных заказчиков и позволит облегчить поиск поставщиками осуществляемых закупок. Ранее, заказчики придумывали разные "трюки" для обхода формальных процедур: использовали готические шрифты или латиницу, бензин называли прозрачной горючей жидкостью для заправки машин и т.д.

Также важным событием в сфере закупок станет перевод всех процедур в электронную форму.

 Открытое правительство: Общественно значимые проекты НПА должны обсуждаться на специальном ресурсе

Несмотря на то, что механизм публичного обсуждения нормативно-правовых актов запущен, его работу нельзя характеризовать как стабильно ровную, считает Михаил Абызов

Общественно значимые проекты нормативно-правовых актов должны обсуждаться на портале www.regulation.gov.ru в отдельном разделе или на специально созданном ресурсе, министерства должны активизировать привлечение общественности к таким обсуждениям, а также строго соблюдать порядок размещения НПА и в случае нарушения процедур — наказывать ответственных. Работа системы общественных обсуждений должна быть приведена в соответствие с подписанным недавно Президентом РФ законом «Об общественном контроле». Такие предложения 24 июля обсуждались на заседании Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства, которая также одобрила создание документа (стандарта или кодекса), регламентирующего общественные обсуждения. При этом роль общественных советов при министерствах и ведомствах на таких обсуждениях должна быть повышена, отмечается в сообщении Открытого правительства.

"Несмотря на то, что механизм публичного обсуждения нормативно-правовых актов запущен, его работу нельзя характеризовать как стабильно ровную. Есть примеры, когда обсуждения носят качественный характер, им отводится достаточное время, ведется предметная работа с референтными группами. Но, к сожалению, такие случаи сегодня единичны. Необходимо не только заявить обществу о разрабатываемых Правительством документах, но и, самое главное, — через механизм обратной связи повысить качество этих документов", — сказал министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

Общественное обсуждение проектов нормативно-правовых актов, разрабатываемых Правительством РФ, стало обязательным согласно указу Президента РФ от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления». Указом предусмотрено предоставление не менее 60 дней для проведения публичных консультаций, использование для них других площадок и обязательное обобщение результатов консультаций на едином ресурсе. По итогам послания Федеральному собранию от 2013 года Президент РФ также поручил Правительству представить предложения по совершенствованию механизма предварительного рассмотрения проектов общественно значимых НПА с участием институтов гражданского общества. Соответствующий доклад подготовило Минэкономразвития, предложения обсуждались на заседании Правительственной комиссии. По итогам обсуждения доклад представлен главе государства.

Михаил Абызов предложил провести анализ размещения ведомствами НПА и нарушения регламентов, а по итогам — наказать ответственных лиц.

 Минпромторг готовит законопроект, призванный упростить порядок мобильной торговли

Документ подразумевает выделение мобильных торговых объектов в отдельную категорию и утверждение упрощенного порядка их функционирования

Министерство промышленности и торговли приступило к разработке законопроекта, который призван упростить осуществление мобильной торговли.

О концепции нового законопроекта "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части введения единого упрощенного порядка осуществления развозной и разносной торговли рассказал статс-секретарь – заместитель главы Минпромторга Виктор Евтухов. Его слова приводятся в сообщении министерства.

"Проект закона призван модернизировать законодательство, регулирующее торговлю с использованием мобильных объектов (автомагазины, автокафе и иные передвижные торговые объекты), а именно выделить такие объекты в отдельную категорию и утвердить упрощенный порядок их функционирования. Мы ставим перед собой цель создать необходимые условия для развития мобильной торговли, которая имеет ряд особенностей и преимуществ", - отметил замминистра.

По его словам, развитие мобильной торговли способно внести вклад в поддержку сразу нескольких секторов экономики России.

Виктор Евтухов пояснил, что транспортные средства, согласно действующему закону о торговле, относятся к нестационарным торговым объектам (далее – НТО), под которыми закон понимает все типы торговли вне капитальных помещений, не разделяя подходы к регулированию в зависимости от типов объектов.

"Поэтому в силу указанных недоработок действующего закона о торговле для мобильных торговых объектов действуют несвойственные и излишние требования, которые, наоборот, логичны, если речь идет о павильонах, киосках и иных сооружениях. Это совершенно иные типы торговли с иными принципами организации торгового процесса", - считает он.

В частности, по действующему закону о торговле мобильные объекты требуется включать в схему размещения НТО, заключать договор аренды земельного участка или иной договор, проводить торги. Данные требования, по словам представителя Минпромторга, несвойственны мобильной торговле и не позволяют таким объектам в полной мере выполнять свои функции: автомагазин и иной мобильный объект не занимает на постоянной основе конкретное место или земельный участок, а постоянно меняет дислокацию. "И в этом заключается один из ключевых плюсов мобильной торговли – быть там, где это нужно в конкретный момент времени", - подчеркнул Виктор Евтухов.

Подобные недостатки закона о торговле требуется устранить, чтобы дать возможность полноценному развитию мобильной торговли.

"Уверен, что разрабатываемые изменения законодательства направлены на закрепление упрощенного порядка функционирования мобильных объектов, что предлагается реализовать посредством передачи полномочий Правительству РФ по регламентированию организации мобильной торговли нормативным правовым актом Правительства", - отметил замминистра.

 МВД предлагает признавать фиктивные фирмы орудиями преступления и конфисковывать их имущество

В ведомстве считают, что принятие соответствующих законодательных предложений поможет "переломить ситуацию в этом криминальном секторе"

МВД России предлагает признавать фиктивные юридические лица, использованные при совершении незаконных финансовых операций, орудиями преступления, а также арестовывать и конфисковывать по решению суда их имущество, в том числе денежные средства на расчетных счетах. После этого деятельность фиктивного субъекта права будет прекращена. Об этом в интервью "Российской газете" сообщил заместитель министра внутренних дел - начальник Следственного департамента МВД Александр Савенков.

"Мы разработали законодательные предложения о создании нового уголовно-процессуального механизма", - отметил он. По мнению замминистра, принятие разработанных МВД законодательных предложений "поможет переломить ситуацию в этом криминальном секторе"."Принято считать, что фальшивые операции совершаются через так называемые фирмы-"однодневки". Но наши специалисты убеждены, что они таковыми не являются. Такие фирмы живут далеко не один день. Расследование уголовных дел показывает, что фиктивные юридические лица перепродаются одной преступной группировкой другой и используются в разных криминальных финансовых схемах", - подчеркнул Александр Савенков.

Он обратил внимание на то, что противодействие экономической преступности могло бы стать значительно эффективнее при активном участии высших органов исполнительной власти, осуществляющих контрольные функции. "Есть множество контрольных служб и агентств в сферах финансов, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства и строительства, оборота лекарственных средств, здравоохранения, образования и науки. Но в Следственный департамент за последние три года от них поступило лишь несколько обращений, в которых ставились вопросы о привлечении виновных к уголовной ответственности", - сказал замминистра. По его мнению, в результате такой безучастности растет латентность преступлений во вред самим же структурам госаппарата.

"Истории неизвестны примеры, когда усилиями одних правоохранительных органов удалось победить преступность в стране. Уверен, что это дело всенародное, а каждый, кто находится на государственной службе, обязан участвовать в этой работе", - отметил Александр Савенков.

 Внесены изменения в закон о госрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Закон вводит обязательное досудебное обжалование решения территориального регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации юрлица или индивидуального предпринимателя

Владимир Путин подписал Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Об этом сообщила пресс-служба Кремля. Федеральный закон принят Государственной думой 4 июля 2014 года и одобрен Советом Федерации 9 июля 2014 года.

Как отмечается в справке Государственно-правового управления, законом определяется порядок досудебного обжалования решений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – регистрирующий орган).

В частности, федеральным законом устанавливается, что решение территориального регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя может быть обжаловано в суд и (или) в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти только после его обжалования в вышестоящий регистрирующий орган. Таким образом, вводится обязательное досудебное обжалование решения территориального регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Кроме того, устанавливаются порядок и сроки подачи жалобы на решение регистрирующего органа, а также рассмотрения данной жалобы регистрирующим органом.

Минэкономразвития лишилось права вносить прогноз в правительство

Кабинет министров одобрил передачу из Минэкономразвития в Минфин полномочий по внесению в правительство прогноза социально-экономического развития, рассказали «Ведомостям» два федеральных чиновника. В ближайшее время премьер-министр Дмитрий Медведевподпишет соответствующие поправки в регламент работы правительства и правила разработки прогноза.

Изменения касаются только финальной стадии, уточнили «Ведомостям» в пресс-службе Минэкономразвития. Прогноз по-прежнему будет готовить Минэкономразвития, и он по-прежнему будет вместе с бюджетом в рабочем порядке рассматриваться правительством, после чего Минэкономразвития, как и ранее, будет вносить изменения в прогноз и направлять его в Минфин. А Минфин уже оба документа будет вносить в правительство для передачи в Госдуму. И это касается только прогноза для составления бюджета, а сценарные условия развития вносятся, как и было раньше, уточнили в пресс-службе ведомства. «Это техническое перераспределение функций», — подтверждает сотрудник аппарата правительства. Так полномочия Минэкономразвития не сокращаются, считает он. Минфин получит техническую функцию внесения прогноза в правительство без права на его корректировку, объясняет федеральный чиновник.

Правительство уже рассматривало этот вопрос месяц назад, но Минэкономразвития было категорически против передачи своих полномочий. Медведев поручал первому вице-премьеру Игорю Шувалову, министрам финансов и экономического развития еще раз оценить целесообразность изменения процедуры.

В прошлую пятницу Медведев освободил от должности замминистра экономического развития Андрея Клепача, который много лет курировал в министерстве макроэкономическое прогнозирование (преемник пока не назначен). События никак не связаны, уверяют два сотрудника министерства. О намерении Клепача уйти стало известно еще год назад. А вопрос о целесообразности внесения прогноза и бюджета одним ведомством возник из-за прошлогоднего конфуза, когда в тексте проекта бюджета и в прилагавшемся к нему макропрогнозе, которые правительство направило в Госдуму, несколько цифр оказались разными. Минэкономразвития перед этим внесло правки в правительство, а Минфин с аппаратом правительства просто не уследили за изменениями, рассказывали федеральные чиновники.

«Техническое» изменение может привести к сдвигу экономполитики в сторону консерватизма — возможности Минфина возрастают, а он заинтересован в более осторожном планировании, сетовал федеральный чиновник. Мнение Минфина станет более весомым, но это не значит, что одно ведомство влияние потеряет, а другое приобретет, считает директор ЦМИ Сбербанка Юлия Цепляева: «Хотя, к сожалению, жизнь устроена так, что тот, кто распределяет деньги, более влиятелен, чем тот, кто разрабатывает планы».

 За фальшивые лекарства посадят на 12 лет

За изготовление и распространение опасных лекарств аптечные фармацевты и частные бизнесмены могут попасть  за решетку на 12 лет. Законопроект о введении уголовной ответственности за подобного рода преступления сегодня внесен в Госдуму.

Концепцию  этого проекта поддержало правительство.

По словам автора проекта депутата Олега Михеева, изготовление и реализация фальшивых лекарств являются самым масштабным "черным бизнесом" в мире.

На фармацевтическом рынке США фальсификата порядка 3 процента, а в России - до 18 процентов, уточнил он. То есть получается, что чуть ли не каждая пятая пилюля у нас - поддельная. При этом в Европе и США за производство поддельных медикаментов предусмотрено тюремное заключение на срок от 10 лет до пожизненного.

В российском же действующем законодательстве нет санкций для изготовителей фальшивых и запрещенных лекарств.

"Изготовителей поддельных таблеток можно привлечь за нарушение правил торговли или санитарно-эпидемиологических норм, как за торговлю просроченными шоколадками. И это, несмотря на то, что "фальшивотаблетчики" ставят под угрозу здоровье и жизнь людей, заведомо нуждающихся в медицинской помощи", - отметил депутат.

В связи с этим он предлагает за производство фальсифицированных и не разрешенных на территории страны лекарств наказывать штрафом до 60 тысяч рублей, а за их отпуск и реализацию - до 40 тысяч рублей. Предусмотрены также и принудительные работы. Если же от поддельных лекарств умер человек или "фальшивотаблетчики" получили от этого бизнеса доход в особо крупном размере - это уже реальный срок: до восьми лет.

"Точно такое же наказание мы предлагаем в случае, если подделывались лекарства, предназначенные для детей до 6 лет. Если же от фальшивых пилюль умерло два и более человека, срок лишения свободы предлагается увеличить до 12 лет, - рассказал Михеев. - От пожизненного заключения мы предлагаем с учетом замечаний кабмина отказаться, предусмотрев, тем не менее, серьезные реальные сроки лишения свободы. Ведь "фальшивотаблетчики" прекрасно отдают себе отчёт в общественной опасности своего бизнеса и занимаются им ради наживы, то есть, выражаясь юридическим языком, из корыстных побуждений - а это само по себе отягчающее обстоятельство".

Стоит уточнить, что похожий законопроект, предусматривающий уголовное наказание за производство и сбыт опасных лекарств, уже был внесен в Госдуму в начале июля другими депутатами. Более того, его уже успели принять в первом чтении.

Подготовка этих двух проектов шла параллельно, но они имеют существенные различия. К примеру, в законопроекте группы депутатов речь идет не только о лекарствах, но и БАДах. А в законопроекте Олега Михеева предлагается наказывать не только производителей, но и изготовителей опасных лекарств.

В чем разница? Речь идет о создании препаратов фармацевтами в обычных аптеках, ветеринарных аптеках, а также индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность. По закону они также несут ответственность за несоблюдение правил изготовления и отпуска лекарственных препаратов.

Кроме того, в законопроекте Михеева предусматривается наказание также за отпуск фальсификата или контрафакта по рецепту.

"Таким образом, предлагаемые изменения в Уголовный кодекс широки по объему и затрагивают все предусмотренные Законом ситуации нарушения при производстве (изготовлении) или отпуске (реализации) лекарственных средств", - сказано в пояснительной записке к документу. По мнению депутата Олега Михеева, его предложения могут стать дополнением к уже принятому в первом чтении документу.

Онлайн-передача в налоговую службу сведений с ККТ сокращает издержки бизнеса, утверждает ФНС

Применение контрольно-кассовой техники с функцией онлайн-передачи сведений в налоговую инспекцию сокращает годовые издержки бизнеса на содержание аппаратуры в четыре раза.

Такое утверждение Федеральной налоговой службы (ФНС) приводит журнал о рознице и инновациях Retail & Loyalty (R&L) со ссылкой на ряд федеральных СМИ и информационных агентств, в том числе на газету «Известия».

По расчётам ФНС, затраты на обслуживание одного кассового аппарата, подключённого по каналам связи к налоговым органам, будут складываться из стоимости услуг связи и стоимости услуг оператора фискальных данных, передающего сведения в налоговые органы по защищенным каналам. В настоящее время, согласно экспертной оценке, более половины действующих в стране организаций и индивидуальных предпринимателей оснащены услугами связи. А если организация принимает к оплате платёжные карты, то её торговая точка уже оснащена услугами связи и дополнительных затрат не потребуется.

Трафик в 50 Мб в месяц стоит от 135 рублей вместе с защитой передаваемой информации. При интенсивности оборота в 30 чеков в час достаточно 33 Мб. Значит, в год затраты на услуги связи для одного аппарата составят около 1,6 тыс. руб. Стоимость обслуживания одной кассы у оператора фискальных данных – около 3 тыс. руб. В результате обслуживание одной кассы с функцией онлайн-передачи сведений составит 4,2–4,6 тыс. руб. против текущих 17 тыс. руб. Таким образом, экономия для одного аппарата составит 12,4 тыс. руб., а для всего парка касс в стране (2,5 млн единиц) — 31 млрд руб., считают в ФНС.

Эксперты налогового ведомства указывают, что подобные системы эффективно действуют в Южной Корее и некоторых странах Восточной Европы. По их утверждению, нет необходимости в замене действующего парка касс, достаточно установить дополнительное оборудование. Разовый платёж за модернизацию – 4,5 тыс. руб., тогда как на приобретение и применение ЭКЛЗ – технического устройства по защите осуществлённых транзакций от коррекции и для долговременного хранения информации о денежных расчётах – надо ежегодно тратить 9000 руб.

 До 20% может увеличиться НДС вместо введения налога с продаж

Правительство Российской Федерации всё ещё обсуждает варианты повышения налоговой нагрузки. Возможно, вместо введения налога с продаж с 2015 г. увеличится процентная ставка налога на добавленную стоимость с 18 до 20%.

Ранее президент РФ Владимир Путин поручил правительству рассмотреть возможность введения со следующего года налога с продаж в размере 3%, а после 2018 г. увеличение на 2% НДФЛ и НДС с 13 до 15% и с 18 до 20% соответственно.

Как сообщают «Ведомости», сейчас приоритетным решением повышения налоговой нагрузки является повышения НДС на 20% с 2015 г., а от идеи введения налога с продаж вообще планирую отказаться. С президентом этот вариант пока не обсуждался, но премьер-министр предложение одобрил.

Налог на добавленную стоимость - один из главных источников пополнения бюджета: в этом году он должен принести 3,7 трлн руб., в следующем - 4,2 трлн. Дополнительные доходы от его повышения на 2% пункта в 2015 г. могут составить около 0,5 трлн руб. Налог с продаж был бы менее выгоден - около 200 млрд руб. в год, по оценкам Минфина.

 Федеральный закон от 21.07.2014 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"

До 1 мая 2015 года управляющие компании должны получить лицензию на управление многоквартирными домами

После указанной даты осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии запрещается. Получение лицензии не потребуется для товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов.

Выдавать лицензии будут органы государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта РФ. Лицензия предоставляется без ограничения срока ее действия и действует только на территории того субъекта РФ, в котором она выдана.

Для получения лицензии ее соискатель должен зарегистрироваться в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также выполнить ряд других лицензионных требований (отсутствие судимости у должностного лица за преступления в сфере экономики, наличие квалификационного аттестата и др.).

Положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами утвердит Правительство РФ.

Сведения о выданных лицензиях будут включаться в реестр лицензий субъекта РФ и сводный федеральный реестр лицензий. Если в течение календарного года управляющей компании или ее должностному лицу суд два и более раза назначит административное наказание за неисполнение предписания, выданного органом государственного жилищного надзора в отношении многоквартирных домов, то сведения о таких домах исключаются из реестра лицензий субъекта РФ и управляющая компания перестает управлять ими.

Когда общая площадь помещений, исключенных из реестра многоквартирных домов, достигнет 15 и более процентов от общей площади помещений в домах, которыми компания управляла в течение календарного года, орган государственного жилищного надзора сможет обратиться в суд с требованием аннулировать лицензию.

Законом введена административная ответственность, в частности:

за нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (статья 7.23.3 КоАП РФ);

за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии (статья 14.1.3 КоАП РФ);

за нарушение лицензионной комиссией субъекта РФ требований законодательства о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (статья 19.6.2 КоАП РФ).

Закон вступает в силу с 1 сентября 2014 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.

 

27 июля 2014