Обзор изменений законодательства

18 июля 2014

Минэкономразвития: за первые полгода работы федеральной контрактной системы выросла доля электронных госзакупок

За первое полугодие 2014 г. по закону о федеральной контрактной системе (ФКС; с 1 января 2014 г. сменил закон о госзакупках № 94-ФЗ) госзаказчики заключили 646 428 договоров на 1,13 трлн руб., говорится в докладе Минэкономразвития о работе ФКС. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество заключенных госконтрактов выросло на 29%, суммарная цена снизилась на 16% (см. инфографику).

Доля наиболее коррупциогенных видов закупок — конкурсов, запросов котировок и закупок у единственного поставщика — сократилась, а электронных аукционов — выросла, рапортует Минэкономразвития. Количество аукционов, проведенных в первом полугодии 2014 г., выросло по сравнению с первым полугодием 2013 г. более чем в 1,5 раза — с 494 365 до 754 339. Стоимость закупок через аукционы снизилась с 1,7 трлн до 1,2 трлн руб.

Получается, что средняя цена закупки на электронном аукционе в первом полугодии составила 1,6 млн руб., в то время как год назад она была 3,5 млн руб., отмечает эксперт Национальной ассоциации институтов закупок Сергей Грачев. При таких показателях эффект от увеличения количества электронных аукционов выглядит неоднозначно, признает он: возможно, госзакупщики начали дробить закупки на лоты стоимостью менее 3 млн руб. Такая цена контракта по закону о ФКС предполагает упрощенную форму закупки.

Основную выгоду от сжатой процедуры госзаказчик получает на этапе размещения извещения о закупке: на него отводится семь дней. В пятницу вечером извещение вывешивается на портале госзакупок, в выходные его никто не отслеживает, и на то, чтобы подготовить предложение и сформировать заявку на участие, остается четыре дня, объясняет выгоду Грачев: «Такой подход позволяет госзаказчику сузить конкуренцию».

Доля аукционов стоимостью менее 3 млн руб. во всех аукционах выросла в 2014 г. на 8-9% по сравнению с прошлым годом, подсчитал представитель Общероссийского народного фронта (ОНФ): «Но делать выводы преждевременно». По 94-ФЗ мелкие закупки осуществлялись у единственного поставщика, а закон о ФКС ввел на них лимит, поэтому госзаказчики стали проводить небольшие закупки через электронный аукцион, объясняет представитель Минэкономразвития.

Еще одно спорное достижение, которое упоминает Минэкономразвития в докладе, — уменьшение количества жалоб на участников госзакупок. За первое полугодие в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) по процедурам ФКС поступило 2940 жалоб (см. инфографику). Общее же количество жалоб в ФАС на участников госзакупок с января по июнь 2014 г. упало на 13% до 9760. Из них только 39% (2749 жалоб) служба признала обоснованными.

Снизилось и число жалоб, поступивших в Рособоронзаказ, — с 1188 в первом полугодии 2013 г. до 634 в 2014 г.

Количество жалоб снизилось, но это не значит, что нарушений стало меньше, говорит руководитель проекта ОНФ «За честные закупки» Антон Гетта: с вступлением в силу закона о ФКС изменился порядок их подачи, который ограничил права контролеров: «По 94-ФЗ разрешалось направить в ФАС жалобу по электронной почте или по факсу, по закону о ФКС нужно подать оригинал жалобы в территориальный орган ФАС, в юрисдикции которого произошло нарушение». «Выпал только факс», — возражает представитель ФАС, жалобы по электронной почте по-прежнему принимаются, но при условии электронной подписи.

Основное количество общественных контролеров — обычные граждане, для них создание электронной подписи — дорогостоящая процедура, говорит Гетта. Раньше они могли, находясь в Краснодаре, указать на нарушения в Алтайском крае, сетует он, а теперь приходится собирать жалобы граждан на специально созданном портале, аккумулировать их и отправлять обобщенные данные через экспертов ОНФ с электронной подписью.

У ФАС другое объяснение снижения количества жалоб: они просели в начале года, потому что уменьшилось количество госзакупок: госзакупщики постарались по максимуму законтрактоваться в 2013 г., до вступления в силу закона о ФКС.

Количество жалоб падает, потому что растет количество договорных аукционов, предлагает версию Грачев. Раньше на недобросовестных госзаказчиков и близких к ним победителей торгов жаловались другие участники закупки.

Минфин втрое снизил размер штрафов за валютные нарушения

Минфин разработал законопроект, направленный на поддержку экспортеров. По нему штрафы за повторное нарушение правил отчетности по валютным операциям снижены более чем в три раза. Об этом «Известиям» рассказали в пресс-службе Минфина.

За нарушения при подаче отчетности по валютным операциям Центробанк штрафует банки и профучастников рынка ценных бумаг (управляющие компании, инвесткомпании), а Росфиннадзор, который находится в ведении Минфина, — все остальные компании. К таким нарушениям относятся нарушение правил учета валютных операций, непредоставление отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами России, подтверждающих документов по валютным операциям, а также нарушение правил оформления паспортов сделок либо сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям. Штраф для юрлиц сейчас составляет 40–50 тыс. рублей, для должностных лиц — 4–5 тыс. рублей, если нарушение совершено однократно. В случае рецидива в течение года сумма штрафа увеличивалась десятикратно: должностным лицам грозил штраф в размере 30–40 тыс. рублей, юридическим — 400–600 тыс. рублей.

Десятикратно увеличенные штрафы были введены 30 июня 2013 года, и в этом году в Минфине пришли к выводу, что штрафы за рецидивы являются чрезмерными. В июне ведомство сообщало «Известиям», что штрафы планируется дифференцировать по тяжести нарушения, теперь же принято решение об их сокращении. Разработанные поправки в Кодекс об административных правонарушениях предусматривают, что в случае повторного нарушения при подаче отчетности по валютным операциям юрлица будут штрафоваться на 120–150 тыс. рублей, а должностные лица — на 12–15 тыс. рублей. Однако штрафы по одной категории нарушений — повторная несдача отчета о движении средств по счетам и вкладам за пределами России — останутся на максимальном уровне: 400–600 тыс. рублей для юрлиц, 30–40 тыс. — для физлиц.

Как указали в министерстве, законопроект разработан во исполнение «дорожной карты» «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта», утвержденной правительством в 2012 году. Законопроект планируется внести на рассмотрение Госдумы в осеннюю сессию. Принятие этой нормы, как ожидается, облегчит экспортные процедуры, поскольку избавит бизнес от неоправданных штрафов.

— Предлагаемые законопроектом изменения размеров штрафов нацелены на смягчение административной ответственности, применяемой к резидентам за совершаемые ими нарушения, — пояснили «Известиям» в пресс-службе Минфина. — Данная мера направлена на поддержку российских экспортеров, она будет способствовать сокращению административных барьеров для развития экспорта. Размеры штрафов за непредставление резидентами отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ сохранены в прежнем размере с учетом общественной опасности этого правонарушения. Практика показывает, что это нарушение часто связано с незаконным выводом за рубеж крупных денежных средств. При этом отчеты о движении денежных средств являются инструментом контроля законности осуществляемых по счету валютных операций.

— Штрафы особенно часто применялись по отношению к компаниям малого и среднего размера, — говорит управляющий партнер юридической фирмы «Альянс/Тесситоре, Кузнецов и Петрова» Олег Кузнецов. — Причем очень часто, когда разбираешься в деталях, штрафы накладывались в ситуациях, когда особой вины российской компании и не наблюдалось: контрагенты то задерживали поставки, то документацию, а в результате расплачивался за всё это российский предприниматель.

Предполагается, что эта мера позволит стимулировать падающий экспорт — за I квартал 2014 года показатель сократился на 1,6%, или на $2 млрд, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Экспорт за 2013 год сократился на 0,8%, или на $4,2 млрд, по сравнению с 2012 годом. Основная причина сокращения экспорта — снижение экспорта сырой нефти. Ее экспорт за январь–март 2014 года сократился на 10,2%, или на $4,4 млрд, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Сократился объем экспорта сырой нефти и в физическом выражении — на 8,4%, или на 4,8 млн т.

При этом, по данным Минэкономразвития, чистый отток капитала из России за первое полугодие 2014 года составил $80 млрд против $59,7 млрд за весь 2013 год.

— К сожалению, состав экспортных потоков из нашей страны сильно ограничен, по большей части углеводородами, — говорит директор департамента международного бизнеса и финансовых институтов Бинбанка Юрий Амвросиев. — У крупных игроков все уже давно автоматизировано и поставлено на поток, а «убивать» мелких экспортеров не имеет смыла — их и так немного и объемы невелики. Поэтому с точки зрения разумного подхода небольшие штрафы призваны научить такие компании правильно работать, а вторичный штраф, видимо, и его размер уже подразумевают наличие умысла у нарушителя. Поэтому их абсолютное снижение нелогично. Полноценным стимулированием такую меру назвать, наверное, сложно, однако хуже от подобных инициатив точно никому не станет.

— Поддержка экспорта осуществляется снижением не штрафов, а пошлин, — согласен директор аналитического департамента United Traders Михаил Крылов. — Сокращение штрафов еще сильнее снизит мотивацию соблюдать процедуры предоставления документов. Тем не менее приветствуется отказ от индивидуального определения штрафов, которое могло рассматриваться как легализация коррупции и противоречит принципу равноудаленности от хозяйствующих субъектов.

В РФ упрощается процедура паспортизации отходов

С августа 2014 г. в России упрощается процедура паспортизации отходов и вводится новый федеральный классификационный каталог отходов, сообщил заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ Ринат Гизатулин.

В 2013 г. в РФ было образовано порядка 5 млрд т отходов производства и потребления, при этом 90% из них было образовано предприятиями добывающего сектора экономики: «Что касается таких сфер, как промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и сфера услуг, то за отчетный период было образовано 400 млн т отходов. Примерно 35% из них было обезврежено и переработано, в то время как 65% направлено на долговременное захоронение, зачастую без предварительной сортировки. Последнее вызывает особенное беспокойство, так как большинство существующих в стране свалок явно не соответствует требованиям природоохранного законодательства», – сообщил замминистра на селекторном совещании «О порядке проведения работы по отнесению отходов к конкретному классу опасности и паспортизации отходов после 1 августа 2014 года».

С 1 августа 2014 г. вступает в силу постановление Правительства РФ «О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности». С вступлением в силу постановления будет упрощена процедура паспортизации отходов и введён новый федеральный классификационный каталог отходов (ФККО).

Структура разработанного ФККО базируется на происхождении отходов, их принадлежности к определенному производству, технологии. Кроме основного классификационного признака, учитывается также химический и (или) компонентный состав отхода, его агрегатное состояние и физическая форма. Добавлены также два новых критерия, позволяющих более точно относить отходы к I–V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду (показатель кислотности рН и показатель, учитывающий дисперсный состав отходов.), уточнена последовательность и приоритетность применения критериев, сообщает пресс-служба Росприроднадзора.

Подпишитесь на наши новости подписаться на рассылку
18
июля
2014
Учредители агентства