Обзор изменений в законодательстве


Подпишитесь на рассылку сайта

Позиция по предложению Минфина о введении налога с продаж

В настоящее время Минфин России предлагает предоставить право субъектам Российской Федерации вводить налог с продаж с налоговой ставкой 3% или 5%. «ОПОРА РОССИИ» считает, что для принятия решения по данной проблеме необходимо оценить соотношение рисков, к появлению которых это приведет, и величину доходов, которую дополнительно получит бюджет.

Кроме того, рассматривая все инициативы во взаимосвязи, необходимо отметить, что повышение НДС с одновременным введением налога с продаж может привести к существенному повышению цен и резкому росту инфляции.

Расчет роста нагрузки (данные по итогам 2013 г. Росстат):

В соответствии с логикой налога с продаж, это налог, который взимается со стоимости реализованных товаров (работ, услуг) на территории субъекта Российской Федерации физическим лицам. Следовательно, это розничная торговля.

По данным Минфина России, реализация данной меры позволит повысить обеспеченность бюджетов субъектов Российской Федерации собственными доходами, увеличив доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2015 году на 194,8 млрд. рублей, в 2016 году на 210,7 млрд. рублей, в 2017 году на 230,0 млрд. рублей.

Таким образом, указанные величины будут собраны с налогоплательщиков, в большей степени с розничной торговли.

В соответствии с предложениями Минфина России, в настоящий момент рассматривается целесообразность предоставления права субъектам Российской Федерации вводить налог с продаж в размере 3% в дополнение к уже существующему НДС.

Данная мера приведет к росту налоговой нагрузки на все предприятия розничной торговли и общественного питания.

Кроме того, введение указанного налога приведет к следующим проблемам:

1) неопределенность с объектом налогообложения;

2) неизбежность каскадного налогообложения товаров (работ, услуг), производственный цикл которых включает несколько стадий;

3) крайне неравномерное распределение доходов с налога с продаж между регионами.

 Основная идея налога с продаж - облагать розничный оборот товаров (работ, услуг), реализуемых в адрес конечных потребителей.

Практика применения налога с продаж до 2003 года свидетельствует, что четко определить операцию по реализации в адрес "конечного потребителя" товара невозможно. Так, например, невозможно установить в магазине приобретает ли данный покупатель компьютер для себя или планирует его использовать в производственной деятельности.

Невозможность идентификации "конечного потребителя" означает, что невозможно определить корректно объект налогообложения. В свою очередь, это будет приводить к массовым случаям, когда комплектующие, облагаемые налогом с продаж, впоследствии будут облагаться повторно в составе изделия, изготовленного из этих комплектующих, то есть приведет к эффекту каскадирования. Т.е. налог начисляется на товар, стоимость которого уже содержит налог. Причем, чем больше степень переработки товара и чем больше стадий по его изготовлению, тем больше вероятность, что в его стоимости будет включено несколько сумм налога с продаж, начисленных на разных этапах производства.

Таким образом, введение налога с продаж помимо сложности в администрировании, связанной с идентификацией объекта налогообложения, будет предполагать повышенное налоговое обременение товаров - продуктов переработки.

Руководитель Центра экспертизы и аналитики проблем предпринимательства "ОПОРЫ РОССИИ" Иван Ефременков: "Следует также обратить внимание, что основной розничный оборот в силу объективных причин происходит в трех субъектах Федерации - Москва, Московская область, Санкт-Петербург. Это означает, что и большая часть налога будет взиматься в указанных регионах. Таким образом, введение налога с продаж не приведет к справедливому распределению дополнительных налоговых доходов между субъектами Российской Федерации.     

Кроме того, объект налогообложения в данной конструкции не определен, что может привести к каскадному налогообложению. Например, в случае переработки один и тот же продукт будет подвергнут двойному налогообложению". 

Отдельно стоит отметить, что при обложении всех розничных продаж без исключений, налогоплательщиками должны стать все субъекты предпринимательской деятельности.

В этой связи как упорядочить налогообложение плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, которые не имеют обязанности вести учет выручки и использовать контрольно-кассовую технику. Таким образом, данные налоговые режимы будут нуждаться в существенной доработке

В настоящее время субъекты малого предпринимательства занимают более половины сектора розничной торговли.

На основании изложенного, необходимо отметить, что введение налога с продаж приведет к увеличению налоговой и административной нагрузки.

Минфин РФ готов частично освободить малый бизнес от налога на имущество

В ведомстве признают "недоработку" в отношении добросовестных субъектов МСП, которые не участвуют в схемах "дробления" крупной недвижимости

Министерство финансов РФ согласно частично освободить малые предприятия от налога на имущество исходя из кадастровой (рыночной) стоимости торгово-офисных помещений. Об этом пишет "Российская газета". Как пояснили изданию в Минфине, такой вариант развития событий обсуждался на совещании в администрации президента РФ.

Отмена льгот с 1 июля 2014 года и с 1 января 2015 года для малых предприятий, применяющих ЕНВД и, соответственно, упрощенную систему налогообложения (УСН) в торгово-офисных помещениях, взволновало общественные организации, защищающие права бизнесменов, отмечает газета. По расчетам экспертов, малым предприятиям, причем, как собственникам, так и арендаторам помещений, из-за "кадастрового" налога грозят убытки. Компенсировать их можно будет только за счет конечных потребителей товаров и услуг, то есть повышения цен. Второй вариант - вообще закрыть бизнес.

"Поправки нужны не для увеличения налоговой нагрузки на малый бизнес, а чтобы предотвратить уклонение от налога на имущество по кадастровой стоимости крупных владельцев имущества", - поясняют в Минфине. Речь идет о некоторых владельцах крупных торговых и офисных зданий, для которых с января 2014 года был введен налог на имущество по кадастровой стоимости: они начали спешно "дробить" свои объекты недвижимости на мелкие части. 

Вместе с тем, признают сейчас "недоработку" в Минфине - и это, кстати, консолидированное мнение участников обсуждения в администрации президента - для добросовестных малых компаний, на которые "не записывают" торговые и офисные центры в целях уклонения, можно было бы сохранить существовавшую до сих пор налоговую льготу.

Одновременно участники совещания сошлись и на том, что пока какие-то скоропалительные выводы делать рано, так как новые правила еще не заработали. Кроме того, первых итогов взимания налога на имущество с кадастровой стоимости пока почти нет (всего три региона - Амурская, Кемеровская области и Москва - воспользовалось своим правом и ввели его), отмечает издание.

"Договорились по итогам 2014 года посмотреть, что происходит с малым бизнесом и уплатой налога на имущество по кадастровой стоимости, а потом определиться, нужно ли частично сохранить льготу для "малышей", - таков вердикт Минфина.

В ведомстве также озвучили более предпочтительный подход - запрещать переход на налоговые специальные льготные режимы тем предприятиям, налог с имущества которых исчисляется по кадастровой стоимости. Возможно, с ограничением по стоимости такого имущества. 

Правительство одобрило Концепцию развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в РФ

Правительство РФ одобрило Концепцию развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации. Соответствующее распоряжение кабинета министров за подписью главы Правительства Дмитрия Медведева опубликовано сегодня. Документ был внесен Минпромторгом России во исполнение поручений Правительства.

Как отмечается в сопроводительной справке к распоряжению, в рамках концепции предусмотрены меры по повышению эффективности выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, в том числе на принципах государственно-частного партнерства, в интересах инновационного социально-экономического развития.

Концепция направлена на развитие системы координации выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, включая разработку комплекса мер в области государственной поддержки отечественных товаропроизводителей – участников этой деятельности, предпринимателей и потребителей, выставочных организаций и представителей всех сфер выставочно-ярмарочного и конгрессного бизнеса.

Задачи концепции:

- создание современной индустрии выставочно-ярмарочных и конгрессных услуг, обеспечивающей интенсификацию социально-экономического развития и отвечающей требованиям международных стандартов по техническому уровню и качеству выставочных услуг;

- формирование новых принципов государственной политики выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в России и за рубежом с использованием механизмов государственно-частного партнерства;

- обеспечение развития современной выставочно-ярмарочной и конгрессной инфраструктуры в соответствии с потребностями экономики России;

- содействие инновационному развитию территорий за счет эффективного включения выставочно-ярмарочных и конгрессных комплексов и сопутствующей инфраструктуры в деятельность территориальных, отраслевых и межотраслевых инновационных кластеров;

- разработка основных форм государственной поддержки и стимулирования участия российских производителей в выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях, проводимых в Российской Федерации и за рубежом.

Годовую квоту для мигрантов можно пересматривать

Дмитрий Медведев подписал постановление от 7 июля 2014 г. № 623, благодаря которому установленная на год квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание в РФ может быть пересмотрена. Документ был подготовлен ФМС России во исполнение поручения Правительства.

В соответствии с Правилами, утверждёнными постановлением Правительства от 4 апреля 2003 г. №193, указанная квота ежегодно формируется на основании предложений органов исполнительной власти субъектов Федерации с учётом демографической ситуации в соответствующем регионе и возможностей по обустройству иностранных граждан.

В 8 пункте правил сказано, что решение об установлении квоты пересмотру не подлежит и является обязательным для исполнения территориальными органами ФМС России, выдающими разрешения на временное проживание, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Постановлением № 623 в Правила внесено изменение, согласно которому запрет на пересмотр решения об установлении квоты снимается, т.к. возникла необходимость увеличить квоту, установленную на 2014 год для ряда субъектов Федерации, в связи с обращениями граждан Украины пожелавших переехать на постоянное место жительства в Россию.

Планируется ввод новой формы налогового контроля

В первом чтении прият проект Федерального закона № 529630-6 «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса РФ»

Предлагается ввести новую форму контроля — налоговый мониторинг. Суть его заключается в том, что компания еще до подачи налоговой декларации может разрешить спорные вопросы налогообложения. В свою очередь, налоговый орган в режиме реального времени получает доступ к данным бухгалтерского и налогового учета компании и может проверять правильность и свое­временность отражения хозяйственных операций налогоплательщиком для целей налогообложения. Для этого компания заключает с налоговым органом соглашение о расширенном информационном взаимодействии, по которому налоговикам на постоянной основе предоставляется доступ к сведениям, необходимым для осуществления контроля за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов. Заключить такое соглашение могут только крупные компании, отвечающие определенным критериям (сумма налогов за год не менее 500 млн руб., доходы — не менее 5 млрд руб., стоимость активов — не менее 10 млрд руб.).

Минимальный срок действия соглашения — один год (с 1 января календарного года, следующего за годом, в котором оно было подписано), максимальный — три года. Если за два месяца до окончания срока действия соглашения ни одна из сторон письменно не заявит о намерении расторгнуть соглашение, срок его действия считается продленным на три года на тех же условиях.

Во время действия соглашения выездные налоговые проверки не проводятся, за исключением особо оговоренных случаев. Камеральные проверки проходят в обычном порядке.

В ходе мониторинга налоговики (по запросу компании или по собственной инициативе) выносят (в письменном виде) мотивированное мнение по неопределенной правовой позиции. В случае несогласия компании с мотивировочным мнением налоговиков проводится взаимосогласительная процедура, по итогам которой составляется совместный протокол. С момента его подписания мотивировочное мнение считается измененным.

Декларация по НДС может существенно увеличиться

На едином портале правовой информации для общественного обсуждения размещен проект новой формы декларации по НДС и порядок ее заполнения

Главное нововведение — появление в декларации пяти новых разделов:

  • № 8 «Сведения из книги покупок об операциях, отражаемых за истекший налоговый период» с приложением «Сведения из дополнительных листов книги покупок»;
  • № 9 «Сведения из книги продаж об операциях, отражаемых за истекший налоговый период» с приложением «Сведения из дополнительных листов книги продаж»;
  • № 10 «Сведения из журнала учета выставленных счетов-фактур в отношении операций, осуществляемых в интересах другого лица на основе догово­ров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, отражаемых за истекший налоговый период»;
  • № 11 «Сведения из журнала учета полученных счетов-фактур в отношении операций, осуществляемых в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, отражаемые за истекший налоговый период»;
  • № 12 «Сведения из счетов-фактур, выставленных лицами, указанными в пункте 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации».

Фактически заполнение этих разделов сводится к переписыванию данных соответственно из книги покупок, продаж или журнала по каждому счету-фактуре. Учитывая, что на один счет-фактуру отводится от двух до трех лис­тов декларации, ее общий объем будет весьма внушительным.

Остальные разделы декларации (­1—7) остались прежними. В них внесены точечные изменения. В частности, код по ОКАТО заменен на код по ОКТМО, в разделе № 1 добавлены поля для указания сведений о договоре инвестиционного товарищества. В разделе № 3 добавлены строки для отражения корректировок реализации на основании ст. 105.3 НК РФ.

Минтруд приступил к правовому регулированию отношений в секторе малого и среднего предпринимательства

На едином портале правовой информации для общественного обсуждения размещён проект федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части особенностей регулирования труда лиц, работающих у работодателей - субъектов малого и среднего предпринимательства, средняя численность работников которых не превышает 15 человек)».

Проектом федерального закона предусматривается предоставить работодателю право не принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права. В этом случае положения и условия, которые в соответствии с Трудовым кодексом регулируются локальными нормативными актами, должны быть включены в трудовой договор, заключаемый на основе примерной формы трудового договора, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учётом мнения Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений; по соглашению сторон трудового договора сведения о работе у работодателя могут не вноситься в трудовую книжку работника, а при заключении трудового договора впервые трудовая книжка работнику может не оформляться. В этих случаях основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника будет являться экземпляр трудового договора, в котором при увольнении производится запись о дате прекращения трудового договора, а также об основании его прекращения; помимо оснований, установленных Трудовым кодексом, трудовым договором могут быть определены иные основания прекращения трудового договора, а также порядок и условия предоставления работникам гарантий и компенсаций, связанных с таким увольнением.

В соответствии с законопроектом работодатель - субъект малого и среднего предпринимательства, средняя численность работников которого не превышает 15 человек, предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка, а также иные гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с получением образования, в случаях и в порядке, установленных локальными нормативными актами, трудовым договором или ученическим договором.

Законопроектом предусматривается, что при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере не менее среднего месячного заработка. При этом требование о сохранении за работником среднего месячного заработка на период трудоустройства не устанавливается.

Также законопроектом предлагается установить сокращенный срок предупреждения работников работодателем об изменении определённых сторонами условий трудового договора, которые не могут быть сохранены по причинам, связанным с изменением организационных, или технологических условий, - не позднее чем за четырнадцать календарных дней, говорится в пояснительной записке к проекту.

Подтвердить применение ставки 0% по НДС станет проще

Правительство РФ одобрило законопроект, направленный на совершенствование ряда положений ст. 165 НК РФ, связанных с подтверждением правомерности применения налоговой ставки 0% по НДС и фактической уплаты этого налога.

Законопроектом предлагается:

– установить обмен информацией в электронной форме между ФТС и ФНС России о вывозе товаров с территории РФ и ввозе товаров на территорию РФ;

– предоставить право экспортерам и импортерам товаров, а также перевозчикам представлять в налоговые органы вместо копий таможенных деклараций и перевозочных документов на бумажных носителях с соответствующими отметками таможенных органов сведения из этих документов, необходимые для обоснования правомерности применения налоговой ставки 0%;

– осуществлять подтверждение факта уплаты НДС при импорте товаров для целей налоговых вычетов на основании сведений ФТС, переданных в ФНС в электронной форме.

Постановление Правительства РФ от 10.07.2014 N 642 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"

Акты Правительства РФ, содержащие положения об оплате отпускных, приведены в соответствие с Трудовым кодексом РФ

Согласно изменениям, внесенным в статью 139 Трудового кодекса РФ, при расчете среднего дневного заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска необходимо использовать среднемесячное число календарных дней, равное 29,3, вместо ранее установленного 29,4.

Аналогичные изменения внесены в Постановление Правительства РФ от 06.09.2007 N 562 "Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих", а также Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы".

Проект Федерального закона N 553461-6 "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "О рекламе"

Рекламу пива разрешат в периодических печатных изданиях и во время спортивных трансляций

Предлагается временно, до 1 января 2019 г., снять ряд запретов на рекламу пива и напитков, изготавливаемых на его основе (далее - пиво).

Согласно законопроекту будет разрешена реклама пива в периодических печатных изданиях. Исключение составят первая и последняя полосы газет, а также первая и последняя страницы и обложки журналов. Вместе с тем рекламировать пиво можно будет во время трансляции (неважно, в прямом эфире или в записи) спортивных соревнований разного рода, в том числе матчей, игр, боев и гонок. На спортивных телеканалах такую рекламу разрешат демонстрировать не только во время трансляций соревнований.

Кроме того, в периоды проведения официальных спортивных мероприятий можно будет размещать и распространять в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях (на расстоянии ближе чем 100 м от них) рекламу средств индивидуализации юрлица, являющегося производителем пива, а также производимых им товаров в виде словесных обозначений. При этом словесное обозначение должно содержать исключительно наименование производимой им продукции или ее производителя.

Такие изменения обусловлены прежде всего тем, что в ч. 5 ст. 18 Федерального закона от 07.06.2013 N 108-ФЗ установлены особенности рекламы пива, связанные с проведением чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г. и Кубка конфедераций FIFA 2017 г.

Из Закона о рекламе могут исключить нормы о признании положения ряда лиц преимущественным

Предлагается исключить из Закона о рекламе нормы о преимущественном положении лиц в двух сферах: реклама в телепрограммах, телепередачах и распространение наружной рекламы.

На сегодняшний день согласно Закону о рекламе, если доля лица в сфере распространения наружной рекламы (на территории муниципального района или городского округа, Москвы или Санкт-Петербурга) превышает 35 процентов, то его положение признается преимущественным. При этом данное правило не действует, если на территории муниципального района или городского округа установлено не более десяти рекламных конструкций (ч. 5.3 ст. 19 Закона о рекламе). В сфере распространения телевизионной рекламы на федеральных телеканалах положение лица признается преимущественным, если его доля в этой сфере превышает 35 процентов при национальном или региональном размещении рекламы (ч. 3.2 ст. 14 Закона о рекламе).

В отношении лица, положение которого признается преимущественным, в Законе о рекламе установлены некоторые ограничения. Например, федеральные телеканалы не вправе заключать с такими лицами договоры на оказание услуг по распространению рекламы. Разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на недвижимом имуществе выдаются исключительно лицам, не занимающим преимущественного положения в сфере распространения наружной рекламы.

Соответственно, если законопроект станет Законом, такие ограничения будут отменены. Тем не менее в указанных сферах будут действовать нормы о доминирующем положении, установленные Законом о защите конкуренции.

С текстом законопроекта, направленного в Совет Федерации, можно ознакомиться на сайте Госдумы.

17 июля 2014