Обзор изменений в законодательстве


Подпишитесь на рассылку сайта

На сайте госзакупок введен блокирующий контроль при нарушении порядка общественного обсуждения

Функция распространяется на крупные закупки

С 1 июля 2014 г. на официальном сайте госзакупок обеспечен блокирующий контроль, который исключает возможность проведения закупки, если заказчик нарушил установленный порядок обязательного общественного обсуждения крупной закупки. Об этом говорится в сообщении Минэкономразвития РФ.

"С 1 января 2014 года общественное обсуждение закупок стоимостью свыше 1 млрд. рублей является обязательным. Минэкономразвития ведет постоянный мониторинг таких закупок. К общественному обсуждению закупок уже подключились эксперты ряда общественных организаций", - прокомментировал директор Департамента развития контрактной системы Максим Чемерисов.

Мониторинг показал, что во II квартале 2014 года были проведены процедуры обязательного общественного обсуждения по 155 закупкам на сумму более 1,5 трлн рублей. Полностью завершено обсуждение по 55 закупкам на сумму более 1,1 трлн. рублей. На первом этапе обязательного общественного обсуждения находится 41 закупка на сумму более 200 млрд рублей. На втором этапе обсуждения находятся 2 закупки с суммарной ценой контрактов более 4,5 млрд. рублей.

"По 57 закупкам на сумму более 181 млрд рублей полностью завершен первый этап. В 16 случаях заказчиком внесены изменения в планы-графики закупок по результатам первого этапа обязательного общественного обсуждения", - сообщил Максим Чемерисов.

Также, согласно законодательству субъектов России, регионы могут устанавливать собственные порядки обсуждения крупных закупок. К 30 июня 2014 г. шесть субъектов России и два муниципалитета снизили порог начальной (максимальной) цены контракта для такого обсуждения до 500 млн рублей и до 50 млн рублей соответственно.

Контрактная система является главным инструментом, обеспечивающим практическое выполнение обязательств государства перед населением, а также мощным механизмом развития отечественного бизнеса, в том числе, малого предпринимательства. Государство на сегодняшний день является крупнейшим заказчиком. Таким образом, контрактная система обеспечивает возможности для развития различных субъектов экономики, создавая справедливое экономическое пространство.

Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вступивший в силу с 1 января 2014 года, направлен на повышение эффективности и результативности закупочных процедур, гласности и прозрачности их проведения, а также на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в данной сфере. Главной гарантией повышения эффективности закупок является прозрачность всех процедур и возможность общественного контроля. Таким образом, общественные обсуждения являются важным элементом системы раскрытия информации при реализации общественных нужд.

В.Путин поручил проработать введение регионального налога с продаж и рост отчислений в ФОМС

По мнению МЭР, повышение налоговой нагрузки может серьезно отразиться на бизнесе

Введение в России регионального налога с продаж и повышение отчислений в Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) с 2015 года — почти решенный вопрос., пишет газета "РБК daily". Поручение о проработке соответствующих предложений Минфина подписал президент России, сообщили изданию два правительственных чиновника. Один из них утверждает, что окончательного решения все-таки нет, другой — что соответствующий законопроект уже готовится к осенней сессии.

Президент не высказывал своего мнения по этому вопросу, пока идея не проработана до конца, сказал РБК пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Поручения о разработке законопроекта он не давал, добавил он. Но, по его словам, такая идея прорабатывается в правительстве в рамках бюджетного процесса и в поисках дополнительных бюджетных доходов.

Последствия повышения налоговой нагрузки сейчас просчитывает Минэкономразвития вместе с бизнесом.

"Предварительные оценки таковы, что это серьезно увеличивает нагрузку, особенно на машиностроение, обрабатывающие предприятия и сельское хозяйство", — говорит заместитель главы МЭР РФ Сергей Беляков. Кроме того, под угрозой оказываются планы властей по созданию большого количества высокопроизводительных рабочих мест, рассуждает он. Снятие зарплатных порогов по отчислениям в Фонд обязательного медицинского страхования увеличивает нагрузку именно на такие рабочие места.

Инициатива Минфина о введении трехпроцентного налога с продаж в регионах без отмены похожего по сути НДС подверглась жесткой критике сразу после того, как ее озвучил министр Антон Силуанов. Эксперты вспомнили, что этот налог однажды был отменен в России после признания его неконституционным, указали на инфляционные риски и удушающий эффект для бизнеса. На другой чаше весов — ежегодные поступления в бюджет в размере около 200 млрд руб.

Другое предложение направлено на наполнение ФОМС и «стоит», по расчетам Минфина, также 200 млрд руб. в год. Речь идет о том, чтобы отменить зарплатный порог в 624 тыс. руб. в год (52 тыс. руб. в месяц), свыше которого работодатели не платят взнос в ФОМС (5,1%). Обе идеи вместе с другими предложениями о повышении налогов будут обсуждаться правительством до осени, заверил Силуанов после того, как правительство 3 июля в целом одобрило бюджетные проектировки.

Правительство сейчас обсуждает порядка десятка инициатив, так или иначе повышающих налоговую нагрузку на бизнес. Некоторые из них предлагается ввести со следующего года: отмена федеральных льгот по региональным налогам, обложение малого бизнеса на «упрощенке» имущественным налогом, отмена самой «упрощенки» для некоторых видов деятельности. Другие, например повышение НДС и НДФЛ на 2 п.п., обсуждаются на перспективу 2019 года.

Все эти идеи требуют внимательных расчетов, говорит Беляков, а времени для этого нет. "Важно, что объявили недавно об этих решениях, частично принятых, а частично обсуждаемых... все это сделали как всегда "вдруг" для бизнеса", — отмечает замминистра.

Малому бизнесу вернут льготу по налогу на имущество

Минфин согласен частично вернуть малому бизнесу льготы по налогу на имущество, которых предпринимателей лишили из-за серых схем крупного бизнеса. Однако помещения какой площади будут освобождены от налога, пока не ясно

«Ведомости» ознакомились с проектом доклада правительства президенту о последствиях отмены льгот для малого бизнеса при уплате налога на имущество. Оценить последствия правительство попросил бизнес-омбудсмен Борис Титов. Весной президент Владимир Путин подписал закон, который обязал малый бизнес платить с определенного имущества налог с его кадастровой стоимости. Компании, использующие упрощенную систему налогообложения (УСН), должны будут это делать с 1 января 2015 г., а плательщики единого налога на вмененный доход начали это делать с июля.

Доклад готовил Минфин. По словам представителя первого вице-премьера Игоря Шувалова, правительство согласно с содержанием документа.

То, что налог с кадастровой стоимости имущества будет платить и малый бизнес, способствует более справедливому распределению налоговой нагрузки, говорится в документе. Льготами малому бизнесу пользовались владельцы крупной торгово-офисной недвижимости: используя спецрежимы, они «оптимизировали» налоговые платежи. Каждый 14-й объект в столице (всего 2,3 млн кв. м) оказался раздробленным между компаниями, использующими налоговые льготы, рассказывал руководитель департамента экономической политики и развития Москвы Максим Решетников. Благодаря закону с 2015 г. эта лазейка будет закрыта.

На добросовестном малом бизнесе отмена льгот сильно не скажется, считает Минфин. Предпринимателей, применяющих УСН и при этом владеющих торгово-офисной недвижимостью, мало, приводит ведомство данные Федеральной налоговой службы: в Москве это 220 компаний, или 0,1% всех столичных предпринимателей на УСН, в Амурской области — 68 компаний, или 1,2%, в Московской области — 22 компании, или 0,036%. В остальных регионах эффект считать преждевременно — налог с кадастровой стоимости они еще не ввели. Потребуется дополнительный анализ ситуации в 2014 и 2015 гг., признает Минфин.

Чтобы законопослушный бизнес не пострадал, Минфин предлагает прописать в Налоговом кодексе минимальную площадь помещения, владельцы которого должны платить налог с кадастровой стоимости объекта. Также предложено освободить от налога помещения, которые малый бизнес выкупил у государства после аренды.

Предложения готовились совместно с Минэкономразвития, сообщил представитель министерства. Говорить о том, какой может быть минимальная площадь помещения, подпадающая под налог с кадастровой стоимости, преждевременно, отмечает он. В начале июня на совещании у помощника президента Андрея Белоусова обсуждался порог в 3000 кв. м, рассказывает участвующий в обсуждении эксперт. Это маловероятно, считает федеральный чиновник: нужно освободить от налогообложения небольшие «семейные» магазины, а они занимают гораздо меньше 3000 кв. м. Другой федеральный чиновник вообще против ограничений на федеральном уровне: «Это полномочия региональных властей, которые могут самостоятельно установить критерии объектов».

Отмена льгот затрагивает очень многие компании, утверждает представитель бизнес-омбудсмена Титова. Необлагаемая налогом площадь - компромиссное, но недостаточное предложение, говорит он: «Нужно устанавливать предел не по площади, а по стоимости имущества». Главная проблема — это несовершенство кадастровой оценки, нужно облагать налогом только используемые помещения, считает член президиума «Опоры России» Алексей Небольсин: «Кроме зала продаж в магазине существуют складские помещения, которые не приносят прибыли».

Дробление бизнеса — распространенный механизм, который используется не только для ухода от налога на имущество, но и от других бюджетных платежей, например налога на прибыль и НДС, рассказывает управляющий партнер «Щекин и партнеры» Денис Щекин. По его мнению, власти действуют неуклюже: сначала отменяют льготные режимы, а потом пытаются предусмотреть исключения. Для борьбы с «уклонистами» нужна тонкая настройка налогового законодательства, считает Щекин: исключения можно сделать по видам объектов — если юрлицо владеет недвижимостью в крупном торговом центре или офисе, то налог платится, а если небольшим отдельно стоящим магазином — то нет.

Бизнес выступил против изменения закона о конкуренции

Крупные российские компании выступили против идеи Федеральной антимонопольной службы (ФАС) распространить правила, регулирующие работу естественных монополий, на все компании с долей рынка более 70 процентов. Это решение может стать "переходом от рыночной экономики к государственному регулированию" в стране, говорится в письме бизнесменов к Дмитрию Медведеву.

Напомним, что новые правила содержатся в поправках ФАС в закон о защите конкуренции - так называемый четвертый антимонопольный пакет. Правила недискриминационного доступа станут для монополистов обязательными после того, как по инициативе ФАС их утвердит правительство.

Ограничения противоречат Конституции, экономически не обоснованы и не оправданы, считают компании, они приведут к снижению эффективности экономики и уменьшению поступлений в бюджет, пишут сегодня "Ведомости". Введение нормы только на рынках минеральных удобрений нанесет потребителям и экономике ущерб до 15 миллиардов рублей, приводят авторы письма подсчеты Высшей школы экономики. Правила будут устанавливаться не массово, а выборочно, а значит, отдельные игроки окажутся в менее выгодном положении, чем конкуренты. Мера подорвет конкурентоспособность отечественных монополистов и на мировом уровне, пишут крупные компании: раскрытием коммерческой информации воспользуются иностранные конкуренты. Чтобы избежать претензий ФАС, крупным компаниям придется объединяться в картели, предупреждают они.

Монополисты столкнутся с определенными ограничениями, но эти ограничения оправданны, возражает начальник управления ФАС Сергей Пузыревский: рыночная власть компаний, занимающих более 70 процентов рынка, сравнима с рыночной властью естественных монополий. Компенсировать власть над контрагентом смогут правила недискриминационного доступа, которые вводят для монополиста алгоритм поведения, аргументирует Пузыревский. На практике трудно определить, была дискриминация или нет, признает он: условия контрактов с другими контрагентами не известны. Правила сделают их прозрачными, а контрагенту будет проще защитить свои интересы, объясняет он.

Командировка с захватом выходных: можно ли учесть расходы?

Расходы на приобретение проездного билета для командированного работника в выходные дни, предшествующие дню начала командировки (следующие за датой окончания командировки), могут учитываться в расходах для целей налогообложения прибыли на основании подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ. При этом важно, чтобы дата отправления работника в командировку (дата выбытия из места командировки) совпадала с датой, на которую приобретен такой проездной билет. В случае задержки или более раннего выезда потребуется разрешение руководителя, подтверждающего целесообразность произведенных расходов. Соответствующая позиция Минфина России выражена в письме от 20.06.2014 № 03-03-РЗ/29687.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИП, УПРАВЛЯЮЩИХ МНОГОКВАРТИРНЫМИ ДОМАМИ, БУДЕТ ЛИЦЕНЗИРОВАТЬСЯ (ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 448902-6)

С 1 мая 2015 г. могут вступить в силу отдельные положения законопроекта, в соответствии с которыми организации и ИП, осуществляющие управление многоквартирными домами (далее - управляющие организации), должны будут осуществлять такую деятельность на основании лицензии. Лицензия может не понадобиться ТСЖ, жилищным кооперативам и иным специализированным потребительским кооперативам. Также в законопроекте предусмотрено, что в ряде случаев (ч. 3 ст. 200 ЖК РФ в редакции законопроекта) лицензиат, действие лицензии которого прекращено или лицензия которого аннулирована, тем не менее будет обязан осуществлять управление многоквартирным домом, например до возникновения обязательств по управлению многоквартирным домом у другой организации или до госрегистрации ТСЖ. Нормы, устанавливающие порядок лицензирования, предлагается ввести в действие уже с 1 сентября 2014 г.

Лицензию, которая предоставляется без ограничения срока действия, смогут получить управляющие организации, отвечающие следующим требованиям:

- лицензиат, соискатель лицензии должен быть зарегистрирован в качестве юрлица или ИП на территории РФ;

- должностное лицо лицензиата (соискателя) должно иметь квалификационный аттестат (ст. 202 ЖК РФ в редакции законопроекта) и не должно иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие;

- информация о должностном лице лицензиата (соискателя) должна отсутствовать в р! еестре дисквалифицированных лиц (п. 3 ч. 2 ст. 195 ЖК РФ в редакции законопроекта);

- информация об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, должна отсутствовать в сводном федеральном реестре лицензий (п. 2 ч. 2 ст. 195 ЖК РФ в редакции законопроекта);

- лицензиат должен соблюдать требования к раскрытию информации.

Предполагается, что лицензию будет выдавать орган государственной власти субъекта РФ в области жилищных отношений. Такой орган сможет отказать в предоставлении лицензии, если соискатель не соответст вует установленным требованиям или в заявлении о выдаче лицензии и (ил! и) приложенных к нему документах содержится недостоверная или искаженная информация (ч. 2 ст. 194 ЖК РФ в редакции законопроекта). Лицензия будет действовать на территории только того субъекта РФ, где она была предоставлена.

Управляющим организациям могут разрешить осуществлять деятельность без лицензии до 1 мая 2015 г. На дату обращения с заявлением о ее предоставлении такой организацией должны быть соблюдены требования к раскрытию информации. За управление многоквартирными домами без лицензии с 1 января 2015 г. планируется ввести административную ответственность. Для ИП предусматривается штраф от 150 тыс. до 250 тыс. руб. или дисквалификация на срок до трех лет, для юрлиц - только штраф (150 тыс. - 250 тыс. руб.).

Помимо прочего, в законопроекте указано (ч. 6 ст. 192 ЖК РФ в редакции законопроекта), что к лицензированию такой деятельности положения Закона о лицензировании, касающиеся приостановления, возобновления, аннулирования лицензии, не применяются. В частности, для аннулирования лицензии (ст. 199 ЖК РФ в редакции законопроекта) в рассматриваемом законопроекте предлагается установить особый порядок.

16 июля 2014