Обзор изменений в законодательстве.

15 июля 2014

Правительство утвердило план мероприятий по повышению эффективности труда и созданию рабочих мест

Отдельно в плане выделены меры, направленные на увеличение занятости в сферах индивидуального и малого бизнеса

Правительство РФ утвердило план мероприятий по повышению производительности труда, созданию и модернизации рабочих мест. Соответствующее распоряжение подписано Председателем Правительства РФ Дмитрием Медведевым 11 июля 2014 года, говорится в сообщении Министерства экономического развития РФ.

Докуметом предусматриваются меры по стимулированию инвестиций для обновления и модернизации производства, замене устаревших рабочих мест, повышению мобильности трудовых ресурсов, повышению производительности труда в компаниях с государственным участием, созданию условий для увеличения занятости в сферах индивидуального и малого предпринимательства.

Проект плана мероприятий подготовлен Минэкономразвития России во исполнение поручений Президента России по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития. План включает семь направлений:

  • стимулирование инвестиций для обновления и модернизации производства;
  • стимулирование технологического обновления;
  • стимулирование замены устаревших рабочих мест;
  • создание условий для профессионального развития работников;
  • реализация мер по повышению мобильности трудовых ресурсов;
  • меры по повышению производительности труда в компаниях с государственным участием;
  • меры по созданию условий для увеличения занятости в сферах индивидуального и малого предпринимательства.

В целях стимулирования инвестиций для обновления и модернизации производства, а также технологического обновления предусматривается упрощение процедуры отбора инвестиционных проектов и порядка предоставления государственных гарантий при их реализации, формирование фонда развития промышленности, расширение применения предприятиями и банками механизмов проектного финансирования, содействие внедрению наилучших доступных технологий.

Высвобождению устаревших рабочих мест будут способствовать повышение уровня налогообложения организаций, имеющих основные фонды (оборудование) с истекшим сроком полезного использования, и проведение специальной оценки рабочих мест.

На создание условий для профессионального развития и повышения мобильности трудовых ресурсов направлены меры, связанные с развитием системы утверждения профессиональных стандартов и независимой сертификации квалификаций, а также принятие федерального закона об арендном жилье.

Повышение производительности труда в компаниях с государственным участием планируется обеспечить утверждением программ снижения издержек, включением положений о необходимости достижения целевых показателей в долгосрочные программы развития и трудовые договоры руководителей.

Отдельно в плане выделены меры, направленные на увеличение занятости в сферах индивидуального и малого предпринимательства. К ним относятся, в частности, развитие национальной системы гарантийных организаций, наделение субъектов Федерации правом предоставлять двухлетние налоговые каникулы новым субъектам малого предпринимательства, внедрение механизма возмещения субъектам Федерации затрат на создание инфраструктуры индустриальных парков, технопарков и бизнес-инкубаторов.

Крупный бизнес против того, чтобы ФАС регулировала условия договоров

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предлагает распространить правила, регулирующие работу естественных монополий, на все компании с долей рынка более 70%. Такие меры содержатся в поправках ФАС в закон о защите конкуренции — так называемый четвертый антимонопольный пакет. Правила недискриминационного доступа станут для монополистов обязательными после того, как по инициативе ФАС их утвердит правительство.

Резко против расширения полномочий службы выступили крупные компании. Распространение на частный бизнес правил, разработанных для естественных монополий, является переходом от рыночной экономики к государственному регулированию, говорится в совместном письме председателю правительства Дмитрию Медведеву, подписанном руководителями «Газпром нефти» Александром Дюковым, «Сибура» Дмитрием Коновым, «Уралхима» Дмитрием Коняевым и «Новатэка» Леонидом Михельсоном.

Ограничения противоречат Конституции, экономически не обоснованы и не оправданы, считают компании, они приведут к снижению эффективности экономики и уменьшению поступлений в бюджет. Введение нормы только на рынках минеральных удобрений нанесет потребителям и экономике ущерб до 15 млрд руб., приводят авторы письма подсчеты Высшей школы экономики. Правила будут устанавливаться не массово, а выборочно, а значит, отдельные игроки окажутся в менее выгодном положении, чем конкуренты. Мера подорвет конкурентоспособность отечественных монополистов и на мировом уровне, пишут крупные компании: раскрытием коммерческой информации воспользуются иностранные конкуренты. Чтобы избежать претензий ФАС, крупным компаниям придется объединяться в картели, предупреждают они.

Монополисты столкнутся с определенными ограничениями, но эти ограничения оправданны, возражает начальник управления ФАС Сергей Пузыревский: рыночная власть компаний, занимающих более 70% рынка, сравнима с рыночной властью естественных монополий.

Компенсировать власть над контрагентом смогут правила недискриминационного доступа, которые вводят для монополиста алгоритм поведения, аргументирует Пузыревский. На практике трудно определить, была дискриминация или нет, признает он: условия контрактов с другими контрагентами не известны. Правила сделают их прозрачными, а контрагенту будет проще защитить свои интересы, объясняет он.

По состоянию на январь 2014 г. в реестре монополистов ФАС содержится 113 компаний и 8 холдингов с долей рынка более 65%, говорится в исследовании Высшей школы экономики, еще 53 компании превышают лимит в 65% в составе группы лиц.

ФАС хочет фактически сама определять цену на рынках, для которых государственное регулирование цен сейчас запрещено, не предлагая никаких гарантий и принципов ценообразования, говорит представитель «Уралхима». Непонятно, на каком рынке нужно превысить долю в 70%, чтобы подпасть под правила ФАС, недоумевает сотрудник нефтегазовой компании: временно доля рынка в отдельных регионах может как повышаться, так и падать. Практика показывает, что территориальные подразделения ФАС субъективно оценивают размер бизнеса местных монополистов, что часто бывает на руку их конкурентам, беспокоится собеседник «Ведомостей».

Бывает и наоборот, говорит управляющий директор РСПП по корпоративным отношениям и правовому обеспечению Александр Варварин: можно ввести такие правила, которые будут выгодны монополисту и ущемят интересы остальных участников рынка. Эксперты оценивают правила как непрозрачный и потенциально коррупциогенный механизм, согласен представитель «Уралхима». «Новатэк» и «Сибур» отказались от комментариев, в «Газпром нефти» не ответили не запрос «Ведомостей».

С просьбой исключить правила недискриминационного доступа из четвертого пакета в письме к первому зампреду правительства Игорю Шувалову уже обращался владелец «Северстали» Алексей Мордашов, подписавшийся президентом некоммерческого партнерства «Русская сталь».

Позиция по четвертому пакету дорабатывается с учетом мнения бизнес-сообщества, сказал представитель Шувалова. Ограничения будут вводиться не по желанию ФАС, а только при нарушении антимонопольного законодательства, успокаивает Пузыревский. На этом настояло Минэкономразвития, сообщил представитель министерства, порядок разработки правил будет готовиться дополнительно и пройдет процедуру оценки регулирующего воздействия.

У ФАС уже есть все инструменты для борьбы с нарушителями антимонопольного законодательства, удивляется менеджер крупной сырьевой компании: запрет на картели и злоупотребление доминирующим положением.

При введении правил для монополий ФАС уже не нужно будет проводить экономический анализ перед возбуждением антимонопольного дела по злоупотреблению доминирующим положением, указывают эксперты Высшей школы экономики в своем исследовании. Монополисту будет достаточно нарушить пункт правил, хотя отклонения могут произойти не по вине компании, а быть вызваны изменением конъюнктуры. Это создает дополнительные риски для компаний, пишут эксперты. Введение правил не предусматривает диалога между службой и компанией, считают они: формулы цены, порядок ценообразования и выбор индикатора могут устанавливаться ФАС в одностороннем порядке.

Предложенные ФАС правила будут утверждаться на правительстве, подчеркивает Пузыревский, там интересы компаний смогут защитить отраслевые ведомства.

Правительственный фильтр снижает риски, но влияние ФАС на применение правил все равно будет высоким, полагает Варварин: служба пытается регулировать конкурентный рынок административными методами. Это неверный подход, считает Варварин: «Когда госорганы устанавливают условия договоров, то это, наоборот, может затормозить развитие конкуренции».

ФАС предложила новый способ защиты потребителей

Определить новый вид компенсации Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предлагает в поправках в закон о конкуренции. Она должна составлять, по мнению службы, 1-15% от стоимости товара, проданного с нарушением антимонопольного законодательства.

Это будет альтернатива существующему механизму, рассказывает начальник правового управления ФАС Сергей Пузыревский: сейчас монополист или сговорившиеся участники рынка должны возместить ущерб, причиненный из-за завышенных ими цен. Но суду трудно установить размер переплаты, продолжает он, у пострадавшего и нарушителя разные представления о справедливой цене. Механизм почти не работает, согласен партнер King & Spalding Илья Рачков: процедура доказывания трудоемка и затратна. Для частных лиц она слишком сложна, а компании скорее переложат дополнительные расходы на потребителя, включив их в цену товара, объясняет он. Предложения ФАС значительно упростят процедуру, ожидает Рачков: любому потребителю будет достаточно сослаться на вступившее в силу решение службы и доказать факт покупки товара в период нарушения, например предъявив чек.

Выбирать один из двух механизмов будет сам потребитель, говорит Пузыревский, размер компенсации в зависимости от тяжести нарушения установит суд, исходя из ориентира в 1-15%. Но применяться она будет только при продаже товара, если потребитель требует возмещения упущенной выгоды, компенсации быть не должно, отмечает он. От оборотного штрафа в пользу государства — 1-15% от выручки на конкретном рынке — выплата компенсации не освободит.

Бизнес опасается, что резкое упрощение процедуры обрушит на компании шквал исков. Возместить ущерб через суд действительно очень сложно, признает менеджер крупного производителя удобрений, но предложения ФАС — «произвол». Почему именно 1-15%, удивляется собеседник «Ведомостей», ущерб может быть меньше 1% и больше 15%. Из поправок следует, что это будет тот же оборотный штраф, только в пользу потерпевшего, а не государства, говорит юрист нефтегазовой компании. Должен возмещаться только прямой ущерб, призывает он, а механизм, который предлагает ФАС, создает высокие коррупционные риски. Гарантированное возмещение в 1-15% от стоимости товара в добавление к оборотному штрафу ФАС будет означать двойную ответственность за одно и то же нарушение, отмечает сотрудник нефтехимической компании, Конституционный суд это запрещает.

Штрафы в пользу потребителей могут оказаться даже выше оборотного в пользу бюджета, говорит Вадим Новиков из РАНХиГС: последний не может превышать 2% от общего оборота компании, а новый никак не ограничен. Рекордные оборотные штрафы пришлось выплачивать нефтяникам: по итогам трех волн антимонопольных дел о завышении цен на топливо они выплатили 19 млрд руб.. Если бы закон о компенсациях вступил в силу в 2014 г., а ФАС уличила доминирующие на рынке компании в очередном нарушении, то помимо оборотных штрафов им грозила бы выплата компенсации потребителям — от 15 млрд до 220 млрд руб., подсчитал Новиков.

15% от стоимости товара — это даже не полумера, недоволен председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин, а монополии такой штраф не напугает. Нужно перенимать американский подход, считает он, в США наказание может в 3 раза превышать убытки. Кратные убытки в США — основной элемент коллективных исков. Механизм компенсаций повысит эффективность коллективных исков и в России, рассчитывает Пузыревский. Его внедрение перенесено дорожной картой развития конкуренции на осень 2014 г.

С Минэкономразвития идеи ФАС не обсуждались и на рассмотрение не поступали, сообщил представитель министерства. Идея идет вразрез с заявлениями руководства ФАС о том, что служба намерена сокращать применение оборотных штрафов, недоумевает чиновник ведомства, участвующего в обсуждении антимонопольной политики. Нужно не добавлять оборотные штрафы, а улучшать доказательную базу, призывает Новиков, чтобы ФАС констатировала не только факт завышения цены, но и ее справедливое значение. Тогда пострадавшие будут апеллировать к ней и в судах не будет путаницы, заключает он.

После отстоя - пени

Налоговая инспекция вплотную занялась гражданами, бросившими платить земельный, транспортный или тому подобные налоги. За год через суд были приведены в кассу почти три миллиона человек, которые теперь должны заплатить более 48 миллиардов налоговых рублей.

В целом судебная статистика, обнародованная Судебным департаментом при Верховном суде России, показала, что нас активно приучают платить долги. За граждан взялись и налоговые инспекторы, и банкиры. И взялись весьма серьезно. По кредитам с должников в 2013 году взыскано почти на 100 миллиардов рублей больше, чем в 2012-м. Но такая тенденция наблюдается не первый год: число исков банкиров к заемщикам растет. Сюрпризом для должников стал резкий рост интереса налоговой инспекции к недоимкам простых людей.

Как пояснил "РГ" эксперт Федеральной палаты адвокатов России Максим Ровинский, средняя сумма удовлетворенного иска налоговой к гражданам в 2012 году составила около 11 тысяч рублей, а в 2013 году - порядка 17 тысяч рублей.

В большинстве случаев такие долги накопились у человека за несколько лет. Во многих случаях, наверное, людей подвела память: квитанции из налоговой приходят раз в год, суммы вроде бы небольшие, в мозгу не свербят, а потому о расплате как-то само собой забывается. Но "забыл", не значит - избежал: суд может прекрасно освежить память.

В прошлом году с налоговых должников было взыскано 48 миллиардов 267 миллионов 45 тысяч 776 рублей

"Как свидетельствуют общедоступные статистические данные, средний годовой размер налога на имущество физического лица в 2013 году составлял от 3 тысяч до 5,5 тысячи рублей в зависимости от региона, а средний размер транспортного налога - от 3 тысяч до 5 тысяч рублей, - говорит Максим Ровинский. - Сопоставление этих показателей со средней ценой удовлетворенных исков показывает, что массовые иски налоговых органов в большинстве своем - это требования к гражданам, которые несколько лет подряд не платили налог на имущество, транспортный налог, земельный налог и соответствующие пени и штрафы. Об этом же говорит та легкость, с которой налоговые органы выигрывают данные споры: в 2012 году 93 процента, в 2013 году 97 процентов. Дело в том, что налогоплательщикам, как правило, просто нечего возразить на претензии инспекций".

В итоге из скромных тысяч в масштабах страны на граждан набежали не такие уж скромные миллиарды. Как свидетельствуют данные Судебного департамента при Верховном суде России, если число исков налоговых инспекций к гражданам выросло более чем в два раза, то взысканные суммы увеличились уже почти в три с половиной раза.

"За год накопились пени на "старые" задолженности, а также увеличилась налоговая база из-за роста благосостояния граждан (новые квартиры обычно имеют более высокую оценку, приобретаются более мощные машины, которые облагаются более высокими ставками транспортного налога), - говорит Максим Ровинский. - Поэтому средняя сумма по искам выросла. А одной из причин увеличения количества исков может быть еще и улучшение организации работы налоговых органов (усовершенствование баз данных, систематизация работы юридических подразделений и т.д.)".

Вряд ли кто-то осмелится спорить с тем, что долги надо платить, особенно - долги налоговой. Но многих интересует вопрос, что будет, если все-таки не заплатить? Юристы отвечают просто: ничего хорошего не будет. "В случае неуплаты или несвоевременной уплаты налогов гражданами дополнительно к сумме недоимки начисляются пени, размер которых зависит от периода существования недоимки (с 14.09.2012 ставка пени составляет чуть более 10 процентов годовых), - поясняет эксперт Федеральной палаты адвокатов. - Также налоговые органы могут привлечь неплательщиков к ответственности в виде штрафа. По общему правилу - 20 процентов от суммы неуплаченного налога". Кроме того, наличие неоплаченной задолженности по налогам и сборам может сорвать планы на отпуск или командировку за границу. Судебный пристав-исполнитель вправе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из России, если сумма задолженности превышает 10 тысяч рублей.

По пустякам не беспокоить

ФАС России внесла четвертый антимонопольный пакет на рассмотрение в правительство РФ. В результате долгих дискуссий пакет поправок претерпел определенные изменения. В частности, принято решение о том, что будет меняться процедура предоставления государственных муниципальных преференций.

Не удалось в полной мере согласовать поправки, которые определяют применение антимонопольного законодательства к объектам исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности. Это "домашнее задание", которое надо будет еще дополнительно проработать. И, видимо, чуть позже мы выступим с соответствующими инициативами.

Остальные наши предложения нашли отражение в четвертом антимонопольном пакете. Мы считаем, что пакет направлен на либерализацию антимонопольного законодательства. В результате его принятия должно произойти существенное сокращение количества дел. Антимонопольный орган должен сконцентрироваться на серьезных делах, которые представляют существенную угрозу российской экономике, и этому способствует очень много нововведений, которые предлагаются. В частности, расширяется институт предупреждения в отношении субъектов, занимающих доминирующее положение, который позволит практически все договорные споры со своими контрагентами вывести из-под антимонопольных санкций, если монополист в срок, установленный антимонопольными органами, сможет исправиться. В частности, заключить договор, снять невыгодные условия договора, исключить недискриминационные условия и т.д.

Очень большую дискуссию вызвала норма, которая наделяет правительство правом утверждать правила недискриминационного доступа для хозяйствующих субъектов, занимающих существенную долю на товарном рынке. То есть долю более 70% товарного рынка, такая доля приближает его к монополисту. Правительство, в случае, если такая ситуация имеет место и происходит нарушение антимонопольного законодательства, может принять правила недискриминационного доступа, в которых определить порядок доступа к монопольному товару.

Следующий механизм, направленный на снижение степени участия государства в экономике, - механизм предварительного согласования создания государственных унитарных предприятий и муниципальных унитарных предприятий. Суть его в том, что ГУПы и МУПы не должны работать на конкурентных рынках. Конкурентные рынки должны обслуживаться предпринимателями, которые не являются государственными компаниями.

Антимонопольная служба наделяется полномочиями по согласованию при создании ГУПов и МУПов. Если ГУП или МУП создается на конкурентном рынке, то такое согласие будет невозможно. ГУПы и МУПы возможны только на том рынке, где отсутствует конкуренция или конкуренция существенно ограничена. То есть иными способами удовлетворить потребности населения будет невозможно. Такие рынки, безусловно, есть - это социально значимые рынки.

- Что может существенно снизить административную нагрузку на бизнес?

Сергей Пузыревский, начальник правового управления ФАС России: Отказ антимонопольной службы от реестра субъектов, занимающих долю свыше 35%. Сейчас практически все сделки по слияниям и поглощениям, в которых участвуют так или иначе эти компании, осуществляются с предварительного согласия. Исключение реестра существенно сократит количество сделок, которые потребуют предварительного согласия антимонопольного органа. Одновременно появляется норма, которая конкретизирует порядок создания и деятельности на российских рынках совместных предприятий. Для того чтобы отграничить каким-то образом легальную деятельность совместных предприятий и субъектов, действующих по договору о совместной деятельности, от преступного картеля, вводится предварительное согласование создания совместных предприятий или заключение договоров совместной деятельности по правилам экономической концентрации. Для того чтобы внести ясность, предлагается подробно регламентировать процедуру осуществления совместной деятельности и предоставить компаниям индульгенцию того, что завтра к ним не придет антимонопольный орган и не обвинит в картельном сговоре.

- Каким статусом наделяется президиум ФАС России?

Пузыревский: Законопроект определяет правовой статус Президиума ФАС России, у которого появится право объяснять применение антимонопольного законодательства. Такое право сейчас есть у антимонопольного органа. Сегодня руководитель или замруководителя ФАС России могут давать разъяснения. С принятием законопроекта это будет делать коллегиальный орган, куда входят все руководители антимонопольной службы. Учитывая более высокий статус этого органа, разъяснения антимонопольного законодательства станут более значимыми. Одновременно президиум будет принимать решения об отмене решений территориальных органов в случае, если они нарушают единообразие практики применения и существенно ограничивают права и свободы хозсубъектов. Мы считаем, что в первой половине 2015 года эти нормы вступят в силу.

- ФАС России предлагает ввести новую норму о компенсации в закон о конкуренции. Какова цель?

Пузыревский: В "дорожной карте" "Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики" предусматривается ряд мероприятий, направленных на повышение эффективности защиты прав потребителей, и в том числе установление кратных убытков за нарушение антимонопольного законодательства. В рамках реализации этого направления мы подготовили проект федерального закона, который предусматривает, что лицо, права и интересы которого были нарушены в результате нарушения антимонопольного законодательства, вправе потребовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков, определяемых в соответствии с гражданским законодательством, компенсацию. Размер ее может быть от одного до 15% от стоимости товара, реализованного с нарушением антимонопольного законодательства. Этот размер будет определяться по решению суда, исходя из характера совершенного правонарушения. В основном это будет касаться ценовых нарушений. Если будет установлено, что потребители в период действия картеля или манипулирования рынком приобретали товар, то они могут подсчитать свои убытки. То есть из монопольно высокой цены вычесть справедливую рыночную цену. Либо, если подсчитать это невозможно, можно потребовать возмещения компенсации. Компенсация считается проще. Надо представить документ, подтверждающий факт приобретения товара, - чек, и от этой суммы можно требовать от 1 до 15% компенсации. Введение такого альтернативного способа возмещения убытков существенно активизирует возможности защиты пострадавших потребителей и будет эффективным стимулом для участников экономических отношений более внимательно относиться к соблюдению антимонопольного законодательства. Сейчас гражданско-правовая ответственность практически не работает, мы имеем эффективный механизм применения лишь административных санкций. Факт нарушения может установить антимонопольный орган или суд. Единственная разница в том, что антимонопольный орган сам собирает доказательства, если же потребитель обратится в суд, то тогда он должен будет действовать самостоятельно. Конечно, надо сделать все возможное, чтобы нововведение не привело к необоснованному сутяжничеству и взысканию с компаний завышенных сумм. В октябре законопроект должен быть внесен в правительство, я не исключаю серьезных дебатов по поводу такой серьезной нормы, повышающей возможности взыскания причиненных убытков.

- Есть ли подобный опыт в мире?

Пузыревский: Классический вариант взыскания убытков - в США. Там пострадавший взыскивает трехкратный размер. В наших условиях это было бы чрезмерным. Но в Америке это работает. В меньшей степени такое возмещение получает свое развитие в ЕС и Великобритании.

- Юридический форум в Санкт-Петербурге подсказал новые идеи совершенствования действий антимонопольной службы?

Пузыревский: Одной из тем было развитие международной интеграции в расследованиях антимонопольных правонарушений. Оценивая достижения друг друга, можно успешно искать новые способы регулирования отношений. Важно взаимодействие в рамках существующих интеграционных образований. Создание наднационального органа, который будет отвечать за антимонопольные дела, станет знаковым событием. Вся необходимая правовая база готова, и скоро мы услышим о первых антимонопольных делах. Важным интеграционным образованием является взаимодействие на уровне государств - участников БРИКС. Продолжаются взаимодействия, несмотря на сложную политическую обстановку со странами Евросоюза, а также другими странами.

Инспектор придет внезапно

Роспотребнадзор предлагает вернуть внезапные проверки предприятий общественного питания и уже разрабатывает соответствующий законопроект.

По мнению его авторов, процедура предварительного уведомления о предстоящей проверке во многих случаях препятствует ее эффективному проведению, так как субъект проверки зачастую всячески уклоняется от вручения ему уведомления.

Напомним, что проводить внеплановые поверки без уведомления в России запрещено с 2008 года Законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Единственным основанием для внезапной проверки субъектов предпринимательства является угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан и иного серьезного ущерба.

"Законодательное предложение Роспотребнадзора абсолютно правильное, но совершенно недостаточное, - говорит председатель Союза потребителей РФ Петр Шелищ. - Проводимые Роспотребнадзором проверки от года к году выявляли все больше нарушений. При этом надо понимать, что под проверки попадает ничтожная часть товаров, предлагаемых населению. Например, по мясной продукции - 2 тыс. из реализованных 6 млн тонн, то есть 1/3000. При этом забраковано и изъято из оборота 113 тонн - около 6%. Многократно больший ущерб потребители несут от некачественных непродовольственных товаров и услуг".

Союз потребителей считает, что ввиду крайней неэффективности необходимо прекратить практику "плановых проверок" хозяйствующих субъектов и их продукции как основной формы государственного надзора над соблюдением прав потребителей. Орган государственного надзора должен прежде всего выявлять случаи причинения вреда потребителям, оперативно реагируя на их жалобы и обращения их общественных объединений и местных органов власти в связи с ненадлежащим качеством продукции. Следует учитывать и обращения добросовестных предпринимателей и их союзов, интересы которых ущемляются при безнаказанности обмана потребителей их недобросовестными конкурентами. Наказание должно стать настолько чувствительным, чтобы нарушать права потребителей стало невыгодно - судя по опыту ФАС России, наиболее эффективны в этом плане оборотные штрафы. Все это требует значительно более существенных изменений в законодательстве и правоприменительной практике.

Шире круг

Депутаты Госдумы хотят расширить круг налогоплательщиков, имеющих право применять упрощенную систему налогообложения. Для этого предлагается внести изменения в статьи 346.12 и 346.13 Налогового кодекса. Соответствующий законопроект уже внесен в Госдуму группой депутатов. Бизнес поддерживает это предложение, однако шансы получить одобрение парламента у этого законопроекта не очень высоки, уверены эксперты.

Если документ будет принят, право перехода на упрощенную систему налогообложения получат компании, которые имеют по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает уведомление о переходе на упрощенку, доходы, не превышающие 150 млн рублей. Действующая норма предоставляет такое право организациям, имеющим по итогам девяти месяцев доход в 45 млн рублей.

Плюс к этому депутаты предлагают увеличить размер остаточной стоимости основных средств организаций, которые не имеют права применять упрощенную систему налогообложения, со 100 млн до 300 млн рублей.

Изменениями в пп. 4 и 4.1 статьи 346.13 окончательно устанавливается круг организаций, имеющих право применять упрощенную систему налогообложения. К таким организациям предлагается отнести тех, чьи доходы по итогам отчетного (налогового) периода превысили 200 млн рублей вместо 60 млн рублей, закрепленных в действующем законодательстве. По мнению разработчиков, это позволит улучшить налоговый климат в первую очередь для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц из сектора малого и среднего предпринимательства.

"Это вторая попытка законодателей троекратно увеличить значение показателей, по которым ограничивается право применения упрощенной системы налогообложения (УСН). В первой декаде апреля этот законопроект уже направляли в Госдуму, но получили отказ из-за того, что не предусмотрели заключение правительства. Со стороны бизнеса отношение к инициативе, конечно, положительное. Благодаря увеличению предельного размера доходов на право применения УСН с 45 до 150 млн рублей по итогам 9 месяцев и остаточной стоимости основных средств со 100 до 300 млн рублей, многие компании малого бизнеса смогут применять более выгодную для себя упрощенную систему налогообложения. Кроме того, фирмам с доходом на грани 64 тысяч рублей не придется искать серых схем, чтобы избежать общей системы налогообложения и остаться на упрощенке, дробить бизнес и переводить часть своего имущества на другую компанию", - говорит Ольга Аввакумова, эксперт компании "СКБ Контур".

По ее мнению, большого роста числа желающих перейти на УСН ждать не стоит - ограничения на применение упрощенной системы - это не единственная причина, по которой компании работают на общей системе налогообложения. Ее чаще всего выбирают из-за необходимости работать с НДС. Законодательство не запрещает спецрежимникам работать с НДС, но в таком случае упрощенная система становится менее выгодной.

Если законопроект примут, новые лимиты начнут действовать только с 2015 года. Те, кто желает работать на УСН, но сейчас не попадает под условия, смогут подать уведомление в следующем году и, соответственно, только с 2016 года начнут применять упрощенную систему. "Шансы на одобрение у этого законопроекта снижаются в первую очередь из-за того, что бюджет государства будет лишен части доходов. Например, в виде налога на добавленную стоимость, а НДС играет важную роль в формировании доходов российского бюджета", - пояснила Ольга Аввакумова.

Подпишитесь на наши новости подписаться на рассылку
15
июля
2014
Учредители агентства