Обзор изменений в законодательстве


Подпишитесь на рассылку сайта

Д.Мантуров: В ближайшие три-четыре года в России будет создана сеть инжиниринговых центров

В России сегодня есть все предпосылки для создания мощной сети инжиниринговых центров, а развитие инжиниринга и промдизайна позволит стране занять лидирующее место по выпуску высокотехнологичной промышленной продукции. Об этом заявил министр промышленности и торговли Денис Мантуров на первом совместном заседании Координационного совета по промышленности и Совета по инжинирингу и промышленному дизайну при Минпромторге России, которое прошло в Екатеринбурге в рамках Международной промышленной выставки «ИННОПРОМ-2014».

По словам главы Минпромторга, инжиниринг сегодня во многом выпадающий элемент российской промышленности, сообщается на сайте министерства.

«Сейчас мы восстанавливаем знания и компетенции в этих вопросах, – сказал он. – Инжиниринг включает в себя весь жизненный цикл промышленного продукта: от появления идеи, разработки опытного образца, внедрения в производство, в том числе его технологического оснащения, до маркетинга, поставки на рынок, сервисного обслуживания и последующей утилизации. У нас есть три-четыре года для того, чтобы создать мощную сеть инжиниринговых центров, обеспечивающих разработку и внедрение в производство новых образцов промышленной продукции. Причем работа этих центров должна ориентироваться не только на российский, но и на внешний рынок. Это даст дополнительный стимул для роста объемов производства».

Денис Мантуров сообщил, что  в прошлом году Минпромторг совместно с Минобразования провели конкурс, в результате которого были выделены средства из бюджета для создания инжиниринговых центров на базе российских технических вузов. Эта практика будет продолжена в 2014 году.

«Мы рассчитываем, что технические вузы будут создавать инжиниринговые центры, совершенствовать и развивать их», – подчеркнул он.

Глава ведомства напомнил, что при участии Минпромторга активно ведется работа по реализации мероприятий дорожной карты и правительственной подпрограммы «Развитие инжиниринговой деятельности и промышленного дизайна», которые нацелены на развитие всей индустрии, создание новых рабочих мест и обеспечение производств квалифицированными кадрами. Прошедшее сегодня первое совместное заседание Координационного совета по промышленности и Совета по инжинирингу и промышленному дизайну при Минпромторге заложит фундамент для дальнейшей работы в этом направлении.

Инжиниринг служит связующим звеном между наукой и промышленностью. По оценкам Минпромторга, в 2012 году объем мирового рынка инжиниринговых услуг и промышленного дизайна составил 750 млрд долларов, а к 2020 году прогнозируется его двукратное увеличение – до 1,4 трлн долларов.

Российский рынок инжиниринговых услуг и промдизайна пока находится в стадии формирования. Если зарубежные игроки уже давно практикуют такой подход, как ЕРСМ-контракты (Engineering Procurement and Construction Management – инжиниринг, поставки и управление строительством), в рамках которых подрядчик полностью концентрирует у себя процессы по проектированию, консалтингу, закупкам и подрядам, то российским компаниям еще предстоит его в совершенстве освоить.

Как отметили участники заседания, у России, несмотря на некоторое отставание в этом вопросе, есть все предпосылки для ускоренного развития инжиниринга. Появление новых и развитие существующих отечественных компаний будет способствовать технологическому прорыву, привлечению инвестиций в высокотехнологичные отрасли экономики и общему росту промышленного производства.

Открытое правительство предлагает оценить эффективность контрактной системы

Открытое правительсво приглашает оценить эффективность контрактной системы, указать на проблемы и предложить пути решения. Анкета размещена на сайте ведомства.

В опросе предлагается, к примеру, оценить по 10-бальной шкале, в каком состоянии сейчас находится система госзакупок, перечислить ее основные проблемы, указать параметры, по которым следует осуществлять контроль в сфере госзакупок.

Как отмечается в сообщении Открытого правительсва, под контрактной системой (КС) для целей настоящей Анкеты понимается контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, включающая совокупность ее участников, таких как государственные или муниципальные заказчики, участник закупок со стороны поставщика, государственные контролирующие органы, граждане или общественные организации, осуществляющие общественный контроль в сфере закупок и др., и отношения между ними. 

 Под государственными закупками понимаются закупки для целей государственных и муниципальных нужд в рамках контрактной системы, а также закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

В России заработает план по модернизации экономики

Правительство России утвердило план мероприятий по повышению производительности труда, созданию и модернизации рабочих мест. Соответствующее распоряжение опубликовано на официальном сайте кабинета министров.

Проект плана мероприятий подготовлен Минэкономразвития России во исполнение поручений президента.

Документ включает семь направлений: стимулирование инвестиций для обновления и модернизации производства; стимулирование технологического обновления; стимулирование замены устаревших рабочих мест; создание условий для профессионального развития работников; реализация мер по повышению мобильности трудовых ресурсов; меры по повышению производительности труда в компаниях с госучастием; меры по созданию условий для увеличения занятости в сферах индивидуального и малого предпринимательства.

В целях стимулирования инвестиций для обновления и модернизации производства, а также технологического обновления предусматривается упрощение процедуры отбора инвестпроектов и порядка предоставления госгарантий при их реализации, формирование фонда развития промышленности, расширение применения предприятиями и банками механизмов проектного финансирования, содействие внедрению наилучших доступных технологий.

Высвобождению устаревших рабочих мест будут способствовать повышение уровня налогообложения организаций, имеющих оборудование с истекшим сроком полезного использования, и проведение специальной оценки рабочих мест.

На создание условий для профессионального развития и повышения мобильности трудовых ресурсов направлены меры, связанные с развитием системы утверждения профессиональных стандартов и независимой сертификации квалификаций, а также принятие федерального закона об арендном жилье.

Повышение производительности труда в компаниях с госучастием планируется обеспечить утверждением программ снижения издержек, включением положений о необходимости достижения целевых показателей в долгосрочные программы развития и трудовые договоры руководителей.

Отдельно в плане выделены меры, направленные на увеличение занятости в сферах индивидуального и малого предпринимательства.

К ним относятся, в частности, развитие национальной системы гарантийных организаций, наделение регионов правом предоставлять двухлетние налоговые каникулы новым субъектам малого предпринимательства, внедрение механизма возмещения регионам затрат на создание инфраструктуры индустриальных парков, технопарков и бизнес-инкубаторов.

Алексей Улюкаев: Правительство готово поддержать создание средним бизнесом современных рабочих мест гарантиями на 50 млрд. рублей

"До конца года мы должны обеспечить выдачу не менее 50 миллиардов рублей объема гарантий и контргарантий, которые обеспечат создание соответствующих рабочих мест. Имеются в виду проекты примерно объемом от 100 до 300 миллионов рублей, прежде всего, для среднего предпринимательства сроком от семи до десяти лет", - сообщил Министр экономического развития.

По его словам, это должно обеспечить создание в данном сегменте экономики современных модернизированных рабочих мест.

Действительно, вышло распоряжение Правительства, утверждающее план повышения производительности труда, и мы уже приступили к его реализации. Я не буду подробно рассказывать о позициях плана. Скажу, над чем мы сейчас, оставшийся период 2014 года работаем.

Первое – это инвестиционный проект, программа проектного финансирования. Мы до 1 октября должны обеспечить нормативно-правовую базу полную. То есть критерии отбора проектов, требования, которые предъявляются к их участникам, – это механизм гарантий более простой и прозрачный, который должен снижать риски для участников этого проекта, и акты Банка России, которые определяют требования к банкам-участникам и нормативному урегулированию этого процесса.

Для применения наилучших доступных технологий мы предполагаем связать вместе условия предоставления гарантий и мер поддержки промышленности с исполнением мероприятий по внедрению наилучших доступных технологий. В этом же, 2014 году мы собираемся продвинуться по специальной оценке рабочих мест, законодательно отрегулировать этот вопрос и разработать необходимые профессиональные стандарты. Имеются в виду порядка 400 профстандартов и 120 федеральных государственных образовательных стандартов, которые должны быть приняты до конца этого года.

Повышение мобильности трудовых ресурсов – эта тема отдельно будет освещена Министром, я скажу лишь, что программа арендного жилья, законодательное регулирование программы арендного жилья и внедрение этой программы мы предполагаем примерно в 30 субъектах Федерации.

С точки зрения создания современных рабочих мест на предприятиях малого и среднего предпринимательства. Прежде всего – Агентство кредитных гарантий, которое, я Вам докладывал, мы в конце июня уже запустили в работу. До конца года мы должны обеспечить выдачу не менее 50 миллиардов объёма гарантий и контргарантий, которые обеспечат соответствующее создание рабочих мест. Имеются в виду проекты объёмом примерно 100, 200, 300 миллионов рублей, прежде всего для среднего предпринимательства, сроком от 7 до 10 лет, которые обеспечат создание и в этом сегменте экономики современных модернизированных рабочих мест.

Имеется в виду, что будет налажена система мониторинга этой работы. Минэкономразвития будет давать соответствующую информацию, а Комиссия Правительства по экономическому развитию будет выносить суждения о том, каков прогноз исполнения этих мероприятий, какие риски есть, для того чтобы их своевременно предвосхитить, и каково фактическое состояние с достижением целевых показателей и индикаторов развития. Кроме того, в соответствии с распоряжением Правительства предполагается, что дважды в год мы будем делать доклад о состоянии работы с созданием современных рабочих мест и повышением производительности труда.

Налоговые службы получат онлайн-доступ к кассам

Предприниматели в четырех регионах начнут передавать Федеральной налоговой службе (ФНС) данные кассовых аппаратов в режиме онлайн. Эксперимент согласован с федеральным правительством и будет проводиться с 1 августа 2014 г. по 1 февраля 2015 г. в Москве, Московской области, Татарстане и Калужской области, сообщил «Ведомостям» представитель Минфина.

Изначально Минфин хотел обязать компании переходить на онлайн-обмен кассовыми данными с ФНС с июля 2016 г. Но Минэкономразвития предупредило, что раньше 2021 г. не успеть из-за низкого охвата интернетом, и тогда Минфин предложил запустить пилотный проект.

Для бизнеса участие в проекте будет добровольным. Согласившиеся на эксперимент компании и индивидуальные предприниматели должны установить на кассовых аппаратах специальное ПО, которое обеспечит передачу информации в дата-центры, а из них — в налоговые органы, объясняет федеральный чиновник: «В итоге налоговики получат современную систему контроля за расчетами, а бизнесу не нужно будет тратиться на электронную защитную ленту и носить кассовые аппараты в налоговую».

Существующий порядок крайне обременителен, жалуется менеджер крупного ритейлера: на замену одной ленты, срок службы которой около года, уходит до 10 000 руб. В сети около 1500 касс и траты только на смену лент ежегодно составляют 12-15 млн руб., а после замены аппарат нужно еще везти в налоговую на перерегистрацию, говорит собеседник «Ведомостей». Для больших компаний с развитой розничной сетью это длительная и неудобная процедура, согласен представитель группы «Связной».

После перехода на онлайн-контроль кассовым аппаратом может стать планшет, объясняет сотрудник ФНС. Новый порядок позволит предпринимателям существенно снизить свои издержки за счет перехода на электронную регистрацию контрольно-кассовой техники и отмены ежегодной перерегистрации, говорит представитель мэрии Москвы. Потребители также получат выгоду, уверен он: чеки будут храниться в электронном виде и появляется возможность восстановления чека при его утере. Доходы города будут увеличиваться за счет сокращения теневого оборота наличных денежных средств.

Желание поучаствовать в эксперименте выразило более 1000 организаций, в основном ритейл, рассказывает сотрудник ФНС. Среди них «Детский мир», сообщил представитель компании, эксперимент пройдет в одном из столичных магазинов сети. «Связному» было бы интересно поучаствовать в эксперименте, говорит представитель компании, но нужны четкая нормативная база и технические требования. По его мнению, будет правильно, если для печати чеков разрешат использовать не только кассовые аппараты, но и обычные принтеры, подключенные к общей сети системы учета. Если онлайн-контроль не предполагает сохранения существующего порядка контроля за кассовой техникой, т. е. не будет дублирования, то это удобно, передал через представителя президент «Евросети» Александр Малис.

Контроль за розничной торговлей особенно актуален в связи с дискуссией о введении налога с продаж, отмечает директор центра налоговой политики экономического факультета МГУ Кирилл Никитин. Правительство обсуждает введение налога с 2015 г., он может принести бюджету около 200 млрд руб., говорил министр финансов Антон Силуанов. Официальная оценка скорее всего базируется на данных Росстата о розничном обороте, предполагает Никитин, но при нынешнем уровне контроля за кассовой техникой она вряд ли достижима: наличные изымаются из касс, а данные кассовых аппаратов корректируются. При онлайн-контроле за расчетами скорректировать данные будет гораздо сложнее и это обеспечит лучшую собираемость нового налога, надеется эксперт.

Чадолюбивых работодателей простимулируют

Предпринимателей, создающих при своих организациях ясли и детские сады, предлагается стимулировать. Разработанные Комиссией ОП РФ по социальной политике рекомендации планируется реализовать в рамках Концепции государственной семейной политики на период до 2025 года. Об этом сообщила член комиссии Е. Тополева по итогам встречи с Председателем Правительства РФ Д. Медведевым.

В числе принятых предложений – оказывать поддержку предпринимателям, принимающим к себе в организацию лиц с высокой семейной нагрузкой, а также имеющих детей от полутора до трех лет.

Также член ОП РФ указала на необходимость стимулирования предпринимателей, которые при своих организациях создают ясли и детские сады. «Таким образом решаются сразу две проблемы: трудовой занятости женщин с детьми и нехватки мест в дошкольных образовательных учреждениях. Таких работодателей обязательно нужно поддерживать, например, льготным налогообложением», – считает эксперт.

14 июля 2014