Михаил Ставровский: Об Агентстве от первого лица


Идея создания Агентства Городского Развития, которое отмечает 15 лет в 2014 году, возникла не как дань моде (а в тот период в России аналогичные структуры создавались и очень часто как некий элемент рыночных отношений), а как насущная необходимость для города, имеющего моноструктурную экономику.

Руководство ОАО «Северсталь», Алексей Александрович Мордашов, прекрасно понимали, что в силу объективных факторов предстояла серьезная работа по оптимизации затрат, включая оптимизацию численности персонала, для того, чтобы быть конкурентными на рынке. Причем эти процессы, происходли не только на главном предприятии города, но и в химической отрасли, машиностроении и в других. Важно было подготовить условия, для того, чтобы высвобождающиеся специалисты, рабочие, тот, кто был готов, могли получить начальные навыки для занятия бизнесом.

Поэтому предложение Алексея Александровича Мордашова создать некоммерческое партнерство, безусловно, было поддержано руководством города и было учреждено Агентство Городского Развития, где долевое участие принимает ОАО «Северсталь» и мэрия города Череповца.

Через тернии к звездам

Безусловно, не все было гладко, первые годы становления Агентства самым сложным было, чтобы люди поверили, что Агентство не надуманная форма, а именно та организация, которая может помочь определиться с выбором тем, кто выбрал для себя частное предпринимательство, и дать им знания и первоначальные навыки.

Два направления были взяты на вооружение Агентством.

Первое направление - через бизнес-инкубатор обучение начинающих предпринимателей с предоставлением средств коммуникации, офисных помещений и помощь в сопровождении проектов на начальном этапе.
Второе направление – это разработка бизнес-проектов для нужд городского хозяйства, а также бизнес-проектов по заказам действующих фирм и организаций, занимающихся бизнесом.

Для бизнес-багажа

На мой взгляд, очень полезны были разработки АГР по определению стратегии развития общественного транспорта и некоторые проекты в области коммунального хозяйства. По прошествии времени можно констатировать, что проект развития городского транспорта, в частности проработка и использование троллейбусов, оказалась жизненной и сегодня. При всех проблемах, которые, безусловно, есть, общественный транспорт города свою функцию выполняет достойно все последние 15 лет.

В судьбе малого и среднего бизнеса – главная роль АГР

И еще хотелось бы отметить важную роль АГР в разработке и корректировке стратегии развития города Череповца на всех этапах. Кстати, жизнь подтвердила идею, заложенную руководством ОАО «Северсталь» и мэрией города при создании Агентства. Сегодня мы видим, какие изменения произошли за 15 лет с нашими ведущими компаниями. Это и изменение численности работающих, и реструктуализация  на градообразующих предприятиях (металлургии, химии).

И, наверное, как главный итог – резкое возрастание роли малого и среднего бизнеса в обеспечении занятости населения и в формировании бюджета города. И то, что в кризисные 2009, 2010 и последующие годы, уровень безработицы был низким, в этом есть вклад и Агентства городского развития.

Михаил Ставровский

Советник генерального директора дивизиона «Северсталь Российская Сталь», депутат Законодательного Собрания Вологодской области, председатель постоянного комитета по экологии и природопользованию ЗСО, мэр города Череповца с 1996 по 2006 годы.